ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10169/20 от 26.01.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Синицын К.В. дело № 33-285/2021 (33-10169/2020)

25RS0001-01-2020-001369-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.

судей Рыженко О.В., Рябенко Е.М.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Приморскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Приморскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности

по апелляционным жалобам представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 сентября 2020 года, которым исковое заявление прокурора Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Приморскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Приморскому краю, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворено.

На Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Приморскому краю возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать приобретение в Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Приморскому краю: 23 полок для туалетных принадлежностей, 3 баков для питьевой воды, 139 подставок под баки с питьевой водой, 210 тумбочек под телевизор (кронштейнов для крепления телевизора), 308 комплектов уборочного инвентаря; проведение работ по оборудованию камер постов №№ 1-18 радиодинамиками для вещания общегосударственной программы.

На Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 1 года с момента поступления денежных средств осуществить приобретение: 23 полок для туалетных принадлежностей, 3 баков для питьевой воды, 139 подставок под баки с питьевой водой, 210 тумбочек под телевизор (кронштейнов для крепления телевизора), 308 комплектов уборочного инвентаря; проведение работ по оборудованию камер постов №№ 1-18 радиодинамиками для вещания общегосударственной программы.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.,

Выслушав пояснения представителя ответчиков ФИО1, прокурора Приморского края Румянцева И.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки, проведенной в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Приморскому краю, установлено, что в следственном изоляторе не в полной мере выполняются требования законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: не во всех 358 камерных помещениях (18 постов) 4 режимных корпусов следственного изолятора обеспечено наличие полок для туалетных принадлежностей (далее - полка), баков для питьевой воды (далее - бак), подставок для них (далее - подставка), тумбочек под телевизор (далее - тумбочка) либо кронштейнов для крепления телевизора (далее - кронштейн). В камерах постов №№ 1-16 отсутствует уборочный инвентарь. Камеры следственного изолятора не оборудованы радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, а наличие в части камер учреждения радиоприемников и телевизоров в полной мере не обеспечивают следственно-арестованным и осужденным возможность ее прослушивания.

15.01.2020 прокуратурой Приморского края в адрес начальника СИЗО-1 вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако до настоящего времени администрацией учреждения данные нарушения не устранены, не обеспечено во всех камерах наличие полок, баков, подставок для них, тумбочек под телевизор либо кронштейнов для крепления телевизора, уборочного инвентаря и радиоточек.

В ходе рассмотрения дела прокурор Приморского края уточнил исковые требования, просил: обязать ФСИН и ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать приобретение в СИЗО-1 23 полок для туалетных принадлежностей, 3 баков для питьевой воды, 139 подставок под баки с питьевой водой, 210 тумбочек под телевизор (кронштейнов для крепления телевизора), 308 комплектов уборочного инвентаря, проведение работ по оборудованию камер постов №№ 1-18 радиодинамиками для вещания общегосударственной программы; обязать СИЗО-1 в течение 1 года с момента поступления денежных средств осуществить приобретение 23 полок для туалетных принадлежностей, 3 баков для питьевой воды, 139 подставок под баки с питьевой водой, 210 тумбочек под телевизор (кронштейнов для крепления телевизора), 308 комплектов уборочного инвентаря, проведение работ по оборудованию камер постов №№ 1-18 радиодинамиками для вещания общегосударственной программы.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.

Представитель ответчиков возражал против удовлетворения исковых требования поскольку в пределах лимитов бюджетных обязательств производятся закупки мебели и инвентаря в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России, проводится работа по заключению государственных контрактов, принимаются меры по устранению выявленных недостатков прокуратурой.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представители ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю, поданы апелляционные жалобы, ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений прокурора Приморского края на доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 05-07.02.2020 проводилась проверка прокуратурой Приморского края в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, по адресу: <адрес>.

Согласно акту проверки от 10.02.2020 установлено, что в нарушение ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 камеры не обеспечены полками для туалетных принадлежностей, баками для питьевой воды, подставками для баков с питьевой водой, тумбочками под телевизор ( кронштейнов для крепления телевизора), комплектами уборочного инвентаря, камеры на постах не оборудованы радиодинамиками для вещания общегосударственных программ.

13.01.2020 за N 17-4-2020 в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю направлено представление об устранении нарушений законодательства в деятельности учреждения. Указанное представление прокурора было рассмотрено, в ходе рассмотрения представления было установлено, что администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю были нарушены требования ст. 16,21,23,24 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ, для устранения выявленных недостатков были проведены расчеты потребности оборудования камер мебелью, баками для воды, подставками, направлены заявки для выделения финансирования.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 1, 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 16, 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и обоснованно исходил из того, что выявленные нарушения влекут нарушение прав и создают угрозу жизни и здоровью лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем удовлетворил требования прокурора Приморского края о возложении обязанности на ответчиков по устранению выявленных нарушений. На ФСИН РФ, ГУФСИН России по Приморскому краю правомерно возложена обязанность профинансировать приобретение в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю 23 полок для туалетных принадлежностей, 2 баков для питьевой воды,139 подставок под баки с питьевой водой,210 тумбочек под телевизор,308 комплектов уборочного инвентаря, для проведения работ по оборудованию камер постов № 1-18 радиодинамиками для вещания общегосударственной программы. На ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность после поступления денежных средств осуществить приобретение указанного имущества и провести работы по оборудованию камер радиодинамиками.

Выводы суда первой инстанции полностью основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (статья 7).

Согласно ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые, в частности, имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение (пункт 9).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры (статья 23).

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, согласно которым камеры должны быть оборудованы в том числе бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; тумбочками под телевизор, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.

Поскольку факт отсутствия в камерах радиовещания, баков в питьевой водой, подставок под баки, тумбочек под телевизор ответчиками не оспаривался, и подтверждается заявками на их предоставление и финансирование, то суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора по устранению выявленных нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении. В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25 ноября 2010 г. "Дело "Роман Карасев против Российской Федерации", указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства, в связи с чем доводы жалоб на недостаточность финансирования не служат основанием к отмене решения.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений статьи 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, установлено, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков правильность вывода суда первой инстанции не опровергают.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, нормы материального, процессуального права не нарушены. Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФСИН России, представителя ГУФСИН России по Приморскому краю без удовлетворения.

Председательствующий Судьи