ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10071/19УИД220067-01-2019-001189-45 от 30.10.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Панина Е.Ю. Дело №33-10071/2019 УИД 22RS0067-01-2019-001189-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Науменко Л.А.,

Диденко О.В., Рудь Е.П.,

Рогожиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Скрипченко Виктора Алексеевича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 августа 2019 года по делу

по иску Скрипченко Виктора Алексеевича к Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании компенсации.

Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скрипченко В.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Барнаула с иском, предъявив первоначально требования к ПАО «Сбербанк России», Алтайское отделение.

В обоснование требований указал, что с 1980 года он работал на Норильском комбинате, пользовался услугами Норильского отделения Сбербанка ***. На 20.06.1991 общая сумма вкладов на пяти счетах составила 33 474 руб. Частичные компенсации он не получал, ему полагается компенсация в трехкратном размере, что не соответствует положениям Закона от 10.05.1995 № 77-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

Положениями данного закона предусмотрена необходимость сохранения покупательной способности денежных средств. Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 01.03.1991 покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году. Статья 5 данного закона предусматривает перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. Статьей 6 предусмотрено, что при переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ величина номинала этих обязательств приравнивается к первоначальному номиналу, вложенных в указанные сбережения денежных средств.

Поскольку гарантированные сбережения не были переведены в целевые долговые обязательства РФ, денежные средства по всем счетам истца остаются действующими с учетом условий договора за весь период существования вклада.

Период существования вкладов составляет 27 полных лет (2018 – 1991).

При исчислении размера вкладов на день обращения с иском, исходя из условий вкладов (2 или 3 % вклады), количества лет вложения (27 лет), истцом рассчитано, что сумма вкладов по 3 счетам (вкладам) 2 % составляет 30 462 руб., по 3 % вкладу – 12 332 руб., по 3 % вкладу (депозиту) – 22 200 руб.

Согласно данным Госкомстата минимальная стоимость потребительской корзины в 1990 году составляла 429,1 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от 16.10.2018 № 390 величина прожиточного минимума на первый квартал 2018 года для пенсионеров составляет 7 544 руб. в месяц или 90 528 руб. в год,

Исходя из соотношения ВПМ для пенсионеров на первый квартал 2018 года и стоимости потребительской корзины в 1990 году по расчету истца подлежит выплате компенсация по 5 вкладам в общей сумме 10 285 064 руб.

По таким основаниям заявлены требования о возложении обязанности произвести компенсацию в указанном размере.

В ходе рассмотрения дела в Октябрьском районном суде г. Барнаула по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика ПАО «Сбербанк России» на Правительство РФ. Также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.

Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 21.05.2019, в связи с заменой ответчика, дело передано на рассмотрение по подсудности в Центральный районный суд г. Барнаула.

При рассмотрении дела в Центральном районном суде г. Барнаула исковые требования уточнены истцом, предъявлены к УФК по Алтайскому краю. Произведен перерасчет предъявленной к взысканию суммы исходя из количества полных лет, прошедших за время существования вкладов до даты рассмотрения дела – 28 лет, величины прожиточного минимума на 2019 год для пенсионеров в размере 8 669 руб. в месяц. В связи с чем общая сумма компенсации по расчету истца составила 12 132 672 руб. Указанную сумму истец просил перевести на действующий счет истца в Сбербанке.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 августа 2019 года исковые требования Скрипченко Виктора Алексеевича оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Скрипченко В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указал, что его требования соответствуют закону от 10.05.1995 г. №73-ФЗ, а суд отказав в иске, указал, на постановление Правительства РФ от 25.12.2009 г. №1092, которое якобы соответствует закону. При этом суд не указал, что его требования не соответствуют закону. Полагает, что постановление Правительства РФ не соответствует закону, так как в нем нет ссылки ни на одну статью закона. Полагает, что Правительство РФ необоснованно заморозило вклады, а положения о долговой стоимости вкладов в зависимости от возраста вкладчика в законе нет. Так как только законом предусмотрено, что порядок определения долговой стоимости устанавливается федеральным законом, а поскольку других законов, регламентирующих обслуживание государственного внутреннего долга, нет, то необходимо руководствоваться законом от 10.05.1995 г. №73-ФЗ и никакие другие указы, постановления не могут менять положения закона, который имеет наибольшую юридическую силу по отношению ко всем нормативно-правовым актам. Полагает, что постановление Правительства РФ от 25.12.2009 г. №1092 фактически подменяет закон, а в силу ст. 11 ГПК РФ при разрешении спора суд принимает нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В письменных возражениях третье лицо ПАО «Сбербанк России» просит апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец Скрипченко В.А. поддержал доводы жалобы, представитель ответчика Министерства финансов РФ – Федосова А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки в суд не сообщили. На основании положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327? ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В силу ст. 2 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», индексации подлежат вклады граждан в Сберегательном банке РСФСР.

В соответствии с Указом Президента СССР от 22.03.1991 № «*** «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен»» компенсационные выплаты производятся по всем видам имеющихся вкладов исходя из их остатка на 1 марта 1991 года в порядке, определяемом Госбанком СССР и Сберегательным банком СССР.

Сбережения граждан в Сберегательном банке РСФСР индексируются банками путем изменения процентных ставок (ст. 6 указанного Закона).

Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 01.01.1992 года» установлена обязанность Сберегательного банка Российской Федерации произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 01.01.1992 года.

Государство, как следует из ст. 1 Федерального закона от 10.05.1995 №73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный Банк РФ (ранее - Гострудсберкассы СССР, Российский Республиканский Банк СБ СССР, Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года.

Статьями 2, 5, 12 вышеупомянутого Закона установлено, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.

Согласно ст. 3 названного Закона государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации, а управление государственным внутренним долгом РФ по целевым долговым обязательствам осуществляется Правительством РФ (ст. 13 Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1996 №494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» на Правительство РФ возложена подготовка методики индексации вкладов, механизма погашения долга для вкладчиков Сберегательного банка Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 733 «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах» постановлено провести с 10 июня 1996 года предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.

В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», с 01 января 1998 года произошло укрупнение российской денежной единицы с деноминацией рубля и заменой обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31.12.1997 включительно осуществлять, начиная с 01.01.1998, исходя из нового масштаба цен (п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182).

Согласно п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» Центральный банк РФ, исходя из нового масштаба цен произвел пересчет своего баланса на 01.01.1998, объявил валютный курс, подготовил до 01.10.1997 указания о порядке пересчета остатков средств по счетам балансов кредитных организаций по состоянию на 01.01.1998, в том числе остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц, исходя из нового масштаба цен, с соответствующими записями по счетам вкладчиков.

При этом кредитные организации на территории Российской Федерации должны обеспечить при первой явке вкладчика после 01.01.1998 года запись в его сберегательной (вкладной) книжке остатка вклада в новых деньгах, исходя из нового масштаба цен.

В целях продолжения работы по компенсации вкладов граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ, начатой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 733 от 16.05.1996 «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах», принят Указ Президента Российской Федерации от 02.12.1997 №1269 «Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах», которым постановлено провести с 25.12.1997 предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20.06.1991.

Из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что компенсационные выплаты в обеспечение сохранности ценности денежных сбережений производились Сбербанком как исполнителем решений государственных органов, в отношении вкладов, открытых в период до 20.06.1991 и в строгом соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации.

Порядок компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 №1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2017 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации», которым утверждены Правила осуществления в 2010 - 2017 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

Этим же пунктом установлены в зависимости от срока хранения вкладов и даты их закрытия коэффициенты, применяемые при определении размеров компенсаций.

Таким образом, выплата компенсаций по вкладам гражданам Российской Федерации является долговым обязательством Российской Федерации, а банк производит выплату вкладчикам средств, предусмотренных в федеральном бюджете на данные цели.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1997 по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных с обеспечением таких прав, как право на жизнь и достоинство личности. Поэтому именно и только в форме федерального закона может быть найден баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.

По вкладам граждан, по которым ранее произведены начисления и выплата компенсации в 3-кратном и 2-кратном размерах остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется.

Компенсационные выплаты по вкладам осуществляются в установленном порядке и размерах. Иные формы выплат по вкладам граждан, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Как следует из представленных в материалы документов, информации ПАО «Сбербанк России» на имя истца до 21.06.1991 открыто 5 вкладов:

-1/30073, дата открытия ДД.ММ.ГГ, остаток на ДД.ММ.ГГ – 10 011,16 руб.,

- 21/19323, дата открытия ДД.ММ.ГГ, остаток на ДД.ММ.ГГ – 10 000 руб.,

- 22/5329, дата открытия ДД.ММ.ГГ, остаток на ДД.ММ.ГГ - 1 942 руб.,

- 21/17746, дата открытия ДД.ММ.ГГ, остаток на ДД.ММ.ГГ – 5 555,30 руб.,

- 22/2710, дата открытия ДД.ММ.ГГ, остаток на ДД.ММ.ГГ – 5 966 руб.

Выплаты компенсаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.05.1995 №73-ФЗ, по указанным счетам не производились, что сторонами не оспаривается.

Расчет компенсации по вкладам истца произведен ПАО «Сбербанк России», общая сумма к выплате составила 100 423, 38 руб. Истцу направлен ответ на его обращение о том, что для получения компенсации по вкладам необходимо обращение с заявлением в подразделение ПАО «Сбербанк России».

Как следует из материалов дела, за компенсацией в подразделение «Сбербанк России» истец не обращался.

Какой-либо иной порядок компенсации вкладов законом не установлен.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расчет компенсации по вкладам истца произведен в соответствии с установленным законом порядком компенсации вкладов, оснований для расчета компенсации в ином порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона. Поскольку порядок расчета компенсации, предусмотренный Правилами осуществления в 2010 - 2019 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 № 1092, принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах предоставленной компетенции в целях реализации Федерального закона от 10.05.1995 №73-ФЗ, не соответствующим положениям закона не признан, то суда не было оснований для вывода о несоответствии положений Правил Федеральному закону от 10.05.1995 №73-ФЗ и применения механизма расчета компенсации, указанного истцом.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Скрипченко Виктора Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>