Судья: Постоялко С.А.
Докладчик: Никифорова Е.А. Дело № 33-10110/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Никифоровой Е.А.,
Судей: Александровой Л.А., Коваленко В.В.,
При секретаре: Тарасовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 сентября 2019 года дело по частной жалобе представителя мэрии города Новосибирска Каневой О.Н. на определение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2019 года, которым постановлено:
заявление представителя мэрии города Новосибирска о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного г.Новосибирска от 08.04.2019 оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.04.2019 удовлетворены исковые требования Котовой Е.Е. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение.
Судом постановлено указанное выше определение, которым отказано мэрии г. Новосибирска в предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.04.2019.
С данным определением не согласился заявитель.
В частной жалобе изложена просьба об отмене определения суда первой инстанции, удовлетворить заявление мэрии города Новосибирска.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что согласно ст. 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области урегулированы Законом Новосибирской области от 05.06.2013 года № 331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 331-03) статьей 5, которого установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Пунктом 52 статьи 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 411-03) установлено - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 2 Закона № 411-03 областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный) обязан обеспечивать в полном объеме передачу органам местного самоуправления финансовых средств из областного бюджета Новосибирской области, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно Закону Новосибирской области от 25.12.2018 № 332-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (таблица 1.12 приложения 14) сумма субвенции на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 по г. Новосибирску составляет 43 531, 3 руб.
Между мэрией города Новосибирска и министерством труда и социального развития Новосибирской области 30.03.2019 заключено дополнительное соглашение об осуществлении отдельных государственных полномочий № 3, в соответствии с которым до мэрии ведены лимиты в сумме 43 531 300 руб. (поступали частями), которые сейчас осваиваются мэрией в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Между тем, по состоянию на 01.07.2019 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по городу Новосибирску включены 2029 человек. Из них 1189 человек, у которых право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано (т.е. достигших 18 лет). Всего за 2018 год обеспечены жилыми помещениями 35 сироты (из них 24 за счет денежных средств прошлых лет), в 2019 году - один.
Обращает внимание на статистику рассмотрения гражданских дел связанных с обеспечением сирот, жилыми помещениями, согласно показателей которой, в настоящее время в производстве судов общей юрисдикции находится 27 дел данной категории, 20 дел находится на рассмотрении в апелляционной инстанции Новосибирского областного суда в связи с жалобами мэрии города Новосибирска, поступившими на решения судов, не вступившие в законную силу, при этом 130 решений судов вступили в законную силу и подлежат немедленному исполнению.
Таким образом, учитывая отсутствие реальной возможности исполнения решения суда по обеспечению истца жилым помещением по причинам, не зависящим от мэрии города Новосибирска, учитывая недостаточность финансирования из областного бюджета Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, что исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не допускается Бюджетным кодексом РФ, мэрия города Новосибирска была вынуждена обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Указывает на то, что в целях исполнения решения суда мэрией города Новосибирска в феврале-июне 2019 года было объявлено 42 открытых аукциона на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для рассматриваемой категории граждан. По состоянию на 27.05.2019 12 аукционов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников закупок, 4 аукциона размещены в единой информационно системы (срок подачи заявок до 31.05.2019).
06.06.2019 поступило 8 заявок, по которым заключены 8 муниципальных контрактов на приобретение 8 жилых помещений (срок сдачи - декабрь 2019).
В силу ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда рассматривается без извещения лиц участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в пределах доводов частной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.04.2019 удовлетворены исковые требования Котовой Е.Е. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27.06.2019 решение Центрального районного суда города Новосибирска от 08.04.2019 по доводам апелляционной жалобы оставлена без изменения, апелляционная жалоба представителя мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
15.07.2019 в суд поступило заявление от мэрии города Новосибирска о предоставлении отсрочки исполнения решения сроком до 31.12.2019, ссылаясь на то, что в целях обеспечения исполнения решений Центрального суда мэрией города Новосибирска в феврале-мае 2019 года было объявлен 41 открытый аукцион на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для рассматриваемой категории граждан. По состоянию на 02.07.2019 – 33 аукциона признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников закупок. По результатам проведения 8 аукционов мэрией города заключены контракты на приобретение 8 жилых помещений, по условиям которых, срок передачи помещений – 20.12.2019.
Указывает на то, что 10.04.2019 в департаменте строительства и архитектуры состоялось совещание с участием строительных организаций города, направленное на выработку решений по обеспечению жилыми помещениями социально не защищенные слои граждан.
По результатам данного совещания строительным организациям было предложено представить информацию о наличии помещений, соответствующих установленным требованиям для предоставления их детям-сиротам.
С учетом времени, необходимого для исполнения решения суда, в том числе проведения конкурсных процедур и регистрации права муниципальной собственности, учитывая отсутствие реальной возможности исполнения решения суда по обеспечению истца жилым помещением по причинам, не зависящим от мэрии города Новосибирска, просит отсрочить исполнение решения до 31.12.2019.
Судом постановлено определение, которым отказано мэрии города Новосибирска в предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.04.2019.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства и дав оценку всем представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о том, что заявителем не представлено наличие уважительных причин, затрудняющих исполнение решения суда.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В силу ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Отсутствие субвенций в достаточном объеме и большое количество лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, не могут являться основанием к освобождению ответчика от обязанности по исполнению решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.04.2019.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что состоявшееся определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а частная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Определение Центрального районного суда г.Новосибирска от 15 августа 2019 года оставить без изменения, частную жалобу представителя мэрии города Новосибирска Каневой О.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи