Докладчик БлиноваМ.А.
Апелляционное дело №33-1010/2015
Судья Сливницына Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2015 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,
судей Нестеровой А.А., Максимовой И.А.,
при секретаре Владимировой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 04 декабря 2014 г., которым постановлено:
«ФИО1 в иске к администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 с учетом состава семьи один человек, отказать.».
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на <данные изъяты>, и относится к категории граждан, определенной в статье 13 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением главы администрации г.Шумерля от 09 октября 2013 года № он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет как гражданин, подвергшийся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако администрация г.Шумерля Чувашской республики письмом № от 08 мая 2014 года и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики письмом № 10 июля 2014 года отказали ему в предоставлении государственного жилищного сертификата в соответствии с указанной подпрограммой. Истец считает данные отказы необоснованными, нарушающими его конституционные права, просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 с учетом состава семьи один человек.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика - администрации г.Шумерля ФИО3 в судебном заседании иск ФИО1 не признал, суду пояснил, что гражданам указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, соответственно, мера социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета путем получения социальной выплаты на приобретение жилья, для граждан указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 указанного Закона, к числу которых относится и истец, не предусмотрена.
Представитель ответчика- Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, на судебное заседание не явился.
Судом вынесено указанное выше решение об отказе в иске, обжалованное истцом ФИО1 по мотивам его незаконности и необоснованности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив решение суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалованной части, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на <данные изъяты>.
Постановлением главы администрации г.Шумерля от 09 октября 2013 года № он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет как гражданин, подвергшийся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом № от 08 мая 2014 года администрация г.Шумерля Чувашской республики и письмом № 10 июля 2014 года Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики отказали ему в предоставлении государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, принимавший участие в работах по ликвидации последствий аварии на <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>, соответственно относящийся к категории, определенной в пункте 4 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к числу лиц, имеющих право на социальную поддержку в виде обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета, он не относится.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, как основанные на правильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года выделяет категории граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы(ликвидации последствий аварии на <данные изъяты>)
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах.
В статье 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988- 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
В соответствии со ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в ст. 13 данного Закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой. А гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, мера социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета, в частности, путем получения социальной выплаты на приобретение жилья, для граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 указанного Закона, к числу которых относится и истец, не предусмотрена.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора судом первой инстанции определены и установлены правильно. Выводы суда, изложенные в решении суда, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, которые истец приводит в обоснование своей позиции по вопросу о неконституционности дифференциации по объему льгот категорий участников последствий аварии на <данные изъяты> в зависимости от года участия в таких работах (...-... и ... -... годы), не могут служить основанием для его отмены, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего федерального законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 04 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи: