ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10167/2013 от 04.12.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Батурин С.Н. Дело № 33-10167/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 04 декабря 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего - Дороднова Г.И.,

судей - Гущевой Н.В. и Сорокина М.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации <данные изъяты> муниципального района на решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 16.08.2013 года, которым заявленные требования прокурора <данные изъяты> района Нижегородской области к Администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, Гагинской сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области о запрещении размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Гущевой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

установила:

Прокурор <данные изъяты> района Нижегородской области обратился в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с иском к администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области:

- о запрещении размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на проезжей части <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, начиная от пересечения с <адрес> с момента вступления решения суда в законную силу;

- о запрещении размещать торговые места на проезжих частях улиц села <адрес> Нижегородской области с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Гагинского районного суда Нижегородской области в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что торговые места на проезжей части <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, и <адрес>, начиная от пересечения с <адрес>, размещаются на основании постановления главы администрации <данные изъяты> района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ«О закрытии и размещении ярмарки». Действия администрации создают угрозу транспортной безопасности. На указанных улицах <адрес> расположены социальные объекты: районная больница, муниципальная баня, а также жилые дома. В период проведения ярмарки по данным участкам улиц отсутствует возможность проезда транспорта специальных и аварийно – спасательных служб.

В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя в числе прочих объектов и автомобильные дороги. Размещение торговых мест на проезжей части автомобильных дорог приводит к прекращению движения по ним, что исключает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса.

В соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01. 1992 года № 65 «О свободе торговли», размещение торговых мест на проезжей части улиц запрещено.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в качестве способа защиты гражданского права может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В ходе судебного разбирательства исковые требования прокурором были изменены в порядке ст.39 ГПК РФ, прокурор просил запретить администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области размещение ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на <адрес>, <адрес> села <адрес> Нижегородская области с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители администрации <данные изъяты> муниципального района Нижегородской области, <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области заявленные исковые требования не признали.

Решением Гагинского районного суда Нижегородской области от 16.08.2013 года заявленные требования прокурора <данные изъяты> района Нижегородской области удовлетворены частично.

Судом постановлено: запретить администрации <данные изъяты> района Нижегородской области размещение ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на <адрес> села <адрес> Нижегородская области.

Исковые требования к <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области о запрещении размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) оставить без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрации <данные изъяты> муниципального района обратилась с апелляционной жалобой в Нижегородский областной суд, в которой просит отменить решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 16.08.2013 года полностью и принять по делу новое решение. Считает, что при рассмотрении дела судом были не правильно и не полно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также судом допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, и неправильном толковании норм права.

В заседание судебной коллегии явились: прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7

В заседание судебной коллегии не явились иные участвующие в деле лица - представитель администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, представитель <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области, - извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Права ясны, понятны. Отводов не заявлено.

Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающих в себя, в числе прочих объектов, и автомобильные дороги.

В силу ст.ст.1,2 Закона №16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относится нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности.

Указанным Законом акт незаконного вмешательства определен как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно п.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992года №65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2006 года № 89 «Об утверждении типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области» к объектам мелкорозничной сети относятся временные объекты торговли и оказания услуг (общественного питания и быстрого обслуживания): стационарные и нестационарные. К нестационарным объектам мелкорозничной сети относятся палатки и передвижные средства развозной и разностной торговли, при этом палатка определена, как легко возводимая сборно-разборная конструкции, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которого размещен товарный запас на один день торговли.

Указанным постановлением также установлено, что мелкорозничная торговля и оказание услуг объектами мелкорозничной сети на территории Нижегородской области осуществляется в местах, отведенных органами местного самоуправления. Документом, подтверждающим, размещение палатки, является разрешение на размещение объекта мелкорозничной сети, выдаваемое главой местной администрации. Ежегодно до 15 октября и до 15 марта утверждаются схемы размещения объектов мелкорозничной сети, выдаваемое главой местной администрации с учетом сохранения необходимого комплекса услуг для населения и при согласовании с территориальными органам государственного контроля (надзора), управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Нижегородской области.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании сообщения Прокуратуры <данные изъяты> района о проведении ярмарки выходного дня на проезжей части <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, начиная от пересечения с <адрес>, УУП ОП по обслуживанию <данные изъяты> района МО МВД России <данные изъяты> капитаном полиции ФИО8 в присутствии понятых был произведен осмотр участка местности в границах <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, начиная от пересечения с <адрес>.

В ходе осмотра установлено, что на указанных участках дорог на проезжей части и обочинах с левой и правой сторон имеются торговые палатки, с которых ведется розничная торговля товарами хозяйственно-бытового назначения. На момент осмотра на осматриваемом участке автодороги движение автотранспортных средств не возможно.

Также установлено, что на осматриваемых участках расположены объекты социальной инфраструктуры: ГБУЗ НО «<данные изъяты>», муниципальная баня, жилые дома. Возможность проезда пожарной техники в период проведения еженедельной ярмарки выходного дня к жилым домам и другим указанным социальным объектам отсутствует (л.д.9-11).

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются:

- Постановлением администрации <данные изъяты> района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О закрытии и размещении ярмарки», которым утверждено место проведения ярмарки по продаже товаров непродовольственного назначения (выполнению работ, оказанию услуг) на проезжей части <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, и <адрес>, начиная от пересечения с <адрес> проведения - каждую пятницу. Время проведения - с 07 часов 00 минут до 13 часов 00 минут (л.д.8);

- сообщением начальника –ПЧ 10-ОФПС по Нижегородской области, из которого следует, что в период проведения еженедельной ярмарки по пятницам на проезжей части <адрес> возможность проезда пожарной техники к жилым домам и другим социальным объектам отсутствует (д.д.13);

- соглашениями о передаче администрации <данные изъяты> муниципального района полномочий по реализации вопросов местного значения, согласно которому в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, администрация <данные изъяты> сельсовета передала администрации <данные изъяты> муниципального района осуществление некоторых полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д.46-54).

Кроме того, ярмарка выходного дня, организованная на проезжей части <адрес>, начиная от перекрестка с <адрес>, и <адрес>, начиная от пересечения с <адрес>, проводится без согласования с соответствующими контролирующими органами, в отсутствии распорядительного документа об ограничении движения по данной улице на период проведения ярмарки. Её проведение создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей и причинения материального ущерба.

При таких обстоятельствах, учитывая, что проезжая часть является составной частью указанных дорог (<адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора <данные изъяты> района Нижегородской области в части запрета администрации <данные изъяты> муниципального района Нижегородской области размещения ярмарки по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на <адрес> Нижегородской области.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об оставлении заявленных требований прокурора <данные изъяты> района Нижегородской области к <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> муниципального района Нижегородской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области о запрещении размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) без удовлетворения, поскольку каких-либо доказательств того, что установление места и времени проведения ярмарки выходного дня и ее проведение относится к компетенции <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области или Комитета по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> района Нижегородской области в материалах дела не имеется.

Довод апелляционной жалобы, что, поскольку администрация <данные изъяты> муниципального района относится к органу местного самоуправления, и в силу своих полномочий самостоятельна, то Указ Президента РФ о запрете размещения торговых мест на проезжей части улиц не может распространяться на администрацию <данные изъяты> муниципального района Нижегородской области, то они не могут быть приняты во внимание, т.к., в силу ст.90 Конституции РФ, Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Довод жалобы о том, что проведение ярмарки выходного дня относится к публичным мероприятиям, а потому, в соответствии с п.4 ч.1 ст.13.1 Закона Нижегородской области от 04.12.2008года №157-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» допускается временное ограничение или прекращение движения транспортных средств, основан на неправильном понимании и толковании норм права.

Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) от 18.12.2008г. №512-ст в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53103-2008«Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», согласно которому выставка (ярмарка) определена как выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью. При этом к выставкам не относятся вещевые рынки и розничная торговля на улицах.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в данной части следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, в силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

При этом под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, в том числе, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

Проверяя законность и обоснованность судебного решения в части запрета администрации <данные изъяты> района Нижегородской области размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на <адрес> села <адрес> Нижегородская области, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что прокурором, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не были представлены в материалы дела доказательства размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на вышеперечисленных улицах <адрес>, а в суде первой инстанции, в нарушение ст.67 ГПК РФ, данное обстоятельство не получило надлежащей оценки.

Наличие в деле справки от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Нижегородской области, содержащей перечень <адрес> (л.д.37) не может служить достаточным основанием к удовлетворению заявленных прокурором требований о запрете администрации <данные изъяты> района Нижегородской области размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на <адрес> села <адрес> Нижегородская <адрес>, поскольку доказательств размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на вышеперечисленных улицах <адрес> данная справка не содержит.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом апелляционной инстанции, в данном случае имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

На основании изложенного, решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 16.08.2013г. подлежит отмене в части.

При этом судебная коллегия находит возможным принять по делу в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора <данные изъяты> района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 16.08.2013 года отменить в части запрещения администрации <данные изъяты> района Нижегородской области размещения ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на <адрес> села <адрес> Нижегородская области.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи