ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1008/2024 от 08.02.2024 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гильмутдинова А.Ф. УИД 16RS0050-01-2023-000348-94 № 33-1008/2024

учёт № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2024 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гайнуллина Р.Г.,

судей Митрофановой Л.Ф., Муллагулова Р.С.,

при ведении протокола помощником судьи Газизьяновым А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муллагулова Р.С, гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Юсуповой А.А. - Калюжной Ю.П., представителя ответчиков Байдамшиной З.Ф., Байдамшиной А.А., Байдамшина Д.А. - Лаптевой Д.А., ответчиков Магсумовой Р.Р., Шариповой Э.А. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 августа 2023 года, которым постановлено:

иск МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» к Р.Г. Зиганшину, А.А. Юсуповой, Г.М. Фроловой, Л.К. Митрошиной, Э.А. Шариповой, В.И. Степановой, В.А. Степановой, И.Д. Кощееву, В.Д. Кощееву, А.А. Байдамшиной, Д.А. Байдамшину, З.Ф. Байдамшиной, И.И. Шафигуллиной, Т.П. Садивской, Р.Х. Валеевой, Р.Н. Шафееву, Р.Р. Магсумовой о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект газоснабжения: газопровод низкого давления поселка Вишневка-2 с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> -2, <адрес> назначение нежилое, протяженностью 2 458 м.

Выслушав объяснения Байдамшиной З.Ф., Шариповой Э.А., представителя ответчиков Магсумовой Р.Р., Байдамшиной З.Ф., Шариповой Э.А., Юсуповой А.А. - Калюжной Ю.П. в поддержку доводов апелляционных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» обратилось в суд с иском к Р.Г. Зиганшину, А.А. Юсуповой, Г.М. Фроловой, Л.К. Митрошиной, Э.А. Шариповой, В.И. Степановой, В.А. Степановой, И.Д. Кощееву, В.Д. Кощееву, А.А. Байдамшиной, Д.А. Байдамшину, З.Ф. Байдамшиной, И.И. Шафигуллиной, Т.П. Садивской, Р.Х. Валеевой, Р.Н. Шафееву, Р.Р. Магсумовой о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В обоснование заявленных требований указано, что МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» согласно решению Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года №20-3 осуществляет от имени муниципального образования города Казань полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом и земельными участками. Комитет осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы.

Постановлением ИКМО г.Казани от 26 ноября 2015 года №4114 «О признании объектов газоснабжения бесхозяйным», с изменениями, внесенными Постановлениями ИКМО г.Казани №1541 от 13 апреля 2016 года, №816 от 23 марта 2017 года и №3574 от 12 сентября 2017 года определен перечень бесхозяйных объектов газоснабжения.

В перечень бесхозяйных объектов газоснабжения включен, а также принят Управлением Росреестра по <адрес> на учет как бесхозяйный, следующий объект: газопровод низкого давления поселка Вишневка-2 с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>-2, <адрес> назначение нежилое, протяженностью 2 458 м. принят на учет под номером 16-16/041-16/999/001/2016-7611/1 от 21 мая 2016 года.

Письмом от 20 августа 2021 года №16-РХ-02/6806 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области подтвердил отсутствие в реестре федеральной собственности вышеуказанных бесхозяйных объектов газоснабжения.

Письмом от 31 августа 2021 года №1-30/12390 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подтвердило отсутствие в реестре государственной собственности вышеуказанных бесхозяйных объектов газоснабжения.

Письмом от 28 сентября 2021 года №01-09/4165 АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» подтвердило отсутствие зарегистрированных прав в отношении вышеуказанных бесхозяйных объектов газоснабжения по состоянию на 1января 2000 года.

Письмом от 23 августа 2021 года №12395/КЗИО-ИСХ КЗИО подтвердил отсутствие в реестре муниципальной собственности вышеуказанных бесхозяйных объектов газоснабжения.

Отсутствие зарегистрированных прав в отношении вышеуказанного бесхозяйного объекта газоснабжения после 1 января 2000 года подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с выпиской из ЕГРН собственниками земельных участков, по которым проходит газопровод являются:

№ п/п

ФИО

Кадастровый номер земельного участка

1.

Зиганшин Рустам Галеевич

....

2.

Юсупова Альбина Альфретовна

....

3.

Муниципальное образование «город Казань Республики Татарстан»

....

4.

Фролова Гульшат Музиповна

....

5.

Митрошина Любовь Константиновна

....

6.

Шарипова Эльвира Анасовна

....

7.

Степанова Вера ИвановнаСтепанова ВикторияАнтоновнаКощеев Иван ДмитриевичКощеев Владимир Дмитриевич

....

8.

Байдамшина Алина АйратовнаБайдамшин Данил Айратович Байдамшина Зульфия Фавкатовна

....

9.

Шафигуллина Ильфина Ильсуровна

....

10.

Садивская Татьяна Павловна

....

11.

Валеева Рамзия Хамисовна

....

12.

Шафеев Рамиль Наилевич

....

13.

Магсумова Регина Радисовна

....

Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: .... не зарегистрировано.

На основании вышеизложенного истец просил суд признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект газоснабжения: газопровод низкого давления поселка Вишневка-2 с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> назначение нежилое, протяженностью 2 458 м.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.

В судебном заседании ответчик Л.К. Митрошина с исковым заявлением не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать. Пояснила, что по ее участку газопровод не проходит.

В судебном заседании ответчик Э.А. Шарипова и ее представитель М.А. Лаптева с исковым заявлением не согласились, в удовлетворении требований просили отказать.

В судебном заседании ответчик Р.Р. Магсумова и ее представитель М.А. Лаптева с исковым заявлением не согласились, в удовлетворении требований просили отказать. Р.Р. Магсумова дополнительно пояснила, что они вызывали технику, произведи раскопку землю, но газапровод не обнаружили. До покупки дома они заказывали геодезическую съемку, и по их документам газапровод проходит перед домами.

В судебное заседание ответчики А.А. Юсупова, З.Ф. Байдамшина, Д.А. Байдамшин не явились, обеспечили явку своего представителя М.А. Лаптевой, которая с исковым заявлением не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать.

Представитель ответчиков А.А. Юсуповой, З.Ф. Байдамшиной, Д.А. Байдамшина, Р.Р. Магсумовой, Э.А. Шариповой - М.А. Лаптева пояснила, что не известно на основании каких документов поставлен газопровод на кадастровый учет, у газопровода даже нет технического паспорта. Исправить реестровую ошибку, указав только координаты, они не могут, поскольку нет первичных документов, кадастровому инженеру нужны документы и основания. У них единый объект недвижимости, он поставлен на кадастровый учет под одним номером. Газопровода не существует, до исправления реестровой ошибки, если она есть, невозможно признать право собственности. У КЗИО есть возможность исправить реестровую ошибку, обратиться вновь с иском, только уже с требованием о признании права на газопровод в границах, которые соответствуют действительности. Обозначений на улице о том, что проходит газопровод, нет.

В судебное заседание ответчик В.И. Степанова не явилась, обеспечила явку своего представителя М.Р. Галявина, который с исковым заявлением не согласился, в удовлетворении требований просил отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по Республике Татарстан, не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание ответчик Г.М. Фролова не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчики И.И. Шафигуллина, Р.Г. Зиганшин, В.А. Степанова, И.Д. Кощеев, В.Д. Кощеев, А.А. Байдамшина, Т.П. Садивская, Р.Х. Валеева, Р.Н. Шафеев, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Газпром трансгаз Казань», не явились, извещены.

Суд принял решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителя ответчика Юсуповой А.А. - Калюжной Ю.П., ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решение об отказе в иске. В обоснование апелляционной жалобы указывается на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права в части оценки доказательств по делу. В частности, ответчиками были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что газопровод не проходит по координатам, указанным на кадастровой карте, либо газопровод отсутствует, следовательно, суд подошел к вынесению решения формально, не приняв во внимание существенные обстоятельства, которые напрямую влияют на права собственников земельных участков, по которым якобы проходит спорный газопровод. Наличие зарегистрированного права на газопровод, возлагает ограничения прав собственников, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878. Судом не рассмотрено ходатайство ответчиков о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, кадастрового инженера Скелезнева А.А.

В апелляционной жалобе представителя ответчиков Байдамшиной З.Ф., Байдамшиной А.А., Байдамшина Д.А. - Лаптевой Д.А., ответчиков Магсумовой Р.Р., Шариповой Э.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решение об отказе в иске. В обоснование апелляционной жалобы указывается на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права в части оценки доказательств по делу. В частности, указывается, что регистрации права муниципальной собственности на несуществующий объект недвижимости будет нарушать права собственников на использование земельных участков; газопровод расположен не в тех координатах, что указан в ЕГРН, о чем свидетельствует заключение кадастрового инженера; запись в ЕГРН в отношении газопровода не может быть сохранена по причине ее недостоверности, в реестровом деле отсутствует технический паспорт; в поселке имеется газопровод, но невозможно установить, об одном и том же объекте идет речь, так как спорный газопровод был постелен на учёт без каких - либо первичных документов, в которых должны быть казаны характеристики газопровода.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» согласно решению Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года №20-3 «О МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани» осуществляет от имени муниципального образования город Казань полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками.

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы.

Согласно постановлению Руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани от 26.11.2015 № 4114 «О признании объектов газоснабжения бесхозяйными» определен перечень бесхозяйных объектов газоснабжения, в том числе газопровод низкого давления поселка Вишневка-2 с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>-2, <адрес>, назначение нежилое, протяженностью 2 458 м.

Газопровод принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, 21 мая 2016, т.е. со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет прошло более года.

Газопровод не находится в федеральной собственности, в государственной собственности Республики Татарстан. Так, согласно сообщению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и Ульяновской области от 20 августа 2021 года в реестре федерального имущества сведения об объекте с кадастровым номером <адрес> отсутствуют. В соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31 августа 2021 года в реестре государственной собственности РТ сведения об объекте с кадастровым номером 16:50:350101:1210 также отсутствуют.

Согласно сведениям, представленным АО «БТИ РТ», который до 1 января 2000 года вел реестр объектов жилищного фонда и иных объектов недвижимого имущества, в реестре сведения о зарегистрированных правах на газопровод отсутствуют.

В соответствии с выпиской из ЕГРН, собственниками земельных участков, по которым проходит газопровод являются:

№ п/п

ФИО

Кадастровый номер земельного участка

1.

Зиганшин Рустам Галеевич

....

2.

Юсупова Альбина Альфретовна

....

3.

Муниципальное образование «город Казань Республики Татарстан»

....

4.

Фролова Гульшат Музиповна

....

5.

Митрошина Любовь Константиновна

....

6.

Шарипова Эльвира Анасовна

....

7.

Степанова Вера ИвановнаСтепанова ВикторияАнтоновнаКощеев Иван ДмитриевичКощеев Владимир Дмитриевич

....

8.

Байдамшина Алина АйратовнаБайдамшин Данил Айратович Байдамшина Зульфия Фавкатовна

....

9.

Шафигуллина Ильфина Ильсуровна

....

10.

Садивская Татьяна Павловна

....

11.

Валеева Рамзия Хамисовна

....

12.

Шафеев Рамиль Наилевич

....

13.

Магсумова Регина Радисовна

....

Суд первой инстанции разрешая требования истца, руководствовался вышеприведёнными нормами закона и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований указав следующее.

Газопроводом фактически никто не владеет, его правообладатель неизвестен, правообладатели земельных участков, в границах которых расположен газопровод, о своих правах на газопровод не заявляют. Следовательно, объекты должны находиться в собственности муниципального образования г. Казани.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», статьей 2 которого предусмотрено, что система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа.

Статьей 7 названного выше Федерального закона установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани».

Доводы ответчиков о том, что в отношении сведений о границах газопровода имеется реестровая ошибка, фактически он проходит в ином месте, в связи с чем они являются ненадлежащими ответчиками, судом первой инстанции отклонены как необоснованные.

Согласно заключению кадастрового инженера А.С. Самохова от 20 июля 2023 года, им 06 июня 2023 г. был осуществлен выезд на земельные участки с кадастровыми номерами 16.... В ходе этого выезда кадастровым инженером были указаны места на обследуемых земельных участках, где по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) проходит линейное сооружение с кадастровым номером .... (газопровод низкого давления поселка Вишневка-2). Усилиями правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами .... были проведены земляные работы: на участке с кадастровым номером .... была вырыта яма глубиной порядка 1.6 метра (1.5 м. на 0.7 м.); на участке с кадастровым номером .... была вырыта яма глубиной порядка 1.6 метра (0.8 м. на 0.7 м.).

Далее кадастровым инженером 13 июня 2023 г. были выполнены работы по обследованию на местности земельных участков с кадастровыми номерами ....; .....

По сведениям из ЕГРН через указанные земельные участки проходит линейное сооружение с кадастровым номером .... (газопровод низкого давления поселка Вишневка-2). Рядом с участком .... расположен газорегуляторный пункт (ГРП), от которого газопровод идёт в сторону участка .....

На земельном участке с кадастровым номером .... была вырыта яма глубиной порядка 1.6 м (рис 2) в месте, где по сведениям из ЕГРН через данный земельный участок проходит линейное сооружение с кадастровым номером ..... Однако фактический осмотр этого места не выявил признаков наличия данного линейного сооружения на участке.

На земельном участке с кадастровым номером .... также была вырыта яма глубиной порядка 1.6 м. в месте, где по сведениям из ЕГРН через данный земельный участок проходит линейное сооружение с кадастровым номером ..... Однако фактический осмотр этого места не выявил признаков наличия данного линейного сооружения на участке.

На земельном участке с кадастровым номером .... на месте, где по сведениям из ЕГРН проходит линейное сооружение с кадастровым номером ...., расположен колодец глубиной порядка 2 м. В ходе обследования данного колодца так же не было выявлено признаков наличия линейного сооружения на участке.

Визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером .... также не показал наличия признаков прохождения через земельный участок линейного сооружения.

В связи со всем вышесказанным судом сделан вывод, что в отношении сооружения с кадастровым номером .... была допущена реестровая ошибка в сведениях о местоположении его границ.

Согласно данным публичной кадастровой карты охранная зона газопровода, проходящего в поселке Вишневка -2 проходит вдоль улиц Алексеевская, Костромская, Кизляу, Юмарт, Яшлек, Алмачуар, Знатная, местами соприкасается, но не пересекает границы земельных участков, находящихся в частной собственности. При этом границы охранных зон не совпадают с границами спорного газопровода, по сведениям ЕГРН газапровод местами пересекает земельные участки ответчиков.

Из топосъёмке, предоставленной МКУ «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» также следует, что газапровод в поселке Вишневка -2 проходит вдоль улиц Алексеевская, Костромская, Кизляу, Юмарт, Яшлек, Алмачуар, Знатная.

Представленные ответчиками и добытые в ходе судебного заседания доказательства свидетельствуют о том, что в ЕГРН сведения о границах линейного объекта газопровода низкого давления поселка Вишневка-2 с кадастровым номером 16:50:350101:1210, внесены неверные, фактические границы газопровода, имеющиеся на местности, не совпадают с его границами, имеющимися в ЕГРН, что свидетельствует о наличии реестровой ошибки.

Между тем, наличие реестровой ошибки в отношении границ линейного объекта не может служить основанием для отказа в признании указанной вещи бесхозной.

Правопритязаний со стороны ответчиков на спорный газопровод не имеется, исходя из пояснений сторон и представленных суду доказательств, данный газопровод проходит вдоль улиц, требований об исправлении реестровой ошибки суду не заявлено, невозможность ее исправления внесудебном порядке также не установлена. Более того, отсутствие собственника линейного объекта, усложняет возможность исправления реестровой ошибки в отношении сведений о ее границах (при ее наличии).

Кроме того, газопровод низкого давления, является линейным объектом, представляющим опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отказ в признании право муниципальной собственности на него, исключит предусмотренное законом своевременное его обслуживания и поверку, уполномоченными на то органами.

При этом в случае признания право муниципальной собственности на бесхозяйный объект газоснабжения - газопровод низкого давления поселка Вишневка-2, ответчики, если считают, что их права и законные интересы нарушаются собственником линейного объекта, вправе предъявить ему соответствующие требования, в том числе и об исправлении реестровой ошибки.

Удовлетворяя исковые требования, судом первой инстанции учтено, что иск предъявлен к надлежащим ответчикам, так как сам по себе факт наличия пересечений границ газопровода и границ земельных участков ответчиков по сведениям ЕГРН, свидетельствует о затрагивании рассматриваемым спором их прав. Более того из представленных ответчикам заключений кадастровых инженеров, фактические границы линейного объекта соприкасаются с границами земельных участков ответчиков, но не пересекают их. В отношении некоторых ответчиков фактических пересечений (прохождения линейного объекта по границам участков ответчика) не имеется, только в виду несоответствия границ земельных участков, имеющимся в ЕГРН, их фактическим границам.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых суд руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех обстоятельств.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, для принятия вещи в собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 8.2. Федерального закона от 31 марта 1999 года N69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по организации газоснабжения населения на внутригородских территориях указанных городов федерального значения в случае, если организация газоснабжения населения определена как вопрос местного значения, устанавливаются законами этих субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и с учетом положений настоящего Федерального закона. Иные полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения могут быть установлены федеральными законами.

Статьей 7 указанного федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округ Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Истец, обращаясь в суд с настоящими требованиями, представил доказательства о том, что газопровод был поставлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и находился на этом более тех месяцев, с 21 мая 2016 года. Поскольку со дня постановки данного объекта на учет никто о своих правах на него не заявил, у истца возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права муниципальной собственности.

При этом истцом были приняты меры к установлению собственника объекта, по результатам которых было установлено, что собственник отсутствует.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции газопровод низкого давления, является линейным объектом, представляющим опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отказ в признании право муниципальной собственности на него, исключит предусмотренное законом своевременное его обслуживания и поверку, уполномоченными на то органами.

Наличие реестровой ошибки в отношении границ линейного объекта не может служить основанием для отказа в признании указанной вещи бесхозной.

Доводы заявителей в апелляционных жалобах о том, что судом первой инстанции не дана оценка представленным доказательствам, не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, несостоятельны, являются лишь переоценкой фактов, установленных судебным решением и субъективным мнением о них лица, подавшего апелляционную жалобу.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанций сделан правильный вывод о том, что в данном случае имеются правовые основания для удовлетворения иска.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение как отвечающее требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Юсуповой А.А. - Калюжной Ю.П., представителя ответчиков Байдамшиной З.Ф., Байдамшиной А.А., Байдамшина Д.А. - Лаптевой Д.А. и ответчиков Магсумовой Р.Р., Шариповой Э.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2024 года.

Председательствующий

Судьи