ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1013 от 21.02.2014 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 Дело № 33-1013                 В суде первой инстанции дело рассмотрела

                          судья Тучина О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

 председательствующего        Разуваевой Т.А.,

 судей                     Симаковой М.Е., Аноприенко К.В.,

 при секретаре                Гладких Ю.Л.,

 рассмотрела 21 февраля 2014 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного комиссариата Хабаровского края об оспаривании действий УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре, по апелляционной жалобе УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2013 года.

 Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителей УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре ФИО1 и ФИО2, представителя военного комиссариата Хабаровского края ФИО3, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Военный комиссариат Хабаровского края обратился в суд с жалобой на действия УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре. В обоснование требований указано, что в соответствии со статьями 1, 26, 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность предусматривает призыв на военную службу граждан призывного возраста. Призыв на военную службу организую военные комиссариаты (через свои структурные подразделения) и осуществляют призывные комиссии. Вызов граждан по призыву на военную службу осуществляется повесткой военного комиссариата; повестки вручаются лично, под расписку. В случае невозможности вручения повесток названным гражданам работниками военкомата либо должностными лицами работодателя, обеспечение прибытия этих граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. Обязанность органов внутренних дел производить розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, их привод в военный комиссариат возложена на органы внутренних дел нормами стать 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, а также Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (утверждена совместным приказом от 10 сентября 2007 года №366/789/197). Согласно Инструкции, начальники городских и районных органов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссариатов об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

 ДД.ММ.ГГГГ Отдел военного комиссариата Хабаровского края по городу Комсомольску-на-Амуре направил в УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре письменные обращения об обеспечении прибытия 10-ти граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. В отношении 8-ми граждан были представлены ответы о том, что по указанным адресам они не проживают. Обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки, были возвращены.

 ДД.ММ.ГГГГ от УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре поступил ответ, согласно которому розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, связанную с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, осуществляют сотрудники полиции только при наличии возбужденного в отношении указанных лиц уголовного дела. Функции полиции по обеспечению по письменному обращению военного комиссариата прибытия граждан, подлежащих призыву на военную службу, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, исключены.

 Военный комиссариат Хабаровского края считает такие действия УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре не соответствующими положениям названного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. Полагают, что на основании статьи 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре обязано взаимодействовать с военным комиссариатом Хабаровского края по вопросам обеспечения прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. При этом УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре, являясь территориальным оранном внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, обязано исполнять предписания специального законодательства о воинской обязанности и военной службе. В связи с чем просили возложить на УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Хабаровского края в лице его структурного подразделения (отдела по городу Комсомольску-на-Амуре) при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу и на основании письменных обращений выполнять требования Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по установлению места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

 Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2013 года признан незаконным отказ УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре по взаимодействию с военным комиссариатом Хабаровского края при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу; на УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре возложена обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Хабаровского края в лице его структурного подразделения – отдела по городу Комсомольску-на-Амуре при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу и на основании письменных обращений выполнять требования Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по установлению места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

 В апелляционной жалобе УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре просит решение суда отменить за необоснованностью. Настаивает на том, что действующее законодательство не содержит указания на обязанности, о возложении которых на УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре постановлено обжалуемое решение.

 В письменных возражениях военный комиссариат Хабаровского края просил решение суда оставить без изменений.

 Изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

 На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в жалобе и возражениях.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 59, пунктами «м», «т» статьи 71, частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» – воинская обязанность граждан Российской Федерации устанавливается в целях исполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, обороны Российской Федерации; правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы относится к исключительной компетенции Российской Федерации, по предметам ведения которой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

 Статьей 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлены обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности. Пунктом 3 названной статьи Закона к таким органам государственной власти отнесены органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции обязаны:

 направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

 производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

 направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.

 Как следует из пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

 В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Пунктом 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, предусмотрено осуществление розыска граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с назваными нормативными правовыми актами, совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 366/789/197 была утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности. Инструкция является подзаконным нормативным правовым актом общего характера, в связи с чем прошла государственную регистрацию в Минюсте России (12 октября 2007 года № 10315).

 Согласно подпунктам «а», «ж», пункта 4 Инструкции, военные комиссары составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке;

 направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции;

 осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения.

 Также Инструкцией (подпункты «а», «б», «ж» пункта 5) предусмотрено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

 направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

 организуют ведение контрольно-наблюдательного дела, в котором систематизируются материалы о результатах работы по взаимодействию с военными комиссариатами в области осуществления мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.

 Перечисленные правовые нормы корреспондируют обязанности органов внутренних дел, установленной ранее названными федеральными законами об обороне, военной обязанности и военной службе, по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

 Эти обязанности органов внутренних дел установлены специальными актами законодательства, которые не отменены (не изменены) и сохраняют свое действие.

 Согласно действующему законодательству, обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности является направлением деятельности (функцией) нескольких органов государственной власти и их должностных лиц, организаций, взаимодействие которых образует организационно-правовую систему, обеспечивающую эффективное выполнение данной государственной функции.

 Определение перечня органов государственной власти, должностных лиц и организаций, на которые такая обязанность возложена, является исключительным правом законодателя, реализованным в форме законов и принятых в их развитие подзаконных правовых актов.

 Перечисленные нормы права были приняты в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».

 Не смотря на отмену этого закона в связи с введением в действие Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (статья 55), обязанность органов внутренних дел по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, по мнению судебной коллегии, сохранена в специальном законодательстве (об обороне, воинской обязанности и военной службе) и должна быть обеспечена исполнением территориальными органами внутренних дел на районном уровне (применительно к спорной ситуации – УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре).

 УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре является территориальным органом МВД России, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляет свою служебную деятельность на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».

 В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О полиции» и согласно пункту 7, подпунктам 36, 38 пункта 11 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (утверждено приказом МВД России от 21 апреля 2011 года № 222), УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями). При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

 оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;

 осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами территориального органа МВД России на региональном уровне.

 При этом согласно пункту 6 названого Типового положения, в своей деятельности территориальный орган руководствуется не только Федеральным законом «О полиции», но и иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами МВД России.

 Действительно, часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» не содержит указания о возложении на полицию обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности в пределах установленной специальным законом компетенции.

     Частью 2 статьи 12 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

     Вместе с тем обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности является межотраслевой функцией (направлением деятельности) государственных органов власти, которая обеспечивается исполнением в результате взаимодействия таких государственных органов власти, должностных лиц и организаций.

     В этой связи полномочия органов внутренних дел по обеспечению исполнения гражданами законодательства о воинской обязанности установлены специальным федеральным законом и подзаконными правовыми актами в пределах ограниченной компетенции без указания на их содержание в законе «О полиции», равно как это было сделано ранее в законе «О милиции».

     Названным специальным федеральным законом не установлен порядок выполнения такой обязанности органами внутренних дел.

     Вместе с тем частью 3 статьи 12 Федерального закона «О полиции» установлено, что порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

     В этой связи названая обязанность подлежит исполнению органами внутренних дел на основании совместной Инструкции Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 366/789/197.

     Принимая во внимание такое содержание законодательства, подлежащего применению при разрешения дела по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону действий УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре по не исполнению обязанностей при взаимодействии с военным комиссариатом Хабаровского края по вопросам обеспечения прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

     Оценивая доводы апелляционной жалобы УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре о несоответствии принятого по делу решения содержанию закона «О полиции», судебная коллегия приходит к следующему.

     Законодательным Собранием Забайкальского края в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект № 223180-6 Федерального закона «О внесении изменения в часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции». Согласно пояснительной записке, целью проекта является устранение явных противоречий между Федеральным законом «О полиции» и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, совместной Инструкцией Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 в ходе проведения призывной кампании «Весна-2012».

     На данный проект были даны отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, Правого управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета по обороне и Комитета по безопасности и противодействию коррупции. Мотивы таких решений обоснованы различными доводами, в том числе тем, что проект закона повлечет возложение на полицию избыточных обязанностей; действующее законодательство содержит достаточные полномочия полиции по пресечению фактов уклонения лиц от военной службы; законопроект не предусматривает положений, направленных на соотнесение статьи 12 Федерального закона «О полиции» и абз. 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пр.

     Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 сентября 2013 года № 2837-6 ГД названный законопроект отклонен.

 Законопроект аналогичной направленности Законодательного Собрания Еврейской автономной области был отклонен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 сентября 2013 года № 2838-6 ГД.

 УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре настаивает на том, что мотивы отклонения названных законопроектов должны учитываться как правовые позиции, исходящие от законодательного федерального органа государственной власти.

 Вместе с тем согласно статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключения Правительства Российской Федерации, а также Правого управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и ее комитетов по вопросу о принятии законопроекта, не относятся к источникам права, которыми суды должны руководствоваться при разрешении гражданского дела.

 Федеральный закон «О полиции» в статье 55 не содержит указаний об отмене положений закона «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 и совместной Инструкции от 10 сентября 2007 года, на которых основана позиция военного комиссариата Хабаровского края.

 Отказ от применения положений названных нормативных правовых актов органами внутренних дел повлечет невозможность исполнения важной государственной функции, направленной на обеспечение обороны Российской Федерации. Вместе с тем не исключается передача названных полномочий органов внутренних дел иным органам государственной власти посредством внесения изменений в существующее законодательство о воинской обязанности и военной службе.

 В этой связи коллегия считает подлежащим применению органами внутренних дел действующее нормативное правовое регулирование отношений в области обеспечения исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

 По указным мотивам изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.

 Оснований для изменения либо отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2013 года по заявлению военного комиссариата Хабаровского края об оспаривании действий УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре – оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре – без удовлетворения.

 Председательствующий                     Разуваева Т.А.

 Судьи                                Симакова М.Е.

 Аноприенко К.В.