ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10125/2017 от 27.06.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Войт А.В. Дело № 33-10125/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 27.06.2017

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при секретаре судебного заседания Емшановой А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о возложении обязанности составить и согласовать акт согласования технологической и (или) аварийной брони,

поступившее по апелляционной жалобе МУП «Водоканал» на решение Кировского районного суда ... от 21.03.2017.

Заслушав доклад судьи ( / / )2, объяснения прокурора ( / / )8, представителей ответчика ( / / )6, ( / / )7,судебная коллегия

установила:

... обратился в суд с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее – МУП «Водоканал») о возложении обязанности составит и согласовать акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что по заданию прокуратуры ( / / )3... проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения, в том числе МУП «Водоканал». В результате проверки установлено, что МУП «Водоканал» не согласована величина технологический и (или) аварийной брони по принадлежащим ответчику объектам. Отсутствие такого акта в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц, собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги, иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред, так как данные объекты коммунального хозяйства находятся на территории населенного пункта.

Просит обязать МУП «Водоканал» составить и согласовать с сетевой организацией ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов: канализационная насосная станция , ..., сооружение 1; насосная, ..., сооружение Б, насосная станция МП «Водоканал», ..., сооружение Б, насосная станция, ..., строение а, канализационная насосная станция , ..., квартальная насосная станция, ... сооружение а, насосная станция, ..., насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение б, квартальная насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., насосная станция, ..., сооружение Б, насосная станция, ..., насосная станция, ..., артезианские скважины , 4208, водонапорная башня, ..., строение б, канализационная насосная станция, ..., насосная, ..., строение а, насосная станция МП «Водоканал», ..., строение а, насосная станция, ..., сооружение г, насосная ХВС, ..., насосная ХВС, ..., строение б, станция катодной защиты, ..., контролирующий пункт, ..., насосная станция, ..., сооружение б, насосная станция, ..., насосная станция (отд. Полеводство), ..., промплощадка «Дальневосточная», ..., строение А, канализационная насосная станция , ..., сооружение г, насосная ХВС, ..., сооружение б, скважина, ..., насосная станция, ..., насосная станция, ..., фекальная станция, ..., насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., ЕМУП «Водоканал» (Южные очистные сооружения), ..., сооружение 0, КНС , ..., ПО водопроводного канализационного хозяйства для насосной, ..., сооружение а, Муниципальное предприятие «Водоканал» для насосной, ..., сооружение б, мастерская ПОВКХ, ..., сооружение г, канализационная насосная станция ЕМУП «Водоканал», ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение б, ЕМУП «Водоканал» (КНС по ..., насосная ХВС, ..., сооружение а, промышленная площадка «Контрольная», ..., Московский тракт, Цех ультрафильтрации и обработки осадка (ЗФС), ..., Московский тракт, 11 км, 4, ЕМУП «Водоканал» (западная фильтровальная станция), ..., канализационная насосная станция , ... км, (жилой район «Карасьеозерский-2»), 40, сооружение а, насосная станция 2 подъема, ..., на юго-востоке промплощадки ОАО «Елизаветинский опытный завод», насосная станция, ..., сооружение а, канализационная насосная станция , ..., сооружение г, станция перекачки, ..., строение б, насосная станция, ..., строение а, насосная, ..., насосная станция, ..., насосная станция МП «Водоканал», ..., насосная станция, ..., катодная станция, ..., канализационная насосная станция , ..., насосная ХВС, ..., насосная ХВС, ..., сооружение б, фекальная станция, ..., мех.мастерская МП «Водоканал», ..., канализационная насосная станция , ..., канализационная насосная станция , ..., сооружение а, канализационная станция , ..., сооружение б, квартальная насосная, ..., Самоцветный бульвар, 6, сооружение а, насосная, ..., сооружение г, канализационная насосная станция, ..., сооружение б, насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, насосная МП «Водоканал», ..., сооружение б, насосная станция, ..., насосная станция, ..., сооружение а, канализационная насосная станция , ... от ... до ..., канализационная насосная станция , ..., сооружение б, насосная станция, ..., сооружение г, насосная станция, ..., насосная ХВС, ..., канализационная насосная станция ЕМУП «Водоканал», ..., пер. Хребтовый, 1, сооружение а, артезианская скважина, водонапорная башня, ..., сооружение г, насосная станция, ..., сооружение а, насосная, ..., сооружение б, насосная станция, ..., квартальная насосная станция, ..., сооружение а, насосная станция, ..., сооружение а, ЕМУП «Водоканал» (насосная станция перекачки по ..., насосная станция КВИ, ..., сооружение а, квартальная насосная станция, ..., станция ХВС, ..., сооружение а, канализационная насосная станция , ..., сооружение д, насосная станция, ..., сооружение б, насосная станция, скважины ..., насосная станция, ... речка, в/ч ..., в/г , ....

Также просит обязать ответчика передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Решением Кировского районного суда ... от ( / / ) исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о возложении обязанности составить и согласовать акт согласования технологический и (или) аварийной брони удовлетворены.

Суд обязал Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства составить и согласовать с АО «Екатеринбургская электросетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони» в отношении вышеназванных объектов.

Суд обязал Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства передать гарантирующему поставщику АО «Екатеринбургэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией.

С Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства взыскана в местный бюджет государственная пошлина в размере 6000 руб.

Не согласившись с принятым решением суда, ответчик МУП «Водоканал» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что МУП «Водоканал» не относится к потребителям особой категории, обязанным согласовать технологическую и (или) аварийную броню, поскольку не включен в ( / / )1... от ( / / )-РГ. Считает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение ответчиком требований о составлении актов технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц.

Согласно поступившему в суд апелляционной инстанции отзыву третьего лица АО «Екатеринбургэнергосбыт» на апелляционную жалобу ответчика, полагают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «Екатеринбургэнергосбыт».

В суде апелляционной инстанции представители ответчика ( / / )6, действующая на основании доверенности от ( / / ), ( / / )7, действующий по доверенности от ( / / ), на доводах апелляционной жалобы настаивали, поддержали все изложенное в жалобе. Представитель ответчика ( / / )7 пояснил, что согласен с составлением и согласованием акта технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов первой категории.

Прокурор ( / / )8 в суде апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала, решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо АО «Екатеринбургская электросетевая компания» не явилось, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, им были направлены судебные извещения по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте ( / / )3 областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.

Лица, участвующие в деле, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно Приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Пунктом 2 данного приложения к ним отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно п.п. 14 и 15 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с абзацами 3 и 4 п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони составлен (изменен) и согласован позднее даты заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), то такой акт подлежит предоставлению гарантирующему поставщику в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 40 и абзаца восьмого пункта 43 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются, в том числе обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с абзацем 1 и 8 пункта 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в договор энергоснабжения в качестве условий об обязанностях потребителя, в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор энергоснабжения, помимо условий, указанных в настоящем документе, подлежат включению также установленные в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обязанности потребителя услуг по передаче электрической энергии, применимые к потребителю, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения.

В договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В соответствии с абзацами Н и П п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, при исполнении договора потребитель услуг обязан:

н) обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии;

п) обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

В силу п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Согласно 31(4) Правил, потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Екатеринбургэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории .... Между АО «Екатеринбургэнергосбыт» и МУП «Водоканал» заключены договоры энергоснабжения от ( / / ) и от ( / / ).

По данным договорам осуществляется электроснабжение потребителей (объектов энергоснабжения), указанных в приложении к договору. Объектами энергоснабжения являются насосные станции, канализационные станции, очистные сооружения и иные объекты, используемые МУП «Водоканал» для осуществления основного вида деятельности – распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МУП «Водоканал» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Согласно документам, представленным гарантирующим поставщиком АО «Екатеринбургэнергосбыт» в прокуратуру ..., МУП «Водоканал» не обращалось для согласования величины технической и (или) аварийной брони. Также гарантирующим поставщиком представлен перечень потребителей, относящихся к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям. В указанный перечень включены объекты, перечисленные в исковом заявлении.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласование технологической и (или) аварийной брони является обязанностью ответчика, возложенной на него законом; отсутствие технологический и (или) аварийной брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении ответчика МУП «Водоканал» специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии, а, между тем, при полном ограничении режима потребления электроэнергии ответчику, осуществляющему эксплуатацию централизированного водоснабжения, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц – собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции ответчика, являвшейся предметом исследования в суде первой инстанции и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, судебной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МУП «Водоканал» – без удовлетворения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3