Судья: Силкина Р.И.
Докладчик: Лиманова Н.П. Дело № 33-10081/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Лимановой Н.П.,
судей Жегалова Е.А., Черных С.В.
при секретаре Кораблиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 26 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области на решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 7 сентября 2015 года, которымадминистрация Абрамовского сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области обязана провести комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению: создать антинаркотическую комиссию Абрамовского сельского совета; разработать антинаркотический план Абрамовского сельского совета; принять антинаркотическую муниципальную программу Абрамовского сельского совета - в срок до 10.12.2015.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Лимановой Н.П., объяснения прокурора Довыденко Н.П., судебная коллегия
установила:
Куйбышевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Абрамовского сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, просил признать незаконным бездействие администрации сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, выразившееся в невыполнении комплекса мероприятий по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств: не создании антинаркотической комиссии, не разработке антинаркотического плана, непринятии антинаркотической программы; возложить обязанность на администрацию Абрамовского сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области провести комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению: создать антинаркотическую комиссию Абрамовского сельского совета; разработать антинаркотический план Абрамовского сельского совета; принять антинаркотическую муниципальную программу Абрамовского сельского совета, установив срок для выполнения до 10.12.2015.
В обоснование требований указал, что Куйбышевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению администрацией Абрамовского сельского совета, в ходе которой установлено, что, несмотря на необходимость, в нарушение закона, не приняты необходимые исчерпывающие меры по профилактике наркомании среди несовершеннолетних, не разработан и не принят антинаркотический план, не создана антинаркотическая комиссия, не принята целевая программа в сфере профилактики наркомании.
По результатам проведенной проверки 07.05.2015 главе администрации внесено представление. Однако в удовлетворении требований прокурора главой администрации Абрамовского сельского совета отказано.
Бездействие администрации свидетельствует о невыполнении требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, что нарушает право неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
В судебном заседании 7 сентября 2015 года прокурор от иска в части признания незаконным бездействия администрации Абрамовского сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области отказался. Судом отказ от иска в этой части принят. Определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Судом принято указанное выше решение, с которым не согласна администрация Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения суд нарушил нормы процессуального права и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Считает, что из заявления не ясно, на каких обстоятельствах основаны требования, не представлено доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, кроме того, прокурор отказался в судебном заседании от части требований.
Указывает, что, несмотря на возражения ответчика, отказ от части требований принят судом и производство по делу в этой части прекращено.
Полагает, что никаких нарушений законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению администрацией Абрамовского сельсовета не допущено, также не допущено нарушений прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Требования о создании антинаркотической комиссии, составлении антинаркотического плана и принятии целевой программы в сфере профилактики наркомании не основаны на законе, кроме того, специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, способных организовать и проводить реальнуюпрофилактическую работу по противодействию незаконному обороту наркотических веществ, в штатах администрации сельсовета не имеется, а создание очередной формальной комиссии и принятие формальной целевой программы, которая заведомо не будет выполняться, не целесообразно.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Стратегией, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690, Указом Президента РФ от 18.10.2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» администрации Абрамовского сельского совета необходимо разработать и принять антинаркотический план; создать антинаркотическую комиссию; принять целевую программу в сфере профилактики наркомании.
С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
В силу ст. 7 означенного Закона правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Статьей 41 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ предусмотрено, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах, предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе соответствующих федеральных целевых программ.
Субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Согласно ст. 53.1 указанного Закона, профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормами указанного Закона предусмотрено право, а не обязанность, органов местного самоуправления, а также граждан, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» обязанностей по самостоятельному проведению мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению, на органы местного самоуправления не возложено.
Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
В пункте 9 Стратегии органы местного самоуправления указаны в качестве субъектов антинаркотической деятельности, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Пунктом 43 указанной Стратегии предусмотрено совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности, в том числе внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения (подпункт д).
В настоящее время, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данные вопросы не отнесены к вопросам местного значения (п. 14).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что прокурор отказался от иска в части признания незаконным бездействия администрации, оснований для возложения на администрацию Абрамовского сельского совета Куйбышевского муниципального района Новосибирской области обязанности провести комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ и их немедицинскому потреблению: создать антинаркотическую комиссию Абрамовского сельского совета, разработать антинаркотический план Абрамовского сельского совета, принять антинаркотическую муниципальную программу Абрамовского сельского совета, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 7 сентября 2015 года отменить, постановить новое решение, которым в иске Куйбышевскому межрайонному прокурору к администрации Абрамовского сельского совета Куйбышевского района Новосибирской области о понуждении к совершении действий отказать.
Апелляционную жалобу администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: