Председательствующий по делу дело № 33-1006/2017
судья Васендин С.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Кузнецовой О.А., Щаповой И.А.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 4 мая 2017 года гражданское дело по заявлению Даурского транспортного прокурора к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1
на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Даурского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП «Забайкальск» железнодорожными весами типа РД-Д для статического и динамического взвешивания грузового железнодорожного транспорта, установив срок выполнения в 1 год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даурский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Читы с указанным заявлением, ссылаясь на следующее. При проверке исполнения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Забайкальск (далее - ЖДПП Забайкальск) в деятельности ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой) выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении требований обустройства и оборудования указанного пункта пропуска. В нарушение п. 12.5 Типовых требований пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП Забайкальск не оборудован весами для статического и динамического взвешивания грузового транспорта. С учетом уточнений просил обязать ФГКУ Росгранстрой и Министерство транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) устранить указанные нарушения, а именно оборудовать ЖДПП «Забайкальск» железнодорожными весами типа РД-Д в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. 2-1 т. 1, л.д. 4-5 т. 2).
Определением суда от 15 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «РЖД» (л.д. 130-131 т.1).
Определением суда от 15 июня 2016 года гражданское дело по настоящему иску передано на рассмотрение по месту нахождения большинства доказательств в Забайкальский районный суд Забайкальского края (л.д. 132-133 т.1).
Определением суда от 9 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Читинская таможня, Центральная дирекция управления движением – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 229-230 т.1).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 48-52 т. 2).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО1 просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. Ссылается на то, что требования прокурора направлены на понуждение ответчика к осуществлению реконструкции пункта пропуска, для проведения которой установлен особый порядок. Минтранс России не вправе принять самостоятельное (не согласованное с другими государственными органами) решение о проведении реконструкции пункта пропуска. Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 30 октября 2012 года № было принято решение о реконструкции ЖДПП Забайкальск. Согласно схеме планировочной организации земельного участка, которая согласована всеми контрольными органами, спорные весы в ЖДПП Забайкальск не предусмотрены. 21 апреля 2014 года проектная документация «Реконструкция железнодорожного пункта пропуска Забайкальск, <адрес>», прошедшая государственную экспертизу, была утверждена. Установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра приведет к нарушению международных обязательств, принятых Российской Федерацией согласно Протоколу российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии от 15.10.2015. В соответствии с пунктом 13 данного протокола нормальная длина поездов установлена в 71 условный вагон (условный вагон РЖД равен 14 метрам). Установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра не представляется возможной, поскольку она приведет к сокращению длины условного вагона. Установка весового оборудования на путях 93п также не может быть произведена, ввиду невхождения их в пределы пункта пропуска, зону таможенного досмотра, а также значительной удаленности от пункта пропуска через государственную границу. Расходы на реконструкцию и техническое оснащение действующих пунктов пропуска являются капитальными вложениями, которые выделяются исключительно в рамках федеральных целевых программ. Федеральной целевой программой «<данные изъяты>» объем финансирования реконструкции ЖДПП Забайкальск утвержден, удовлетворение заявленных, прокурором требований приведет к нарушению норм бюджетного законодательства. Ни прокурор, ни суд общей юрисдикции не вправе произвольно вмешиваться в исключительную компетенцию федеральных органов исполнительной власти. В заявлении прокурора не указано, каким образом нарушаются права неограниченного круга лиц, не приведено достаточных доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц. Доводы прокурора о том, что таможенный контроль вследствие отсутствия весового оборудования будет осуществляться ненадлежащим образом, носят предположительный характер, являются надуманными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами (письмо Читинской таможни от 01.04.2016 №). В заявлении прокурора отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Судом в решении не приведены выводы и нормы права, в соответствии с которыми отвергнуты доводы ФГКУ Росгранстрой (л.д. 59-67 т. 2).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Даурский транспортный прокурор Третяк Д.С. представитель Читинской таможни ФИО2 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 129-134 т.2).
Представители ответчика Минтранса России ФИО3 и третьего лица ОАО «РЖД» ФИО4 представили отзывы, в которых поддержали доводы апелляционной жалобы об отмене решения.
В суд апелляционной инстанции ответчик Минтранс России, третье лицо Читинская таможня своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов, выслушав объяснения представителей ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО5 и ФИО6, представителя третьего лица ОАО «РЖД» ФИО7, поддержавших жалобу, объяснения прокурора Балдановой Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ» проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".
Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному Приказом Росграницы № от 04.02.2009, Дирекция является федеральным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Учредителем ФГКУ Росгранстрой является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя до 02.02.2016 осуществляло Росграница, в настоящее время, в виду ее упразднения, осуществляет Минтранс России (Указ Президента РФ № от 02.02.2016).
Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № установлено, что Минтранс России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
Таким образом, реконструкция и обустройство пунктов пропуска является предметом деятельности Минтранса России и ФГКУ Росгранстрой.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы), в соответствии с приказом Росграницы от 30.10.2012 № осуществляется реконструкция железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границы Российской Федерации на железнодорожной станции Забайкальск, расположенной в <адрес>.
23.12.2013 во исполнение указанного приказа, между ФГКУ Росгранстрой от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и ООО «Дорстройсервис» (подрядчик) был заключен государственный контракт № на выполнение работ по реконструкции железнодорожного пункта пропуска Забайкальск. Сроки выполнения работ по контракту составляет 730 дней (с 23.12.2013 по 23.12.2015).
Согласно п.2.1 государственного контракта государственный заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с условиями контракта, техническим заданием к контракту, проектной и рабочей документацией, строительными нормами и правилами РФ, выполнить работы по реконструкции ЖДПП Забайкальск, пгт.Забайкальск, обеспечить ввод в эксплуатацию и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ, выполненных подрядчиком в полном объеме и оплатить обусловленную контрактом цену.
Цена контракта составила <данные изъяты> рублей (п.п.4.1)
03.11.2015 между ФГКУ Росгранстрой и ООО «Дорстройсервис» заключено дополнительное соглашение № к государственному контракту от 23.12.2013 № на выполнение работ по реконструкции ЖДПП Забайкальск, согласно которому срок выполнения работ составляет 983 дня (с 23.12.2013 по 01.09.2016), цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.
На основании государственного контракта №, заключенного 10.12.2012 между ФГКУ Росгранстрой (государственный заказчик) и ЗАО «РосТрансСтрой» (проектировщик) реконструкция осуществляется на основании разработанной ЗАО «РосТрансСтрой» проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ Главгосэкспертизы России – 28.02.2014 №, и утвержденной приказом ФГКУ Росгранстрой от 21.04.2014 №.
Пунктом 2.1 государственного контракта № от 10.12.2012 предусмотрено, что разработанная проектировщиком документация по техническим, экономическим параметрам должна соответствовать Техническому заданию к контракту (приложение №), являющемуся неотъемлемой частью контракта.
Согласно п.12 Технического задания, являющегося приложением № к государственному контракту № от 10.12.2012, п.13.3 Технического задания, являющегося приложением № к государственному контракту № от 23.12.2013, проектная документация, общие требования к реконструкции, должны быть выполнены в том числе в соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349.
Предъявляя настоящий иск, прокурор ссылался на установленный в ходе проведения прокурорской проверки факт нарушения, выразившийся в несоблюдении ответчиками требований п.12.5 Приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349 в части обустройства и оборудования ЖДПП Забайкальск, при проведении реконструкции, весами для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта типа «РД-Д».
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и применив закон, регулирующий спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно ч.4 ст.12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №.
Во исполнение п.2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, приказом ФТС от 31.10.2008 № 1349 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 12.5 Типовых требований предусмотрен базовый (минимально необходимый) комплект технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, который включает в себя весы для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта «ВА-Д-90) (железнодорожные типа «РД-Д»).
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, при проведении работ по реконструкции, ЖДПП Забайкальск в обязательном порядке подлежал оборудованию указанными весами.
На соответствие проектной документации и общих требований к реконструкции ЖДПП Забайкальск требованиям приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349 указано в приложениях № к государственным контрактам на выполнение проектной документации, государственного контракта на выполнение работ по реконструкции.
Однако фактически требования п.12.5 приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349 об оборудовании ЖДПП Забайкальск весами для статического и динамического взвешивания грузового автотранспорта «ВА-Д-90) (железнодорожные типа «РД-Д»), при разработке проекта и проведении работ по реконструкции, выполнены не были.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 2.3 приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349, согласно которому конкретный состав сооружений уточняется на этапе проектирования и зависит от объема движения и схемы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств, специализации ЖДПП, подлежит отклонению, так как предусмотренный пунктом 12.5 названного приказа комплект технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, является базовым (минимально необходимым).
Подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что письмом зам.генерального директора ЗАО «РосТрансСтрой» от 22.05.2014 № подтверждается, что в связи со стесненными условиями площадки строительства и требования о запрете остановки подвижного состава на весах, размещение весов в соответствующих границах пунктах пропуска, на стадии разработки проектной документации было признано невозможным.
Согласно заключению ФАУ Главгосэкспертизы России от 28.02.2014 №, представленному в материалы дела на съемном носителе (CD-R) проектная документация по реконструкции ЖДПП Забайкальск, не содержит информации о техническом решении возможности/ или невозможности оборудования весами пункта пропуска.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что вопрос о техническом решении выполнения требований п.12.5 приказа ФТС об обустройстве весами при выполнении проекта реконструкции ЖДПП Забайкальск не обсуждался.
В связи с чем, отсутствуют основания согласиться с доводами жалобы о том, что установка весов в парках «П» и «В» в зоне таможенного досмотра приведет к нарушению международных обязательств, принятых Российской Федерацией согласно Протоколу российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии от 15.10.2015, а также невозможности установки на путях 93п, ввиду нахождения за пределами пункта пропуска и значительной удаленности от него.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии технической возможности установить весы в пункте пропуска ЖДПП Забайкальск, обеспечении функции взвешивания грузового автотранспорта на весах, имеющихся на железнодорожной станции Забайкальск, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, и обоснованно, с приведением в решении соответствующих мотивов, были отклонены как несостоятельные.
Доводы о том, что реконструкция ЖДПП Забайкальск без оборудования весами, выполнена на основании проектной документации, согласованной с ФТС России и прошедшей государственную экспертизу, а также о невозможности исполнения требований прокурора, поскольку реконструкция пунктов пропуска через государственную границу осуществляется на основании ФЦП, утверждаемой законодательством Российской Федерации, в которую мероприятия по оборудованию ЖДПП Забайкальск весами не включены, не освобождает специально созданное учреждение от надлежащего выполнения возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей по проведению реконструкции пункта пропуска в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как обоснованно указано судом, таможенный пункт ЖДПП Забайкальск в нарушение приказа ФТС России от 31.10.2008 № 1349, весовым оборудованием не обеспечен, несоответствие ЖДПП Забайкальск базовому (минимально необходимому комплекту технических средств для досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, ведет к ненадлежащему таможенному контролю в пункте пропуска, что нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и вопреки приведенным в жалобе доводам, дает прокурору право требовать устранения указанных нарушений в судебном порядке.
В письме Читинской таможни от 01.04.2016 №, на которое ФГКУ Росгранстрой ссылается в жалобе в обоснование своих доводов о предположительном характере осуществлении ненадлежащего таможенного контроля вследствие отсутствия весового оборудования, не содержится такой информации, в нем приводятся лишь сведения об уровне оснащенности таможенного поста ЖДПП Забайкальск базовым (минимально необходимым комплектом технических средств).
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что реконструкция ЖДПП Забайкальск проводится в рамках действующей федеральной программы «<данные изъяты><данные изъяты>), денежные средства на выполнение которой были выделены из федерального бюджета изначально в размере <данные изъяты> рублей, при этом цена контракта по соглашению сторон была снижена до <данные изъяты> рублей, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии финансовых средств на установку весов признаются необоснованными.
Допущенные при осуществлении реконструкции ЖДПП Забайкальск нарушения, выразившиеся в необорудовании пункта пропуска железнодорожными весами типа РД-Д, подлежат устранению ответчиками с соблюдением установленного законом порядка, с использованием выделенных для этих целей средств федерального бюджета, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: