ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0019-01-2022-000612-91)
21 сентября 2022 года по делу № 33 –10171/2022
Судья Вершкова Ю.Г. г.Волгоград
21 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелышевой Виктории Владимировны к ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения г. Камышина о признании незаконным решения об отказе в признании безработной и его отмене,
по апелляционной жалобе Горелышевой Виктории Владимировны
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 28 июня 2022 года, которым истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установил:
Горелышева В.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения г. Камышина о признании незаконным решения об отказе в признании безработной и его отмене. В обоснование заявленных требований указано, что 28 января 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением для постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице. Сотрудниками центра занятости ей было оказано содействие в подаче заявления в форме электронного документа вместе с резюме, ей был обеспечен доступ к единой цифровой платформе, ее заявление было зарегистрировано 28 января 2022 года и в этот же день ей было направлено ответчиком уведомление с датой и времени явки в центр занятости – 7 февраля 2022 года в 9.30. В указанное время она не явилась, в связи с чем ответчиком было принято решение об отказе в признании ее безработной.
Данное решение истец считает незаконным, т.к. до ее сведения ответчиком не были доведены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, кроме того у неё плохие навыки работы с компьютером, ранее никогда не пользовалась услугами сайта Работа России, а также отсутствие уведомлений со стороны ответчика в личном кабинете и на электронной почте явились следствием ее неявки к ответчику 07 февраля 2022 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагала, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в признании её безработной.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Горелышевой Виктории Владимировны ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и принятии по делу нового решения об удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что 18 января 2022 года Горелышева В.В. уволилась из ПАО Сбербанка по сокращению штатов.
28 января 2022 года Горелышева В.В. обратилась в Камышинский центр занятости с заявлением о постановки на учёт в качестве безработной, где ей сотрудниками ЦЗН был обеспечен доступ к единой цифровой платформе (далее ЕЦП) и оказано содействие в подаче заявления и резюме в электронной форме, заявление № <.......> Горелышевой В.В. принято в тот же день.
Горелышевой В.В. был избран способ связи посредством электронной почты vkorotkova1979@gmail.com, а также был указан и номер телефона.
В тот же день начиная с 12 час. 05 мин. в личный кабинет Горелышевой В.В., а также на её адрес электронной почты стали поступать уведомления о работе с ее заявлением в портале «Работа в России» с указанием дальнейших действий.
28 января 2022 года в 15час. 30 мин. Горелышевой В.В. направлено уведомление о назначенной дате и времени явки на 07 февраля 2022г. в 09:30 час. в ГКУ ЦЗН г.Камышина.
01, 14 и 15 февраля 2022 года Горелышева В.В. проходила собеседование в направленных ГКУ ЦЗН г. Камышина вакансиях, при этом кандидатура Горелышевой В.В. отклонена в связи с несоответствием кандидата.
07 февраля 2022 года приказом ГКУ Волгоградской области центр занятости населения города Камышина № <.......> Горелышевой В.В. отказано в признании безработной в связи с неявкой гражданина в срок, установленный государственным учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным.
15 марта 2022 года Горелышева В.В. вновь обратилась в ГКУ ЦЗН для подачи заявления о признании её безработной, где и была поставлена на учет.
В тот же день Герелышева В.В. направлена на прохождение собеседования, и по результатам рассмотрения кандидатуры гражданина Горелышевой В.В. выдан отказ по несоответствию квалификации для замещения свободного рабочего места (вакантной должности), по профессии (специальности) делопроизводитель на конкурсной основе в Детский оздоровительный лагерь Солнечный МАУ.
Так же 15 марта 2022 года кандидатура Горелышевой В.В. отклонена в связи закрытием вакансии по профессии (специальности) офис-менеджер 1 категории (класса) ООО «Астрал».
23 марта 2022 года приказом ГКУ Волгоградской области центр занятости населения города Камышина № <.......> Горелышева В.В. признана безработной и ей назначено пособие по безработице.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Горелышевой В.В. о признании незаконным решения об отказе в признании безработной и его отмене, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1 и 2 статьи 3, ст. 15, ст. 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года № 1909, которым были утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 года № 885 (ред. от 29 июня 2021 года № 1055) исходил из того, что ответчиком порядок регистрации гражданина в качестве безработного соблюден, нарушений прав Горелышевой В.В. не допущено, статус безработного не был присвоен правомерно, поскольку истец в назначенный день (7 февраля 2022 года) не явилась в центр занятости для регистрации в качестве безработного, доказательств уважительность причины неявки не представила, соответственно она не могла быть признана безработной.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу статьи 3 упомянутого Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1).
Пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В силу п. 3.1 ст. 15 указанного Закона, граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе (п.6 ст. 15).
В соответствии со статьей 16.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 августа 2015 года № 885 «Об информационно-аналитической системе общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - Постановление), которым утверждены правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы общероссийская база вакансий «Работа в России»
Правила устанавливают порядок формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - Система), в том числе порядок размещения информации в Системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и гражданами, ищущими работу (далее - участники Системы).
В силу пункта 2 Правил создание Системы, ее формирование, ведение и модернизация осуществляются Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд). Роструд вправе самостоятельно выбирать используемые в Системе информационно-телекоммуникационные технологии, программные и технические средства. Функциональные требования к Системе утверждаются Рострудом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указанное постановление утратило силу с 16 мая 2022 года, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13 мая 2022 года № 867, утвердившего правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России».
Единая цифровая платформа является федеральной государственной информационной системой.
В соответствии с п.5 Правил регистрации безработных граждан следует, что зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Зарегистрированному гражданину направляется уведомление о дате явки в центр занятости населения для регистрации гражданина безработным в день его постанови на регистрационный чет в целях поиска походящей работы.
Судом первой инстанции достоверно было установлено, что 28 января 2022 года Горелышевой В.В. было направлено уведомление с датой и временем явки в ГКУ ЦЗН г.Камышина – 07 февраля 2022 года к 9.30, данное уведомление ею было получено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ГКУ ЦЗН г.Камышина не допущено нарушение охраняемых законом прав и интересов истца при определении его права на приобретение статуса безработного является правомерным.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что истец никаких уведомлений о приглашении в центр занятости на 07 февраля 2022 года не получала не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда. Эти доводы были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горелышевой Виктории Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –