ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-100/202213 от 13.01.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0022-01-2015-000627-94, г/п 00=00

Судья: Сараева Н.Е. Дело № 33-100/2022 13 января 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Архангельского областного суда Маслов Д.А.,

при помощнике судьи Шинаковой М.В.,

рассмотрев единолично, в качестве суда апелляционной инстанции, дело № 2-589/2015, по частной жалобе главы администрации муниципального образования «Уемское» Поляшова К.А. на определение Приморского районного суда Архангельской области от 25 октября 2021 года по заявлению о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

установил:

администрация муниципального образования (далее - МО) «Уемское» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области, которым на администрацию МО «Уемское» возложена обязанность в срок до 1 июня 2017 года организовать водоотведение на территории МО «Уемское» в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, сославшись на то, что во исполнение судебного решения по гражданскому делу № 2-589/2015 от 15 июня 2015 года и определения суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 ноября 2021 года заявителем предприняты меры по организации ремонта канализационно-очистных сооружений на территории муниципального образования. Так, 29 декабря 2016 года главой муниципального образования утвержден план действий по организации водоотведения на территории МО «Уемское», согласно которому (плану) конечная цель - организация надлежащего водоотведения на территории МО «Уемское» ожидается к 2026 году. По соглашению о передаче полномочий от 5 октября 2015 года полномочия в сфере водоотведения осуществляются МО «Уемское» за счет межбюджетных трансферов (субсидий), предоставляемых из бюджета МО «Приморский муниципальный район» в бюджет поселения. В 2016 году выделены 1497512 руб. 75 коп. на ремонт канализационных очистных сооружений (КОС) ул. Заводская в пос. Уемский. 6 июля 2016 года между администрацией МО «Уемское» и ООО «Строй-Галерея» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования КОС ул. Заводская в пос. Уемский Приморского района Архангельской области на общую сумму 1497512 руб. 75 коп. Согласно акту о приемке выполненных работ от 10 августа 2016 года работы по капитальному ремонту оборудования КОС выполнены в полном объеме. То есть, администрацией МО «Уемское» проведены мероприятия по организации водоотведения канализационными очистными сооружениями (КОС ул. Заводская) в соответствии с санитарными и эпидемиологическими нормами. В последующем, в 2017 и 2018 годах МО «Приморский муниципальный район» выделяло денежные средства на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства лишь на содержание и текущий ремонт жилищно-коммунальной инфраструктуры. На текущий момент администрацией МО «Уемское» проведены мероприятия по разработке проектно-сметной документации на устройство напорной канализации в посёлке Уемский Приморского района. Так, 6 апреля 2020 года между администрацией МО «Уемское» и ООО «Инженерные технологии» заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации «Напорная канализация от точки подключения канализационной насосной станции по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, пос. Уемский, ул. Большесельская, зд. 85 стр.1 до приемного колодца канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, пос. Уемский, ул. Заводская, зд. 1, стр.1». 3 февраля 2021 года работы по муниципальному контракту от 6 апреля 2020 года выполнены в полном объеме. Проектная документация и результат инженерных изысканий, подготовленные ООО «Инженерные технологии» получили положительное заключение государственной экспертизы (номер заключения ). Согласно данному заключению стоимость строительства объекта составляет 46550,18 тыс. руб. В дальнейшем потребуется провести работы по реконструкции КОС ул. Заводская в пос. Уемский, поскольку строительство напорной канализации от точки подключения канализационной насосной станции по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, пос. Уемский, ул. Большесельская, зд. 85, стр. 1 до приемного колодца канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, пос. Уемский, ул. Заводская, зд. 1, стр. 1 направит канализационные стоки на КОС по ул. Заводской, что увеличит нагрузку на оборудование по приему сточных вод. Так, для разработки проектно-сметной документации на объект «Капитальный ремонт канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, пос. Уемский, ул. Заводская, зд. 1, стр. 1» между администрацией МО «Уемское» и ООО «Конструктивные решения» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому исполнителем была подготовлена проектно-сметная документация. Согласно данному заключению стоимость объекта капитального строительства составляет 5149,85745 тыс. руб. Стоимость всех работ, необходимых для реализации мероприятий по повышению качества услуг водоотведения на территории МО «Уемское», которые приведут показатели сточных вод в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, составляет 51700, 03745 тыс. руб. Согласно выписке из решения Совета депутатов муниципального образования «Уемское» от 10 декабря 2020 года № 288 «О бюджете сельского поселения «Уемское» Приморского муниципального района Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» общая сумма финансовых средств на решение всех вопросов местного значения на 2021 год составляет 22666,3 тыс. руб., на плановый 2022 год - 15994,5 тыс. руб., на плановый 2023 год - 16076,4 тыс. руб. В сфере коммунального хозяйства финансовые средства на расходы муниципального образования заложены в следующих размерах: на 2021 год - 5374,2 тыс. руб., на плановый 2022 год - 1835,1 тыс. руб., на плановый 2023 год - 1 835,1 тыс. руб. Следовательно, администрация МО «Уемское», как орган местного самоуправления, не в состоянии самостоятельно, используя собственные денежные средства, осуществить реализацию запланированных мероприятий, поскольку стоимость необходимых работ превышает ежегодный бюджет сельского поселения почти в 3 раза. 22 января 2021 года администрацией МО «Приморский муниципальный район» был направлен паспорт проекта «Комплексное развитие пос. Уемский, пос. Талаги Приморского района Архангельской области» для участия в отборе проектов комплексного развития сельских территорий на период 2022 - 2024 годов в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». 23 сентября 2021 года прошло заседание рабочей группы по участию МО «Приморский муниципальный район» в реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», на котором было подтверждено участие проекта «Комплексное развитие пос. Уемский, пос. Талаги Приморского района Архангельской области» в заявочной документации по проектам комплексного развития сельских территорий. Таким образом, администрацией МО «Уемское» совместно с администрацией МО «Приморский муниципальный район» реализуется возможность участия в государственной программе по развитию сельских территорий для выделения финансирования на проведение мероприятий по строительству и проведению капитального ремонта. Считает, указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный им, в связи с чем просит предоставить отсрочку его исполнения на срок до 31 декабря 2025 года.

Определением Приморского районного суда Архангельской области от 25 октября 2021 года администрации МО «Уемское» отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области от 15 июня 2015 года по гражданскому делу № 2-589/2015.

С указанным определением суда не согласился глава администрации МО «Уемское» Поляшов К.А., в поданной частной жалобе просит его отменить, поскольку в заявлении о предоставлении отсрочки подробно расписаны все мероприятия, направленные на достижение конечной цели – организация водоотведения на территории МО «Уемское» в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Администрацией МО «Уемское» проведены мероприятия по разработке проектно-сметной документации на устройство напорной канализации в посёлке Уемский Приморского района. Так, 6 апреля 2020 года между администрацией МО «Уемское» и ООО «Инженерные технологии» был заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации «Напорная канализация от точки подключения канализационной насосной станции по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, п. Уемский, ул. Большесельская зд. 85 стр.1 до приемного колодца канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, п. Уемский, ул. Заводская зд.1 стр. 1». 3 февраля 2021 года указанные работы были выполнены в полном объеме.

При этом, ранее после предоставления судом отсрочки исполнения решения суда Определением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Уемское» проводился конкурс на заключение муниципального контракта по разработке проектно-сметной документации, однако 4 октября 2019 года контракт был расторгнут по соглашению сторон. Информация о закупке была размещена в общем доступе в сети Интернет: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common- info.html?regNumber=:012

4300018119000004. При подаче текущего заявления о предоставлении отсрочки Администрацией муниципального образования «Уемское» был сделан больший акцент на уже исполненные муниципальные контракты, по которым имеется результат оказанных услуг/выполненных работ, в связи с чем о расторгнутом контракте в заявлении не упоминалось.

После строительства напорной канализации потребуется провести работы по реконструкции КОС ул. Заводская в пос. Уемский, поскольку строительство напорной канализации от точки подключения канализационной насосной станции по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, п. Уемский, ул. Большесельская зд. 85 стр.1 до приемного колодца канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО Уемское, п. Уемский, ул. Заводская зд.1 стр.1 направит канализационные стоки на КОС по ул. Заводской, что увеличит нагрузку на оборудование по приему сточных вод. Для проведения ремонтных мероприятий необходима подготовка проектно-сметной документации по капитальному ремонту канализационных очистных сооружений, на которые будут направлены сточные воды.

В связи с необходимостью проведения работ по реконструкции КОС по ул. Заводской администрации МО «Уемское» необходимо провести мероприятия по разработке соответствующей проектно-сметной документации. Для разработки проектно-сметной документации на объект «Капитальный ремонт канализационных очистных сооружений по адресу: Архангельская область, Приморский район, пос. Уемский, ул. Заводская, зд. 1, стр. 1» между Администрацией муниципального образования «Уемское» и ООО «Конструктивные решения» был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому исполнителем была подготовлена проектно-сметная документация.

В соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Так, в силу федерального законодательства Администрация муниципального образования «Уемское» обязана была провести также мероприятия по получению положительных заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Так, сметная документация, подготовленная ООО «Конструктивные решения», получила положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (номер заключения ), а также проектная документация и результат инженерных изысканий, подготовленные ООО «Инженерные технологии» получили положительное заключение государственной экспертизы (номер заключения ).

В заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда Администрацией МО «Уемское» подробно расписана стоимость необходимых финансовых вложений для проведения мероприятий по организации водоотведения на территории МО «Уемское» в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, суду были предоставлены все доказательства отсутствия у сельского поселения денежных средств, необходимых для реализации запланированных мероприятий. Органом местного самоуправления на постоянной основе ведется работа по поиску дополнительных источников финансирования в том числе посредством подготовки всей необходимой документации для участия в государственной программе на финансирование мероприятий по строительству капитальных объектов. Кроме того, без наличия документов, подтверждающих стоимость запланированных работ, а также без проектной документации участие в какой-либо государственной программе невозможно.

Направление заявки на участие в программе ранее января 2021 года не представлялось возможным, поскольку не был разработан проект планируемых мероприятий и сложно было спрогнозировать стоимость работ по объекту капитального строительства, а для направления заявки на участие в государственной программе необходимо предоставление полного и исчерпывающего перечня мероприятий с указанием их конкретной стоимости.

Общая стоимость уже проведенной работы по подготовке проектно-сметной документации, крайне необходимой для начала проведения работ составила порядка 2,9 млн. руб., что для сельского поселения составляет порядка одной трети собственных доходов поселения и является уже существенной суммой, вложенной в реализацию мероприятий по организации водоотведения на территории МО «Уемское» в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Полагает, что судом не исследованы указанные обстоятельства, а предоставленные суду доказательства не получили надлежащей оценки.

Изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы и возражений на нее, основания для удовлетворения частной жалобы и отмены определения судьи первой инстанции не усматриваю, исходя из следующего.

В силу положений ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 104-О от 18 апреля 2006 года, указанная норма корреспондирует ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и ч. 2) и 55 (ч. 1 и ч. 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Основанием для предоставления отсрочки являются представленные стороной должником, доказательства, подтверждающие его трудное материальное положение и другие обстоятельства, которые могут служить основанием для совершения названых действий. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте (в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

Из материалов дела следует, что решением Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Уемское» об обязании организовать водоотведение канализационными очистными сооружениями в соответствии с санитарными и эпидемиологическими нормами удовлетворены. На администрацию МО «Уемское» возложена обязанность в срок до 1 июня 2017 года организовать водоотведение на территории МО «Уемское» в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Постановленное судом решение вступило в законную силу и в соответствии с вышеприведенными требованиями федерального законодательства обязательно для исполнения.

Определением Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Уемское» Приморского района Архангельской области по ее заявлению предоставлена до 30 ноября 2021 года отсрочка исполнения решения Приморского районного суда» Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Уемское» об обязании организовать водоотведение канализационными очистными сооружениями в соответствии с санитарными и эпидемиологическими нормами.

Между тем, решение суда до настоящего времени должником не исполнено.

Отказывая в удовлетворении заявления должника, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что реальных мер к исполнению решения должник в течение длительного времени не предпринимал, доказательств объективной невозможности принятия таких мер не представил. Довод заявителя о том, что проектная документация на устройство напорной канализации в пос. Уемский Приморского района и результат инженерных изысканий, подготовленные «Инженерные технологии» получили положительное заключение государственной экспертизы, в связи с чем необходимо провести работы по реконструкции КОС ул. Заводская в пос. Уемский, общая стоимость которых составит 51700,03745 тыс. руб., не свидетельствует о том, что решение Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ будет исполнено до 31 декабря 2025 года.

Доводы должника о затруднительном финансовом положении, недостаточном финансировании не относятся к числу исключительных обстоятельств, обусловливающих объективные препятствия в своевременном исполнении решения суда, позволяющих отдать приоритет имущественным интересам должника.

Согласно позиции заявителя жалобы, направление заявки на участие в программе на 2020-2025 г.г. «Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области № 510-пп от 24 сентября 2019 года, ранее января 2021 года было невозможным, поскольку не был разработан проект планируемых мероприятий, неизвестна стоимость работ.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отмечает, что должником не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что 31 декабря 2025 года будут преодолены обстоятельства, препятствующие исполнению решения.

Одним из принципов правового государства является приоритет интересов граждан перед интересами государства, что нашло отражение в статье 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учитывая необходимость реализации права взыскателя на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», отмечаю, что отказ в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки соответствует установленным по делу обстоятельствам и учитывает баланс интересов сторон, вследствие чего оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 333, ст. 334 ГПК РФ, судья

определил:

определение Приморского районного суда Архангельской области от 25 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу главы администрации муниципального образования «Уемское» Поляшова К.А. - без удовлетворения.

Судья Д.А. Маслов