ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1006/2014 от 19.05.2014 Курского областного суда (Курская область)

Судья Палагина А.А. <данные изъяты>

<данные изъяты> ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

председательствующего Черниковой Е.Н.

судей Рязанцевой О.А., Геращенко Е.М.

при секретаре Куликовой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2014 года гражданское дело по иску <данные изъяты> транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Т» о признании недействительными сертификата соответствия и паспорта транспортного средства, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на заочное решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от 07 мая 2013 года (с учетом определения <данные изъяты> районного суда от 30 декабря 2013 года), которым постановлено:

исковое заявление <данные изъяты> транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью ООО «М» о признании недействительными сертификата соответствия и паспорта транспортного средства удовлетворить.

Признать сертификат соответствия от 22.06.2011 года <данные изъяты> на транспортное средство <данные изъяты>, недействительным.

Признать паспорт транспортного средства <данные изъяты> на транспортное средство <данные изъяты>, недействительным.

Заслушав доклад судьи <данные изъяты> областного суда Рязанцевой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Орловский транспортный прокурор обратился в <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации с учетом уточнений к Обществу с ограниченной ответственностью « М», <данные изъяты> таможне о признании недействительными сертификата соответствия и паспорта транспортного средства, указав в обоснование заявленных требований, что 18.06.2011 года ФИО1 приобрел в <данные изъяты> Республики Беларусь <данные изъяты> автомашину <данные изъяты>, для личного пользования. 27.06.2011 года ФИО1 обратился с заявлением на <данные изъяты> таможенный пост <данные изъяты> таможни с просьбой выдать паспорт транспортного средства (ПТС) на приобретенный им автомобиль. 27.06.2011 года должностными лицами <данные изъяты> таможенного поста был оформлен и выдан ФИО1 паспорт транспортного средства <данные изъяты> на автомобиль <данные изъяты>. Между тем, прокурорской проверкой установлено, что ФИО1 представил на <данные изъяты> таможенный пост <данные изъяты> таможни сертификат соответствия от 22.06.2011 года <данные изъяты> на ввезенный им автомобиль <данные изъяты>, согласно которому экологический класс указанного транспортного средства 4. Однако, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования. В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года №733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств» ФГУ В является экспертной организацией, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Одновременно ФГУ В осуществляет государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов на транспортные средства. Так, соответствие автомобиля <данные изъяты>, 1993 года выпуска, двигатель бензиновый, модель NGB, объемом 1988 см куб. на момент его производства экологическому классу 2 подтверждается официальным представителем завода-изготовителя ООО «Ф», специалистами ФГУ В, специалистами ФГУП Н, а также сведениями Web-сервера ФТС России. Согласно ст. 25 Федерального закона №184-ФЗ, сертификат соответствия должен включать в себя, в том числе, информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов. Аналогичные требования установлены Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22.03.2006 года №53 «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов». В представленном ФИО1 сертификате соответствия указано, что он выдан на основании протокола экспертизы технической документации от 21.06.2011 года.

Сведения о проведении лабораторных испытаний транспортного средства отсутствуют. При этом, сертификат соответствия, выданный на основании протокола экспертизы технической документации (метод проведения технической экспертизы документов) мог быть выдан ответчиком только при наличии сведения однозначно подтверждающих соответствие автомобиля <данные изъяты>, экологическому классу 4. Вместе с тем, ООО «Т», учитывая, что в силу п. 10 Технического регламента действительный экологический класс автомобиля соответствует второму, произвело в нарушение п. 10 п. 12, п. 14 Технического регламента выдачу сертификата соответствия от 22.06.2011 года на автомобиль <данные изъяты> о соответствии данного автомобиля экологическому классу 4, применяя метод технической экспертизы документов. Поскольку органом по сертификации ООО «Т» при оформлении и выдаче сертификата соответствия от 22.06.2011 года на автомобиль <данные изъяты>, были допущены нарушения требований Федерального закона №184-ФЗ, Технического регламента, действия органа по сертификации являются противоречащими законодательству РФ, а указанных сертификат подлежит признанию недействительным. Кроме того, учитывая, что первичный документ - сертификат соответствия от 22.06.2011 г., на основании которого выдан ПТС, является недействительным, соответственно, и ПТС подлежит признанию недействительным.

В ходе судебного разбирательства на основании определения <данные изъяты> районного суда <данные изъяты>.

Судом постановлено вышеуказанное заочное решение.

В апелляционной жалобе третье лицо ФИО1 просит решение суда отменить как не соответствующее требованиям законности и обоснованности, поскольку оно затрагивает и нарушает его права, как собственника транспортного средства.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию в соответствии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года №184-ФЗ, обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года №609 был утвержден Технический регламент, устанавливающий требования к выбросам автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Согласно п.3 Технического регламента под автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации понимается автомобильная техника (колесные транспортные средства, предназначенные, в том числе, для перевозки людей, и подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД РФ), не находившаяся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленная в Российской Федерации (в условиях серийного производства и в единичных экземплярах) или ввозимая на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации автомобильная техника независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства.

Объектами технического регулирования в соответствии с п.4 Технического регламента является автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий Ml, максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 8 Технического регламента установлены технические требования к автомобильной технике экологического класса 4, в частности, в отношении автомобильной техники категории Ml, М2 максимальной массой не более 3,5 тонн, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН 83-05 с исправлениями и дополнениями (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).

Согласно пункту 10 Технического регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в п.8 данного регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса.

В соответствии с п. 14 Технического регламента с 1 января 2010 года установлен технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4.

Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН (п. 12 Регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года №609).

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН №24), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 09.12.2003 года №356-ст «Об утверждении и введении в действие национального стандарта», установлено обязательное проведение циклов испытаний автомобильной техники.

Требования к сертификации продукции (транспортных средств) установлены ГОСТ Р 41.83 - 2004 (Правила ЕЭК ООН №83), предусматривающие в качестве опытных испытаний процедуры проверки работы транспортных средств в различных циклах эксплуатации, в том числе использование статистического метода испытаний на соответствие эксплуатационным требованиям, определение вредных выбросов с отработанными газами после запуска холодного двигателя, определение выбросов оксида углерода в режиме холостого хода, определение выбросов картерных газов, определение выбросов в результате испарения топлива транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием, определение выбросов оксида углерода и углеводородов с отработанными газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре и т.д.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О техническом регулировании» (в редакции, действующей на момент ввоза автомобиля на территорию РФ) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В соответствии со ст. 26 названного закона (в редакции, действующей на момент проведения сертификации) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.

Орган по сертификации, в частности, привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры)); выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, сертификат соответствия на ввозимые из-за рубежа транспортные средства сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, оформляется и выдается на основании протокола испытаний, выданного аккредитованной на проведение данных работ испытательной лабораторией.

В судебном заседании установлено, что 18.06.2011 года ФИО1 согласно справки-счету <данные изъяты> от 18.06.2011 года приобрел в <данные изъяты> Республики Беларусь у индивидуального предпринимателя ФИО2 автомашину <данные изъяты>, для личного пользования.

27.06.2011 года ФИО1 обратился с заявлением на <данные изъяты> таможенный пост <данные изъяты> таможни с просьбой выдать паспорт транспортного средства (ПТС) на приобретенный им автомобиль.

27.06.2011 года должностными лицами <данные изъяты> таможенного поста был оформлен и выдан ФИО1 ПТС <данные изъяты> на автомобиль <данные изъяты>.

Для подтверждения экологического класса приобретенного автомобиля ФИО1 на <данные изъяты> таможенный пост <данные изъяты> таможни был предоставлен сертификат соответствия от 22.06.2011 года , выданный ООО «Т» на ввезенный им автомобиль <данные изъяты>, согласно которому экологический класс указанного транспортного средства 4.

ООО «Т» аккредитовано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, о чем свидетельствует аттестат аккредитации .

Между тем, судом установлено, что сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, а потому подлежит признанию недействительным.

Так, в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года №733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств» ФГУ <данные изъяты> является экспертной организацией, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Одновременно ФГУ <данные изъяты> осуществляет государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов соответствия на транспортные средства.

Соответствие автомобиля <данные изъяты>, 1998 года выпуска, двигатель бензиновый, модель NGB, объемом 1988 см куб. на момент его производства экологическому классу 2 подтверждается официальным представителем завода-изготовителя ООО «Ф», специалистами ФГУ В, специалистами ФГУП Н, а также сведениями Web-cepeepa ФТС России.

Согласно представленному ФИО1 сертификату соответствия, он выдан на основании протокола экспертизы технической документации №0850МС-06/11 от 21.06.2011 г. Сведения о проведении лабораторных испытаний транспортного средства отсутствуют.

Между тем, сертификат соответствия, выданный на основании протокола экспертизы технической документации (метод проведения технической экспертизы документов) мог быть выдан ответчиком только при наличии сведений однозначно подтверждающих соответствие автомобиля <данные изъяты>, 1998 года выпуска, двигатель бензиновый, модель NGB, объемом 1988 см куб. экологическому классу 4.

При этом ФИО1 не оспаривалось в суде апелляционной инстанции, что им производились технические изменения спорного автомобиля с целью соответствия автомобиля 4 экологическому классу, документального подтверждения которым он представить не может.

Таким образом, ООО «Т», учитывая, что в силу п. 10 Технического регламента действительный экологический класс автомобиля соответствует второму, произвело в нарушение п.п. 10, 12, 14 Технического регламента выдачу сертификата соответствия от 22.06.2011 года <данные изъяты> на автомобиль <данные изъяты>, 1998 года выпуска, о соответствии данного автомобиля экологическому классу 4, применяя метод технической экспертизы документов.

Поскольку органом по сертификации ООО «Т» при оформлении и выдаче сертификата соответствия от 22.06.2011 года на автомобиль <данные изъяты>, 1998 года выпуска, были допущены нарушения требований Федерального закона №184-ФЗ, Технического регламента, действия органа по сертификации являются не законными, а потому указанный сертификат соответствия подлежит признанию недействительным.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.01.2013 года, ООО «Т» ОГРН <***> прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником ООО «Т» является ООО «М» ОГРН <***>.

15 февраля 2013 года определением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> произведена процессуальная замена ответчика с ООО «Т» на ООО «М».

Порядок выдачи ПТС на транспортные средства регулируется Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития России от 23.06.2005 года №496/192/134.

В соответствии с п. 57 указанного Положения ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию РФ транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

Из пункта 70 Положения также следует, что заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.

При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. №609, паспорта не выдаются.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2009 года №956 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 года №609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», согласно которым оформление паспортов транспортных средств в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» (п.2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2009 года №956).

Таким образом, необходимыми условиями для выдачи ПТС их собственникам являются прохождение транспортным средством таможенного оформления, соответствие экологического класса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года №609.

Поскольку недействительность сертификата соответствия на транспортное средство <данные изъяты>, на основании которого был выдан ПТС, влечет недействительность выданного ФИО1 ПТС на указанный автомобиль, суд считает необходимым признать паспорт транспортного средства <данные изъяты>, выданный <данные изъяты> таможней на транспортное средство <данные изъяты>, недействительным.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что он представил все необходимые документы для получения ПТС, каких-либо незаконных действий по получению паспорта транспортного средства он не совершал, однако лишен возможности распоряжаться и эксплуатировать его по своему усмотрению, не опровергают выводов суда о признании недействительности сертификата соответствия на транспортное средство и соответственно недействительности ПТС, поскольку, согласно приведенным нормам закона сертификат соответствия на ввозимые из-за рубежа транспортные средства сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, оформляется и выдается на основании протокола испытаний, выданного аккредитованной на проведение данных работ испытательной лабораторией.

Однако органом по сертификации ООО «Т», правопреемником которой в 2013 году стало ООО «М», при оформлении и выдаче сертификата соответствия от 22.06.2011 года на автомобиль <данные изъяты>, 1998 года выпуска, были допущены нарушения требований Федерального закона №184-ФЗ, Технического регламента, в связи с чем действия органа по сертификации являются не законными, и соответственно сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, который является необходимым условием для выдачи ПТС, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, а потому является недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от 07 мая 2013 года (с учетом определения <данные изъяты> районного суда от 30 декабря 2013 года) оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи