ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10125/2022 от 23.05.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Зимина А. Е. Дело № 33-10125/2022

50RS0036-01-2020-005516-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Ропот В.И., Протасова Д.А.

при помощнике судьи Неграмотнове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 23 мая 2022 года апелляционную жалобу ООО «Град Управление» на решение Пушкинского городского суда от с учетом определения Пушкинского городского суда об исправлении описки от по гражданскому делу по иску Фадеевой Л. А. к ООО «Град Управление» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда,

заслушав доклад судьи Вуколовой Т. Б.,

объяснения явившихся лиц

У С Т А Н О В И Л А:

Фадеева Л.А. обратилась в суд с требованиями признать действия управляющей организации ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» в по излишнему начислению стоимости услуги «Отопление» по незаконными, обязать ответчика начислять и предъявлять стоимость этой услуги в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, обязать ответчика произвести перерасчет стоимости услуги за период 2018 г., 2019 г., январь-август 2020 г., на сумму 53 821,97 руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 300 000 руб.

В обоснование иска указано, что истица является собственником по адресу: МО , управляющей компанией которого является ответчик. В этом многоквартирном жилом доме установлен и находится в эксплуатации общедомовой прибор учета на отопление в составе приборов: тепловычислитель ВКТ 7, заводской ; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской ; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской ; комплект термосопротивлений РТ 100, заводской .

Истец не согласна с порядком начисления стоимости услуги по отоплению многоквартирного жилого дома и, в частности, по ее квартире, о чем она неоднократно обращалась к ответчику, однако во внесудебном порядке окончательно разрешить спор не представилось возможным. в связи с чем последовало обращение в суд.

В ходе рассмотрения дела представители истца по доверенностям Фадеев А.Ю., Морозова Л.А. требования иска поддержали в полном объеме, полагая их подтвержденными всеми представленными суду доказательствами, в том числе экспертным заключением. При этом поясняли, что применяемые управляющей организацией данные о показаниях общедомового учета по количеству потребленной тепловой энергии на отопление жилого дома не соответствуют фактическим показаниям прибора учета, предъявлены к оплате за услугу по отоплению в 1,5 раза больше фактически оказанной.

К своему расчету оплаты этой услуги ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не представляет соответствующие показания прибора учета за спорный период, подтверждающие правильность определения стоимости услуги по отоплению. В расчете управляющая организация указывает сведения о показаниях ОДПУ по отоплению, которые не соответствуют данным снятия показаний ни за один календарный месяц расчета - суммарное фактическое показание ОДПУ за 2018 год составляет 1639,806 Гкал, управляющая организация в расчете приводит сведения о сумме 2234,32 Гкал (в том числе за май, июнь, июль, август 2018 года – в период, когда отопление МКД не осуществлялось). За 2019 год на отопление МКД фактически израсходовано 1288,823 Гкал по показаниям ОДПУ, управляющая организация в расчете указывает сумму Гкал на отопление 1854,1 Гкал (в том числе за май, июнь, июль, август 2019 года). Также по данным ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» имеются показания ОДПУ в июне, июле, августе 2020 года, что не может иметь место в период, когда отопление не осуществляется. За январь-октябрь 2020 года фактические показания ОДПУ составили 677,459 Гкал, по сведениям управляющей организации этот показатель - 1255,32 Гкал (в том числе за июнь, июль, август 2020 года).

В «Справке о порядке начисления коммунальной услуги «Отопление» за период с по указаны нормативы, применяемые ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» при расчете стоимости отопления не по фактическим показаниям общедомового прибора учета. Так, в 2019 году при равномерном предъявлении платы за отопление следовало применять норматив 0,0102 Гкал/кв. м (по показаниям ОДПУ за 2018 год), в 2020 году - 0,0080 Гкал/кв. м (по показаниям ОДПУ за 2019 год). Независимо от применяемого способа оплаты услуги по отоплению (равномерно в течение календарного года или по показаниям ОДПУ в отопительный период) собственники и пользователи помещений жилого дома оплачивают стоимость услуги по отоплению по фактическим показаниям общедомового прибора учета, только в разный период времени: в течение года равномерно по показаниям ОДПУ за предыдущий год с перерасчетом по фактическому расходу тепловой энергии, или в течение отопительного периода по показаниям ОДПУ. Общая стоимость тепловой энергии на отопление за календарный год для собственника помещения от выбора способа оплаты никак не зависит. Ответчик предоставляет недостоверную информацию об использовании способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года собственниками многоквартирного дома .

С ноября 2017 года ответчик перестал использовать показания общедомового прибора учета при расчете стоимости услуги по отоплению и незаконно изменил способ оплаты услуги по отоплению. Представленные суду документы свидетельствуют, что управляющая организация ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» применяет недостоверные сведения по показаниям общедомового прибора учета и предъявляет к оплате стоимость услуги отопление в 2018 году больше фактической в 1,36 раз, в 2019 году больше 1,44 раз, в 2020 году больше в 1,86 раз. По вопросу площади отапливаемых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: установлено, что в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию RU 50522107-04-Ю от площадь нежилых помещений составила 1112,1 кв. м; общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) 12239,7 кв. м.отапливаемых помещений жилого ,8 кв. м. В квитанциях управляющей организации за период с января 2018 года по август 2019 года указано 13349,8 кв. м. Таким образом, ответчик весь период неправильно применял показатель площади отапливаемых помещений для определения стоимости услуги по отоплению. Излишне начисленная стоимость услуги по отоплению с по , исходя из площади жилого ,8 кв. м, составила с учетом расчетов экспертов 53834,86 рублей. За спорный период истец не оплачивала только излишне предъявленную стоимость услуги по отоплению, о конкретных суммах перечисляемых денежных средств с разбивкой по видам услуг она сообщала в своих заявлениях, адресованных генеральному директору организации ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ». Все доказательства по делу подтвердили доводы иска в полном объеме.

Представитель ответчика Мамонова Е.В. в ходе рассмотрения дела против иска возражала по доводам, изложенным в письменном виде, с выводами экспертов не согласилась, при этом пояснила, что в силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Во исполнение Постановления правительства РФ от «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и недопущения роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства было выпущено распоряжение от «О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории », которым регламентировано применение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, действующую по состоянию на , то есть равномерно в течение календарного года. Данное Распоряжение утратило силу на основании Распоряжения Министерства ЖКХ от -РВ. Согласно Постановления Правительства РФ от «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной области субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер оплаты за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами , с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного Постановления. На дату вступления в силу Постановления от , еще действовало Постановление от , которое утратило силу только в декабре 2016 г.

Таким образом, управляющая компания не имела права игнорировать требования законодательства и была обязана производить начисления, исходя из расчета 1/12, то есть равномерно в течение года.

Согласно Постановления правительства РФ от порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги зависит от наличия или отсутствия индивидуальных и общедомовых приборов учета за конкретную услугу. В зависимости от наличия или отсутствия приборов учета, подлежат применению разные формулы расчета. Объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты данной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течении календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой ни на отопление в многоквартирном доме но показаниям коллективного домового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. В первом квартале года, следующего за отчетным, производится перерасчет платы за отопление, исходя из фактического показания приборов учета. Ни собственники жилых и нежилых помещений, ни управляющая организация не вправе самовольно изменять способ оплаты коммунальной услуги «отопление», который устанавливается субъектом РФ, а не Правилами . Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года был принят Администрацией Пушкинского муниципального района и является обязательным для исполнения управляющими организациями до принятия иного порядка расчетов. Все остальные доводы возражений на иск и на экспертное заключение так же поддержала в полном объеме.

Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» в суд не явился, о слушании дела извещены в порядке ст.113 ГПК РФ, суду представлено заключение на иск, где приведен установленный порядок расчетов по услуге «Отопление» в МКД (л.д.156-157 т.1).

Решением суда иск удовлетворен.

Признаны действия ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по порядку начисления стоимости услуги «Отопление» по незаконными.

ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» обязано начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии впредь до изменения юридически значимых обстоятельств, влияющих на данный порядок и обязательных для исполнения сторонами спора.

ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» обязано произвести перерасчет стоимости услуги «Отопление» по за период 2018 год, 2019 год, январь-август 2020 года с исключением излишние начисленной суммы в размере 53 834,86 рубля.

Взыскано с ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» в пользу Фадеевой Л. А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф 15 000 руб.

В апелляционной жалобе ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» просит об отмене решения суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением судебной коллегии Первого кассационного суда общей юрисдикции от апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам МОС отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что истица является собственником по адресу: МО .

Управляющей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по указанному адресу является Общество с ограниченной ответственностью «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» ИНН: 5038097390, КПП: 503801001, ОГРН: 11350038002263 (адрес местонахождения 141282, , офис 46.

В указанном многоквартирном жилом доме установлен и эксплуатируется общедомовой прибор учета на отопление в составе приборов: тепловычислитель ВКТ 7, заводской ; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской ; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской ; комплект термосопротивлений РТ 100, заводской .

Настоящий судебный спор заявлен в связи с разногласиями собственника и управляющей организацией ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по вопросу порядка и обоснованности начисления стоимости услуги по отоплению.

В обоснование своих требований и возражений сторонами представлены суду:

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU50522107-04-Ю от корпуса 1 многоэтажного жилого комплекса, инженерных сетей, расположенного по адресу: ;

- платежные документы ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по многоквартирного дома, расположенного по адресу: , за период с по ;

- платежные документы ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по многоквартирного дома, расположенного по адресу: , за период с по ;

- отчеты тепловычислителя ВКТ7 сет. (заводской ) о суточных параметрах теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: , за период с по ;

- заявления Фадеевой Л.А. с расчетами фактической стоимости услуги «Отопление» от (вх. от ); от (вх. от ), от (вх. от ), от (вх. 188 от ), от (вх. от ), от (вх. от ), от (вх. от ), (вх. от ), от (вх. от ), от (вх. от ), от , от ;

- ответ ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» (исх. от ) на обращения Фадеевой Л.А.;

- ответ ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» (исх. от ) на заявление Фадеевой Л.А.;

- расчет ответчика по отоплению по Островского 20», справка ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» без № и даты «О порядке начисления коммунальной услуги «отопление» за период с по по квартире истца, сальдовая ведомость за период с ноября 2017 по октябрь 2020.

Во исполнение определения суда от экспертами АНО «Экспертно-правовой центр «Финансовые расследования и судебные экспертизы» представлено суду первой инстанции экспертное заключение, выводы которого были поддержаны в полном объеме экспертом Багровой А.Б. при опросе в судебном заседании.

По итогам экспертных исследований эксперты пришли к следующим выводам.

Представленные в материалах гражданского дела фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: 141206, не совпадают с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с по .

Во всех платежных документах ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по за период с по отсутствуют как фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, так и объемы тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам (пользователям) указанного жилого помещения, что противоречит требованиям пункта 69 Правил .

ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» производит начисление стоимости по услуге «отопление» по , исходя из фактических (не соответствующих показаниям прибора учета тепловой энергии, кроме тепловычислителя ВКТ7 сет. (заводской )) показаний прибора учета тепловой энергии за текущий календарный год, при этом к показаниям прибора учета тепловой энергии по услуге «отопление» за текущий календарный год ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» суммирует объемы тепловой энергии по услуге «ГВС» (подогрев холодной воды с целью обеспечения горячего водоснабжения), исходя из неподтвержденных данных.

Применяемый ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» порядок начисления стоимости по услуге «отопление» не соответствует установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, способам оплаты этой услуги – по показаниям общедомового прибора учета или равномерно в течение календарного года.

В представленных ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» документах по расчету услуги «Отопление» имеется изменение норматива, применяемого для расчета стоимости отопления в течение календарного года. Применяемый норматив ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не соответствует установленным Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от «Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района» (в редакциях на момент выставления ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» платежных документов по ).

Производимый управляющей компанией перерасчет стоимости отопления, в том числе, по периодам перерасчета в квартире истца, не соответствует способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим на территории в рассматриваемый период, так как для расчета стоимости отопления в течение календарного года в за период с по ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» одновременно был применен принцип «по показаниям общедомового прибора учета», что исключает само по себе одновременное применение принципа «равномерно в течение календарного года» (т.е. с учетом равномерного распределения в течение календарного года объемов поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года).

Перерасчет платы за услугу «отопление» ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по многоквартирного дома составляет 53 834,86 рублей.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь ч. 6.2 ст. 155, ч. ч. 6.2 ст. 155, ч. ч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, ст. 162, ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. ч. 1, 2 ст. 157, ЖК РФ п. п. 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от N 354, на основании оценки представленных сторонами спора доказательств, пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований о незаконном начислении ответчиком стоимости услуг "Отопление" по , в связи с чем возложил на ответчика обязанность начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии впредь до изменения юридически значимых обстоятельств, влияющих на данный порядок и обязательных для исполнения сторонами спора, а также обязал ответчика произвести перерасчет стоимости услуги «Отопление» по за период 2018 год, 2019 год, январь-август 2020 года с исключением излишние начисленной суммы в размере 53 834,86 рубля.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3 - 155, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 13, 15 она от «О защите прав потребителей», Правил доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением жительства Российской Федерации от , пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Фадеевой Л.А. о признании действий ответчика по излишнему начислению стоимости услуги отопление» по незаконными, возложении на ответчика обязанности по начислению и предъявлению к оплате стоимости указанной в отопительный период на основании показаний коллективного общедомового) прибора учета, а также по производству перерасчета стоимости за период 2018 г., 2019 г., январь-август 2020 г., путем уменьшения на 53 821,97 руб., взыскании компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

При этом суд исходил из того, что ответчиком при расчете платы за услугу отопление применяется принцип расчета по оплате за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно доставляется, и которые входят в отопительный период.

В связи с чем, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не может учитываться при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению так как потребление данной услуги отсутствует.

Суд установил, что отдельный прибор учета тепловой энергии, используемой для услуги «горячее водоснабжение» многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, отсутствует, то есть объем тепловой энергии, распределяемой на отопление и подогрев воды в целях оказания услуг водоснабжения, фиксируется общедомовым прибором учета в целом, раздельного учета тепловой энергии, использованной на нужды отопления и для приготовления горячей воды, не ведется.

Фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома не совпадают с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с по

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что фактически для расчета стоимости отопления в течение календарного года ответчиком был применен принцип «по показаниям общедомового прибора учета», что исключает одновременное применение принципа «равномерно в течение календарного года», т.е. с учетом равномерного распределения в течение календарного года объемом поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного общещедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года.

Такой порядок не соответствует способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим в рассматриваемый период времени территории .

Однако, суд апелляционной инстанции с данным выводом суда согласиться не может.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (далее по тексту - Правила ), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим тарным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 42(2) Правил способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» установлено, что до вступления в силу принятого в остановленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами , с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

При этом согласно подпункту «б» пункта 2 постановления Правительства (Российской Федерации от «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» на территории до действовал порядок расчета платы за отопление, определенный Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от «О порядке предоставления коммунальных луг гражданам» (далее по тексту - Правила ), который предусматривал ату отопления в течение года ежемесячными равными платежами.

Распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от N 33 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории " определен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в части оплаты за отопление (то есть равными долями в течение года), в соответствии Постановлением Правительства РФ от N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Порядок определения размер платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от N 354.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, определенном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления

Согласно письменным разъяснениям Главного Управления Государственная жилищная инспекция» на территории Фактически сохранен ранее существующий до июля 2016 г. порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года с последующей корректировкой платы (л.д.157-158 том 1).

Признавая обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по отопительный период на основании показаний коллективного общедомового) прибора учета, суд исходил из того, что порядок определения коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядок его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) подлежит применению ко при условии принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Между тем, в рассматриваемом случае компетентным органом государственной власти - Министерством жилищно-коммунального хозяйства не было принято решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Как следует из материалов дела, с июня 2018 г. до 1-го июля 2019 г. по многоквартирному дому по адресу на услугу «отопление» рассчитан и применён средний коэффициент по фактическим показаниям общедомовых приборов учета на тепловую энергию за предыдущий отопительный период 2017 г., который составил - 0.0093 Гкал./м2.

Начиная с 1-го июля 2019 г. по был применён средний коэффициент по фактическим показаниям общедомовых приборов учета на тепловую энергию за предыдущий отопительный период 2018 г., который составил - 0.0183 Гкал./м2.

Корректировка начислений по услуге «отопление» учтена в платёжном документе истца за март 2020 г. и составляет: сумма возврата - 5 193,84 руб. Также в платёжном документе за февраль 2020 г. установлен коэффициент на 1 кв.м, который составляет 0,0116 Гкал/м2 на срок действия с по с последующей корректировкой по фактическим показаниям общедомового прибора учета на тепловую энергию в первом квартале 2021 по горячему водоснабжению производится отдельно по формуле: норматив на подогрев 1 куб. м воды (0,0603 Гкал/мЗ) * потребление в расчетный период * тариф.

Как следует из материалов дела, судом назначена и проведена судебная бухгалтерская экспертиза.

По итогам экспертных исследований эксперты пришли к следующим выводам.

По первому вопросу: представленные в материалах гражданского дела фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: 141206, не совпадают с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с по . Во всех платежных документах ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по за период с по отсутствуют как фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, так и объемы тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам (пользователям) указанного жилого помещения, что противоречит требованиям пункта 69 Правил .

По второму вопросу: ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» производит начисление стоимости по услуге «отопление» по , исходя из фактических (не соответствующих показаниям прибора учета тепловой энергии, кроме тепловычислителя ВКТ7 сет. (заводской )) показаний прибора учета тепловой энергии за текущий календарный год, при этом к показаниям прибора учета тепловой энергии по услуге «отопление» за текущий календарный год ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» суммирует объемы тепловой энергии по услуге «ГВС» (подогрев холодной воды с целью обеспечения горячего водоснабжения), исходя из неподтвержденных данных.

По третьему вопросу: применяемый ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» порядок начисления стоимости по услуге «отопление» не соответствует установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, способам оплаты этой услуги – по показаниям общедомового прибора учета или равномерно в течение календарного года.

По четвертому вопросу: в представленных ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» документах по расчету услуги «Отопление» имеется изменение норматива, применяемого для расчета стоимости отопления в течение календарного года. Применяемый норматив ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не соответствует установленным Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от «Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района» (в редакциях на момент выставления ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» платежных документов по ).

По пятому вопросу: производимый управляющей компанией перерасчет стоимости отопления, в том числе, по периодам перерасчета в квартире истца, не соответствует способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим на территории в рассматриваемый период, так как для расчета стоимости отопления в течение календарного года в за период с по ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» одновременно был применен принцип «по показаниям общедомового прибора учета», что исключает само по себе одновременное применение принципа «равномерно в течение календарного года» (т.е. с учетом равномерного распределения в течение календарного года объемов поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года).

По шестому вопросу: перерасчет платы за услугу «отопление» ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по многоквартирного дома составляет 53 834,86 рубля 86 копеек.

Суд делая вывод суда о незаконности действий управляющей компании положил в основу решения суда заключение судебной экспертизы.

Вместе с тем, указанный порядок корректировки начислений, соответствует порядку расчету, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, определенном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.

Согласно Постановлению Правительства РФ N 603 от "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг" до вступления в силу принятого в установленном порядке органами власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного Постановления.

Таким образом, порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, определял равномерно в течение календарного года.

В настоящее время на территории фактически сохранен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года с последующей корректировкой платы.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а поэтому решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.

руководствуясь ст.ст.199,328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пушкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2021 года с учетом определения Пушкинского городского суда Московской области об исправлении описки от 12 апреля 2021 года - отменить, постановить новое решение.

Исковые требования Фадеевой Л. А. к ООО «Град Управление» о признании действий незаконными, об обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи