ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1006/2017 от 04.05.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу дело № 33-1006/2017

судья Васендин С.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кожиной Е.А.

и судей краевого суда Кузнецовой О.А., Щаповой И.А.

при секретаре Печеревиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 4 мая 2017 года гражданское дело по заявлению Даурского транспортного прокурора к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1

на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования Даурского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям удовлетворить.

Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП «Забайкальск» железнодорожными весами типа РД-Д для статического и динамического взвешивания грузового железнодорожного транспорта, установив срок выполнения в 1 год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Даурский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Читы с указанным заявлением, ссылаясь на следующее. При проверке исполнения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Забайкальск (далее - ЖДПП Забайкальск) в деятельности ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой) выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении требований обустройства и оборудования указанного пункта пропуска. В нарушение п. 12.5 Типовых требований пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП Забайкальск не оборудован весами для статического и динамического взвешивания грузового транспорта. С учетом уточнений просил обязать ФГКУ Росгранстрой и Министерство транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) устранить указанные нарушения, а именно оборудовать ЖДПП «Забайкальск» железнодорожными весами типа РД-Д в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. 2-1 т. 1, л.д. 4-5 т. 2).

Определением суда от 15 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «РЖД» (л.д. 130-131 т.1).

Определением суда от 15 июня 2016 года гражданское дело по настоящему иску передано на рассмотрение по месту нахождения большинства доказательств в Забайкальский районный суд Забайкальского края (л.д. 132-133 т.1).

Определением суда от 9 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Читинская таможня, Центральная дирекция управления движением – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 229-230 т.1).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 48-52 т. 2).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО1 просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. Ссылается на то, что требования прокурора направлены на понуждение ответчика к осуществлению реконструкции пункта пропуска, для проведения которой установлен особый порядок. Минтранс России не вправе принять самостоятельное (не согласованное с другими государственными органами) решение о проведении реконструкции пункта пропуска. Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 30 октября 2012 года было принято решение о реконструкции ЖДПП Забайкальск. Согласно схеме планировочной организации земельного участка, которая согласована всеми контрольными органами, спорные весы в ЖДПП Забайкальск не предусмотрены. 21 апреля 2014 года проектная документация «Реконструкция железнодорожного пункта пропуска Забайкальск, <адрес>», прошедшая государственную экспертизу, была утверждена. Установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра приведет к нарушению международных обязательств, принятых Российской Федерацией согласно Протоколу российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии от 15.10.2015. В соответствии с пунктом 13 данного протокола нормальная длина поездов установлена в 71 условный вагон (условный вагон РЖД равен 14 метрам). Установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра не представляется возможной, поскольку она приведет к сокращению длины условного вагона. Установка весового оборудования на путях 93п также не может быть произведена, ввиду невхождения их в пределы пункта пропуска, зону таможенного досмотра, а также значительной удаленности от пункта пропуска через государственную границу. Расходы на реконструкцию и техническое оснащение действующих пунктов пропуска являются капитальными вложениями, которые выделяются исключительно в рамках федеральных целевых программ. Федеральной целевой программой «<данные изъяты>» объем финансирования реконструкции ЖДПП Забайкальск утвержден, удовлетворение заявленных, прокурором требований приведет к нарушению норм бюджетного законодательства. Ни прокурор, ни суд общей юрисдикции не вправе произвольно вмешиваться в исключительную компетенцию федеральных органов исполнительной власти. В заявлении прокурора не указано, каким образом нарушаются права неограниченного круга лиц, не приведено достаточных доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц. Доводы прокурора о том, что таможенный контроль вследствие отсутствия весового оборудования будет осуществляться ненадлежащим образом, носят предположительный характер, являются надуманными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами (письмо Читинской таможни от 01.04.2016 ). В заявлении прокурора отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Судом в решении не приведены выводы и нормы права, в соответствии с которыми отвергнуты доводы ФГКУ Росгранстрой (л.д. 59-67 т. 2).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Даурский транспортный прокурор Третяк Д.С. представитель Читинской таможни ФИО2 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 129-134 т.2).

Представители ответчика Минтранса России ФИО3 и третьего лица ОАО «РЖД» ФИО4 представили отзывы, в которых поддержали доводы апелляционной жалобы об отмене решения.

В суд апелляционной инстанции ответчик Минтранс России, третье лицо Читинская таможня своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов, выслушав объяснения представителей ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО5 и ФИО6, представителя третьего лица ОАО «РЖД» ФИО7, поддержавших жалобу, объяснения прокурора Балдановой Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ» проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному Приказом Росграницы от 04.02.2009, Дирекция является федеральным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Учредителем ФГКУ Росгранстрой является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя до 02.02.2016 осуществляло Росграница, в настоящее время, в виду ее упразднения, осуществляет Минтранс России (Указ Президента РФ от 02.02.2016).

Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 установлено, что Минтранс России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Таким образом, реконструкция и обустройство пунктов пропуска является предметом деятельности Минтранса России и ФГКУ Росгранстрой.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы), в соответствии с приказом Росграницы от 30.10.2012 осуществляется реконструкция железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границы Российской Федерации на железнодорожной станции Забайкальск, расположенной в <адрес>.

23.12.2013 во исполнение указанного приказа, между ФГКУ Росгранстрой от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и ООО «Дорстройсервис» (подрядчик) был заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции железнодорожного пункта пропуска Забайкальск. Сроки выполнения работ по контракту составляет 730 дней (с 23.12.2013 по 23.12.2015).

Согласно п.2.1 государственного контракта государственный заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с условиями контракта, техническим заданием к контракту, проектной и рабочей документацией, строительными нормами и правилами РФ, выполнить работы по реконструкции ЖДПП Забайкальск, пгт.Забайкальск, обеспечить ввод в эксплуатацию и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ, выполненных подрядчиком в полном объеме и оплатить обусловленную контрактом цену.

Цена контракта составила <данные изъяты> рублей (п.п.4.1)

03.11.2015 между ФГКУ Росгранстрой и ООО «Дорстройсервис» заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 23.12.2013 на выполнение работ по реконструкции ЖДПП Забайкальск, согласно которому срок выполнения работ составляет 983 дня (с 23.12.2013 по 01.09.2016), цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

На основании государственного контракта , заключенного 10.12.2012 между ФГКУ Росгранстрой (государственный заказчик) и ЗАО «РосТрансСтрой» (проектировщик) реконструкция осуществляется на основании разработанной ЗАО «РосТрансСтрой» проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ Главгосэкспертизы России – 28.02.2014 , и утвержденной приказом ФГКУ Росгранстрой от 21.04.2014 .

Пунктом 2.1 государственного контракта от 10.12.2012 предусмотрено, что разработанная проектировщиком документация по техническим, экономическим параметрам должна соответствовать Техническому заданию к контракту (приложение ), являющемуся неотъемлемой частью контракта.

Согласно п.12 Технического задания, являющегося приложением к государственному контракту от 10.12.2012, п.13.3 Технического задания, являющегося приложением к государственному контракту от 23.12.2013, проектная документация, общие требования к реконструкции, должны быть выполнены в том числе в соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349.

Предъявляя настоящий иск, прокурор ссылался на установленный в ходе проведения прокурорской проверки факт нарушения, выразившийся в несоблюдении ответчиками требований п.12.5 Приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349 в части обустройства и оборудования ЖДПП Забайкальск, при проведении реконструкции, весами для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта типа «РД-Д».

Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и применив закон, регулирующий спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно ч.4 ст.12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 .

Во исполнение п.2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, приказом ФТС от 31.10.2008 № 1349 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Пунктом 12.5 Типовых требований предусмотрен базовый (минимально необходимый) комплект технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, который включает в себя весы для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта «ВА-Д-90) (железнодорожные типа «РД-Д»).

Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, при проведении работ по реконструкции, ЖДПП Забайкальск в обязательном порядке подлежал оборудованию указанными весами.

На соответствие проектной документации и общих требований к реконструкции ЖДПП Забайкальск требованиям приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349 указано в приложениях к государственным контрактам на выполнение проектной документации, государственного контракта на выполнение работ по реконструкции.

Однако фактически требования п.12.5 приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349 об оборудовании ЖДПП Забайкальск весами для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта «ВА-Д-90) (железнодорожные типа «РД-Д»), при разработке проекта и проведении работ по реконструкции, выполнены не были.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 2.3 приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349, согласно которому конкретный состав сооружений уточняется на этапе проектирования и зависит от объема движения и схемы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств, специализации ЖДПП, подлежит отклонению, так как предусмотренный пунктом 12.5 названного приказа комплект технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, является базовым (минимально необходимым).

Подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что письмом зам.генерального директора ЗАО «РосТрансСтрой» от 22.05.2014 подтверждается, что в связи со стесненными условиями площадки строительства и требования о запрете остановки подвижного состава на весах, размещение весов в соответствующих границах пунктах пропуска, на стадии разработки проектной документации было признано невозможным.

Согласно заключению ФАУ Главгосэкспертизы России от 28.02.2014 , представленному в материалы дела на съемном носителе (CD-R) проектная документация по реконструкции ЖДПП Забайкальск, не содержит информации о техническом решении возможности/ или невозможности оборудования весами пункта пропуска.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что вопрос о техническом решении выполнения требований п.12.5 приказа ФТС об обустройстве весами при выполнении проекта реконструкции ЖДПП Забайкальск не обсуждался.

В связи с чем, отсутствуют основания согласиться с доводами жалобы о том, что установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра приведет к нарушению международных обязательств, принятых Российской Федерацией согласно Протоколу российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии от 15.10.2015, а также невозможности установки на путях 93п, ввиду нахождения за пределами пункта пропуска и значительной удаленности от него.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии технической возможности установить весы в пункте пропуска ЖДПП Забайкальск, обеспечении функции взвешивания грузового автотранспорта на весах, имеющихся на железнодорожной станции Забайкальск, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, и обоснованно, с приведением в решении соответствующих мотивов, были отклонены как несостоятельные.

Доводы о том, что реконструкция ЖДПП Забайкальск без оборудования весами, выполнена на основании проектной документации, согласованной с ФТС России и прошедшей государственную экспертизу, а также о невозможности исполнения требований прокурора, поскольку реконструкция пунктов пропуска через государственную границу осуществляется на основании ФЦП, утверждаемой законодательством Российской Федерации, в которую мероприятия по оборудованию ЖДПП Забайкальск весами не включены, не освобождает специально созданное учреждение от надлежащего выполнения возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей по проведению реконструкции пункта пропуска в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как обоснованно указано судом, таможенный пункт ЖДПП Забайкальск в нарушение приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349, весовым оборудованием не обеспечен, несоответствие ЖДПП Забайкальск базовому (минимально необходимому комплекту технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, ведет к ненадлежащему таможенному контролю в пункте пропуска, что нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и вопреки приведенным в жалобе доводам, дает прокурору право требовать устранения указанных нарушений в судебном порядке.

В письме Читинской таможни от 01.04.2016 , на которое ФГКУ Росгранстрой ссылается в жалобе в обоснование своих доводов о предположительном характере осуществлении ненадлежащего таможенного контроля вследствие отсутствия весового оборудования, не содержится такой информации, в нем приводятся лишь сведения об уровне оснащенности таможенного поста ЖДПП Забайкальск базовым (минимально необходимым комплектом технических средств).

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что реконструкция ЖДПП Забайкальск проводится в рамках действующей федеральной программы «<данные изъяты><данные изъяты>), денежные средства на выполнение которой были выделены из федерального бюджета изначально в размере <данные изъяты> рублей, при этом цена контракта по соглашению сторон была снижена до <данные изъяты> рублей, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии финансовых средств на установку весов признаются необоснованными.

Допущенные при осуществлении реконструкции ЖДПП Забайкальск нарушения, выразившиеся в необорудовании пункта пропуска железнодорожными весами типа РД-Д, подлежат устранению ответчиками с соблюдением установленного законом порядка, с использованием выделенных для этих целей средств федерального бюджета, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: