Судья Карсаев А.М. Дело № 33-1006/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 11 апреля 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
с участием прокурора Имкеновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городовиковского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Управлению образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальным казённым общеобразовательным учреждениям «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделения денежных средств на приобретение учебников, по апелляционной жалобе Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия на решение Городовиковского районного суда от 26 декабря 2012 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Цохорова А.В.,поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Имкеновой Д.А.об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Городовиковского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее Министерство), Управлению образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальным казённым общеобразовательным учреждениям «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделения денежных средств на приобретение учебников, обосновывая свои требования тем, что проведенной проверкой установлен факт необеспечения учебниками и учебными пособиями школы на 2012-2013 учебный год ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета. Согласно действующему законодательству к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесены вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие субвенции бюджету Городовиковского районного муниципального образования Законом Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2012 г.» не предусмотрены. В школьном фонде необходимое количество учебников на текущий год отсутствует. Прокурор просил обязать Министерство выделить за счет казны Республики Калмыкия денежные средства на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа», обязать Управление образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия приобрести учебники для учащихся данных школ на выделенные денежные средства.
В судебном заседании помощник прокурора Босхомджиев Д.А. поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель Управления образования и культуры администрации Городовиковского РМО РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представители МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Харинова И.А., «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа» Эрднеев И.В., «Южная средняя общеобразовательная школа» Наденова Н.И. не возражали против удовлетворения иска.
Решением Городовиковского районного суда от 26 декабря 2012 г. на Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия возложена обязанность выделить за счет казны Республики Калмыкия денежные средства на приобретение необходимого количества учебников в сумме <…> руб. для нужд муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кировская средняя общеобразовательная школа», <…> руб. для нужд муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», <…> руб. для нужд муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Южная средняя общеобразовательная школа» в бюджет Управления образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2012-2013 учебный год. На Управление образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, а также муниципальные казённые общеобразовательные учреждения «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа» и «Южная средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность приобрести за счет выделенных денежных средств необходимое количество учебников на 2012 - 2013 учебный год.
В апелляционной жалобе министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Васильева Л.Б. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия его требованиям закона. В обоснование жалобы указывает на то, что нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, в том числе, на приобретение учебников, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 16 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. №316-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» в редакции Закона Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. №392-IV-З утвержден норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемый при расчете объема субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год, в размере 400,0 рублей на одного обучающегося. Суд возложил обязанность выделить средства из республиканского бюджета на приобретение учебников по фактической потребности, без учета установленного законом норматива, и, не возлагая на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанность направить такие средства им для дальнейшего перечисления соответствующему органу местного самоуправления.
Выслушав мнения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения норм материального права.
Принимая решение по делу, судруководствовалсяст. 43 Конституции Российской Федерации, п.п. 2, 3 ст. 5, п. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»,ст. 5 Закона Республики Калмыкия «Об образовании в Республике Калмыкия», п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации», п. 5 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Калмыкия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» и при этом исходил из того, что финансовое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, которые выделяют субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, указанных в федеральном либо региональном перечнях. Органы местного самоуправления и образовательные учреждения, в свою очередь, осуществляют непосредственное обеспечение права обучающихся на получение бесплатных учебников и пособий. В нарушение закона субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию основных общеобразовательных программ в сфере образования на 2012 – 2013 год не предоставлены, что делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объеме соответствующих полномочий. Библиотека МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа» не укомплектована учебниками в необходимом количестве, что ущемляет право граждан на общедоступное и бесплатное образование.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании" и подпунктом 13 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесены вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 20 марта 2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» органы местного самоуправления наделены полномочиями по финансированию в том числе, расходов на учебники и учебные пособия.
В силу ст. 5 данного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из республиканского бюджета, размер которых определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В случае необеспеченности переданных настоящим законом государственных полномочий финансовыми средствами органы местного самоуправления реализуют их в пределах переданных средств. При этом органы местного самоуправления вправе в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, направлять дополнительные средства за счет собственных доходных источников.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04 июня 2009 г. № 203 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых из Республиканского фонда компенсаций бюджетам районных муниципальных образований, г. Элиста на реализацию отдельных государственных полномочий Республики Калмыкия в сфере образования, пунктом 2 которого предусмотрено, что субвенции предоставляются Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, вышеприведенные правовые нормы определяют порядок финансового обеспечения при осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере образования по реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов, т.е. регулируют межбюджетные отношения.
Наделение же субъектов Российской Федерации соответствующими правами в области образования направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и само по себе не регулирует правоотношения по предоставлению учащимся образовательного учреждения, в интересах которых заявлен настоящий иск, прав на получение бесплатного образования, в связи с чем указанные нормы не подлежат применению к возникшим правоотношениям по данному спору.
Граждане, имеющие такое право в силу ст. 43 Конституции РФ, не являются непосредственно участниками межбюджетных правоотношений (ст.ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 Типового положения об общеобразовательных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые, создает непосредственно общеобразовательное учреждение.
С учетом вышеприведенных положений возложение на Министерство обязанности выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа», а на Управление образования и культуры администрации Городовиковского РМО РК – обязанности произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для этих учащихся не является способом защиты нарушенных прав граждан на получение бесплатного общего образования, так как законодательством Республики Калмыкия установлены подлежащие безусловному исполнению порядок и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Между тем межбюджетные отношения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления правового значения для данного спора не имеют.
Кроме того, согласно ст. 41 Закона РФ «Об образовании» нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подпунктом 6.1 пункта 1 ст. 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах стандарта среднего (полного) общего образования.
Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе (ст. 14 Закона РК «Об образовании»). Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются законами субъектов РФ.
Статьей 16 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. № 316-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» в редакции Закона Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. № 392-IV-З утвержден норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемый при расчете объема субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год, в размере 400,0 рублей на одного обучающегося.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
При этом в силу п. 3 вышеуказанной нормы законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
Приложением № 1 к Закону Республики Калмыкия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» от 18 марта 2009 г. № 192-IV в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, утвержден способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов в сфере образования.
Согласно предусмотренной Приложением методике в формулу расчета размера объема субвенций на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов в сфере образования не были включены расходы на учебники.
Однако, как видно из материалов дела, Приложение № 1 в указанной части оспорено не было, не отменено и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции являлось действующим.
Также не был оспорен и не отменен утвержденный законом Республики Калмыкия норматив, на основании которого осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований, в том числе на финансирование расходов на учебники, и их размер, а также норматив на финансирование расходов на учебники, необходимый для реализации государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в установленном законом порядке не были признаны незаконными и не отменены.
При наличии действующих порядка расчета нормативов для определения общего объема субвенций местным бюджетам по реализации государственных полномочий по финансированию расходов на учебники и учебные пособия и норматива на одного обучающегося у суда первой инстанции также не имелось оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о финансировании расходов на приобретение учебников в необходимом количестве.
Что касается решения суда в части возложения на МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа» обязанности приобрести за счет выделенных денежных средств в необходимом количестве учебники на 2012 -2013 год, то оно также не может быть признано законным и обоснованным по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, такая обязанность, возложенная судом на образовательные учреждения, как следует из судебного решения, обусловлена и непосредственно зависит от исполнения Министерством образования, культуры и науки РК, а также обязанности Управления образования и культуры администрации Городовиковского РМО РК финансирования расходов на приобретение учебников в необходимом для данных учебных заведений количестве.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Управлению образования и культуры администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальным казённым общеобразовательным учреждениям «Кировская средняя общеобразовательная школа», «Амур-Санановская основная общеобразовательная школа», «Южная средняя общеобразовательная школа» об обязании выделить средства на приобретение учебников отказать.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
О.Г. Шиханова
Копия верна, судья Л.Лиджеева