ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1015/20 от 21.01.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-1015/2020

Судья: Панова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Мелешко Н.В.,

судей

Ильинской Л.В.

Петровой А.В.

при секретаре

Шевчук Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2020 года апелляционную жалобу Комитета по информации и связи Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя ответчика Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга – А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца - прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Амелькович Е.С., представителя ответчика СПб ГКУ «Научно исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» - И.В., полагавших, что отсутствуют основания для отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» об устранении нарушений пожарной безопасности, просил обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» (далее – СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга») в течение 90 дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение требований пожарной безопасности: установить в помещениях учреждения систему автоматической пожарной сигнализации, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 4, п. 10 ст. 83 Технический регламент, п. 1.2 приложения «А» таблица А3 СП 5.13130.2009; установить в помещениях систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, пункта 2 статьи 54 Технический регламент, разделом 7, таблица 2, СП 3.13130.2009 в помещениях по адресу: <адрес> путем разработки и согласования в установленном законом порядке специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в ходе проведенной прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга материалов, поступивших из отдела надзорной деятельности Центрального района ОНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности были выявлены нарушения законодательства пожарной безопасности в помещениях эксплуатируемых СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга», расположенных по адресу: <адрес> являющихся частью объекта культурного значения федерального значения «Ансамбль <адрес>», а именно отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Выданное 27.11.2017 Отделом надзорной деятельности предписание № 2-25-614/1/1 со сроком исполнения до 01.11.2018 не исполнено, 16.11.2018 было выдано новое предписание № 2-25-687/1/1, которые не исполнены.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле по ходатайству ответчика в качестве третьего лица привлечен Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, впоследствии по ходатайству прокурора в качестве соответчика, прокурор изменил исковые требования и просил обязать Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга в течение 120 дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, оборудовать помещения по адресу: <адрес> системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга, впоследствии Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга», Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года исковые требования Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга удовлетворены, Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга обязано оборудовать помещение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга», расположенное по адресу: <адрес>, системой автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в течение 16 (шестнадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Не согласившись с постановленным судебным актом, ответчик Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга отказать.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, что предусмотрено статьей 38 вышеуказанного закона.

Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу положений статьи 83 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в зданиях и сооружениях должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения установлены Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, относящимися в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы пожарной безопасности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» занимает часть здания, расположенного по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия федерального значения «Ансамбль улицы Зодчего Росси» (постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 года №527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге»), в соответствии с договором безвозмездного пользования объектов нежилого фонда № 03-Б027840 от 14.11.2016 (л.д. 26-45 т. 1).

27.11.2017 старшим инспектором ОНДПР Центрального района УНДПР ГУ МЧС Росси по Санкт-Петербургу в адрес ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» по результата проведенной плановой выездной проверки 27.11.2017 выдано предписание № 2-25-614/1/1 о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности – оборудовать помещения системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в срок до 01.11.2018 (л.д. 47-49 т. 1).

21.11.2018 по результатам проверки инспектором ОНДПР было выдано предписание № 2-25-687/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Согласно данному предписанию ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно оборудовать помещения учреждения системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, в срок до 01.11.2019 (л.д. 12-14 т. 1).

Из объяснений третьего лица СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» выявленные органами пожарного надзора нарушения, указанные в предписаниях о необходимости оборудования помещения автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, не могли быть им устранены в связи с отсутствием законного способа, а также правовых оснований для устранения нарушений.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", положениями статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании Постановлений от 03.06.2009 № 636 «Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга» и от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга», оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что выявленные нарушения пожарной безопасности могут быть устранены путем осуществления Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга централизованной закупки по дооснащению объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга комплексной системы обеспечения безопасности для помещений, где располагается ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга», в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга к Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит их обоснованными. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно учел положения ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой руководители организации осуществляют руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на подведомственных объектах, так как по мнению апеллянта суд необоснованно привлек в качестве ответчика Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, поскольку по указанному истцом в иске адресу не имеется объектов, которые подведомственны Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636 "Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга", Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся государственными заказчиками Санкт-Петербурга по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и приспособлению для современного использования объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, предусматривать в технических заданиях и государственных контрактах Санкт-Петербурга на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приспособление для современного использования объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга положения об оснащении указанных объектов комплексными системами обеспечения безопасности (средства инженерно-технической укрепленности, системы и средства охранно-тревожной сигнализации, системы и средства контроля и управления доступом, системы и средства видеонаблюдения, системы и средства автоматической пожарной сигнализации и оповещения, автоматического пожаротушения, системы и средства контроля загазованности).

Под дооснащением объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга комплексными системами обеспечения безопасности понимается комплекс мероприятий по разработке проектной документации, закупке оборудования, монтажных и пусконаладочных работ в целях установки элементов комплексных систем обеспечения безопасности.

Согласно п. 2 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при создании, эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и дооснащении указанных объектов комплексными системами обеспечения безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636, под объектами социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в данном Порядке понимаются находящиеся в собственности Санкт-Петербурга здания и помещения, в которых размещены (предназначены для размещения) образовательные учреждения Санкт-Петербурга, учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга, учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга, учреждения физической культуры и спорта Санкт-Петербурга, учреждения культуры Санкт-Петербурга, учреждения противопожарной безопасности Санкт-Петербурга, учреждения, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, архивные учреждения Санкт-Петербурга, учреждения жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга, государственные казенные учреждения Санкт-Петербурга, а также исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

При этом из материалов дела следует, что устранение выявленных органами пожарного надзора нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в настоящее время производится не самим СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга», а Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга в соответствии с возложенными на него Правительством Санкт-Петербурга обязанностями, устранить данное нарушение СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» не имеет возможности, поскольку для устранения выявленных нарушений необходимо проведение непосредственно работ по дооснащению КСОБ (комплексными системами обеспечения безопасности), которые могут быть проведены после проведения конкурсных процедур.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом не учтено, что Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга может провести закупку работ по дооснащению помещений КСОБ лишь при наличии выделения бюджетных средств в соответствии с Постановлениями Санкт-Петербурга от 03.06.2009 № 636, от 30.12.2013 № 1095, коллегия отклоняет.

Согласно пункту 4.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при создании, эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и дооснащении указанных объектов комплексными системами обеспечения безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636, Комитет по информатизации и связи до 1 апреля текущего финансового года на основании информации, представленной Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, проводит обследование объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга на предмет дооснащения указанных объектов комплексными системами обеспечения безопасности и представляет в Комитет финансов Санкт-Петербурга необходимые сведения для формирования прогноза расходов бюджета Санкт-Петербурга. Согласно пункта 4.2 названного нормативного правового акта до 15 апреля текущего финансового года подготавливает и доводит до сведения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга методические указания по составлению заявок на финансирование из бюджета Санкт-Петербурга расходов на дооснащение объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга комплексными системами обеспечения безопасности.

Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что возможность по дооснащению помещений ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» возможно только путем включения Комитетом по информатизации необходимых расходов в заявки, направляемые в Комитет финансов, при этом нарушение требований по безопасности объекта социальной инфраструктуры установлено в 2017 году, решение суда об удовлетворении иска к Комитетом по информатизации и связи является обоснованным.

Доводы о сроке исполнения судебного акта подлежат отклонению, поскольку суд должен срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения, в силу части 2 статьи 206 ГПК РФ. Доводов о том, что срок не является достаточным, апелляционная жалоба не содержит. Суд установил срок 16 месяцев, по мнению судебной коллегии, такой срок является разумным с учетом сроков, установленных вышеприведенным пунктом 4.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при создании, эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и дооснащении указанных объектов комплексными системами обеспечения безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 636.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: