Судья: Колосовская Н.А. | Дело №33-10189 |
Докладчик: Макарова Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Макаровой Е.В.,
судей Фроловой Т.В., Пастухова С.А.
при секретаре Голушковой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 года
по иску Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской и Кемеровской областях к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости, о признании недействительными результатов межевания, обязании снести строения,
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской и Кемеровской областях обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3 и по уточнённым исковым требованиям просило признать недействительными результаты межевания, исключить сведения о земельных участках из государственного кадастра недвижимости, истребовать имущество из чужого незаконного владения в отношении земельных участков, расположенных в <адрес>, с кадастровыми номерами: № обязать снести за свой счёт возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами № строения.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты>.2016 письмом Департамента лесного комплекса Кемеровской области доведена информация о выявлении земельных участков, которые по материалам лесоустройства полностью или частично относятся к землям лесного фонда, но учтены в ГКН с иной категорией. В приложении были представлены выписки из государственного лесного реестра в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенные в <адрес>. Из выписок следует, что данные земельные участки расположены на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Указанное подтверждается картами-схемами расположения лесного участка, выполненных на основании материалов лесоустройства <данные изъяты> в 2002 году и материалами Лесохозяйственного регламента Кемеровского лесничества Кемеровской области 2013 года с нанесением границ спорных земельных участков.
Для получения информации в отношении участков управление запросило в Росреестре дополнительные документы, из содержания которых стало известно, что образование земельного участка осуществлено по заказу ФИО4 в 2012 году, спорные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером № имеющим местоположение <адрес>, в <адрес>.
Земельный участок принадлежал ФИО4 на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>.2010, право собственности зарегистрировано <данные изъяты>2011. Земельный участок относился к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование: под туристическую базу и имел площадь <данные изъяты> кв.м. Правообладателями земельных участков являются: с кадастровым номером № – ФИО1, зарегистрировано право <данные изъяты>2012, с кадастровым номером № – ФИО2, зарегистрировано право <данные изъяты>2013, с кадастровым номером № – ФИО2, ФИО3, ФИО1, зарегистрировано право <данные изъяты>2012, с кадастровым номером № – ФИО2, ФИО3, зарегистрировано право <данные изъяты>.2013, с кадастровым номером № – ФИО3, зарегистрировано право <данные изъяты>.2012.
Из ответа Управления Росреестра по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что земельные участки расположены в границах <данные изъяты> лесничества.
Истец полагает, что образование земельных участков осуществлено в нарушение требований закона, а дальнейшие действия по распоряжению спорными земельными участками осуществлено неуполномоченным лицом на основании ничтожных сделок и незаконных распоряжений. Образование земельных участков и постановка на кадастровый учёт осуществлена без учёта материалов лесоустройства, в отсутствие согласия Департамента лесного комплекса Кемеровской области и Территориального управления. Из межевого плана не следует, что при образовании земельных участков использовались материалы лесоустройства, а также было осуществлено согласование границ с уполномоченными органами.
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя.
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области ФИО9, действующий на основании доверенностей, требования и доводы иска поддержал.
Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте которого извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков ФИО1, ФИО2 – ФИО5, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, представила возражения, из которых следует, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представители ответчика ФИО3 – ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенности, требования не признали, заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьих лиц Администрации Кемеровского муниципального района и КУМИ Кемеровского муниципального района ФИО13, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители третьих лиц Департамента Лесного комплекса Кемеровской области, ФГБУ «ФКП Россрестра», Администрации Кемеровской области, ООО «КОКЦ» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте которого извещены надлежащим образом.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской и Кемеровской областях к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости, о признании недействительными результатов межевания, обязании снести строения.
В апелляционной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в лице представителя ФИО8, действующего на основании доверенности, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Считает, что судом неверно применены нормы материального права, регулирующие правоотношения в период распоряжения спорными земельными участками.
Также полагает, что из представленных в материалы дела документов не усматриваются основания для перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в иную категорию. Апеллянт не согласен с указанием суда на то, что категория земель изменялась в связи с изменением назначения использования земельного участка.
Ссылаясь на ст.ст.4, 5, 23, 24, 25. 30, 35 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, полагает, что перевод земель из одной категории в другую и изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд совершались раздельно, а само изъятие земельного участка не предполагало изменение категории земельного участка. Более того, в силу установленного законом в тот период права исключительной государственной собственности на землю, изъятие не предполагало выбытие земли из государственной собственности. В последующем в соответствии с Законом СССР от 17.06.1977 «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», а также законом РСФСР от 08.08.1978 «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» установленный порядок не изменялся до 1991 года. Отмечает, что распоряжение Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р не изменяет категорию земельного участка. Кроме того, у Администрации Кемеровской области полномочия по изменению категории земельного участка отсутствовали. Распоряжение лесным фондом осуществляется совместно как Российской Федерацией, так и Администрацией областей, исключительных прав на принятие самостоятельного решения на распоряжение ни у кого из указанных субъектов правоотношений не было.
Также, со ссылкой на ст.22 «Основ лесного законодательства Российской Федерации» (утв. ВС РФ 06.03.1993 №4613-1), действующей в период издания распоряжения Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О предоставлении земельных участков гослесфонда», указывает, что при принятии данного распоряжения требования приведённой нормы права о получении разрешения Правительства Российской Федерации должны были быть соблюдены. Вместе с тем, из технического дела на данный земельный участок не следует, что распоряжение Администрации Кемеровской области было принято в установленном нормативными актами порядке.
Содержащееся в техническом деле письмо начальника управления лесного хозяйства ФИО25, им не подписано, данное письмо не содержит дату составления и какой-либо номер, в связи с чем, указанное письмо не могло быть признано допустимым доказательством по делу. Вместе с тем, письмо содержит указание на то, что земельный участок отводится в лесах <данные изъяты> группы в квартале 36 Журавлевской лесной дачи Кемеровского лесничества Кемеровского лесхоза.
Исходя из представленных в материалы дела документов, следует, что лесоустройство 2002 года выполнено с использованием лесоустройства 1988 года и не содержит в себе информации об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда.
Согласно представленным Департаментом лесного комплекса Кемеровской области документам по результатам лесоустройства 2002 года выполнен план лесонасаждений <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> лесхоза. Указанный план графически совмещён со спорными земельными участками.
Распоряжение спорным участком с кадастровым номером №, из которого в последующем образованы все спорные земельные участки, осуществлено в 2010 году, тогда как участок относился к землям лесного фонда (лесоустройство 2002 года). Именно с указанной даты земельный участок незаконно выбыл из федеральной собственности в частную.
На апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 принесены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО2, представитель ответчика ФИО3 ФИО6, третье лицо ФИО4, представитель третьих лиц Администрации Кемеровского муниципального района и КУМИ Кемеровского муниципального района ФИО10 и представитель третьего лица КУМИ Кемеровского муниципального района ФИО11 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, закреплённой в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Из статей 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьёй земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст.7 ЛК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьёй 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2).
В силу ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую в соответствии с Земельным кодексом РСФСР производится с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решение о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со ст.ст.33, 34 Земельного кодекса РСФСР изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов вправе производить изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землёй.
Согласно ст.ст.20, 21 Земельного кодекса РСФСР землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены. В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения.
Согласно ст.35 Земельного кодекса РСФСР изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, культурными пастбищами, а также сенокосами и пастбищами, на которых проведены работы по их коренному улучшению, для несельскохозяйственных нужд, земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР.
Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд, обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, место расположения объекта и примерные размеры намечаемой к изъятию площади.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 на основании брачного договора с ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – дачное хозяйство, право собственности зарегистрировано <данные изъяты>2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
ФИО12 являлся собственником участка на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>2012, заключённого с ФИО4
ФИО1 на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>.2012, заключённого с ФИО4, является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – дачное хозяйство, право собственности зарегистрировано <данные изъяты>.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
ФИО3 на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>2012, заключённого с ФИО4, является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – дачное хозяйство, право собственности зарегистрировано <данные изъяты>.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
ФИО2 и ФИО3 в равных долях на основании договора <данные изъяты>.2013, заключённого с ФИО16, являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – дачное хозяйство, право собственности зарегистрировано <данные изъяты>2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
ФИО16 являлся собственником участка на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>.2012, заключённого с ФИО4
ФИО1, ФИО3, ФИО2 являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – дачное хозяйство, которые образовались путём перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий ФИО3, № площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий ФИО2, № площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий ФИО1, № площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий ФИО2, ФИО1, ФИО3 в равных долях, на основании соглашения между собственниками земельного участка от <данные изъяты>.2015, зарегистрированного в ЕГРП <данные изъяты>.2015, участки образованы из земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – под туристическую базу, собственниками участка являлись ФИО2, ФИО1, ФИО3 на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>2012, заключённого с ФИО4, договора купли-продажи, заключённого с ФИО16, от 29.03.2013г., брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО15
Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы путём межевания из земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, ориентир в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от <данные изъяты>, собственником которого являлся ФИО4, который приобрёл земельный участок на основании договора купли-продажи № от <данные изъяты>.2010, заключённого с КУМИ Кемеровского муниципального района, распорядившегося земельным участком посредством проведения аукциона от <данные изъяты>.2010. Земельный участок был поставлен на кадастровый учёт <данные изъяты>.2003, предыдущий кадастровый номер №, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование под туристическую базу.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 18.07.1975 №1206-р принято предложение Кемеровского <данные изъяты> об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их предприятиям и организациям согласно приложению, в соответствии с приложением земельный участок изъят от землепользователя <данные изъяты> лесхоза производственному объединению «<данные изъяты>» – для строительства туристической базы <данные изъяты> га в бессрочное пользование.
Во исполнение распоряжения начальника Управления лесного хозяйства ФИО23<данные изъяты> лесхозу поручено произвести в установленном порядке передачу земельного участка гослесфонда Производственному объединению «<данные изъяты>» для строительства туристической базы в лесах <данные изъяты> в квартале <данные изъяты><данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Отвод произвести в постоянное пользование с исключением из гослесфонда. Производственному объединению «<данные изъяты> заключить договор с <данные изъяты>» на получение акта на право пользования землёй и на выполнение работ по отводу участка в натуре.
На основании акта отвода земель участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ, составленного землеустроителем «<данные изъяты> в присутствии представителя лесхоза ФИО17, представителя производственного объединения «<данные изъяты>», отведён в натуре земельный участок под туристическую базу, составлено описание границ отведённого участка – суходольные, северо-западная граница проходит по оврагу, установлено пять межевых столбов. Изготовлено межевое дело с каталогом координат по отводу земель в натуре <данные изъяты> года.
Из материалов дела также следует, что на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем ФИО3, располагается дачный дом, которому присвоен адрес: <адрес>, <адрес>. На земельных участках с кадастровыми номерами №, принадлежащих ФИО2, располагаются дачные дома, которым присвоен адрес: <адрес>, <адрес> и <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО1, располагается дачный дом, которому присвоен адрес: <адрес>, <адрес> Доказательств расположения строений на участке с кадастровым номером № не представлено.
Согласно исторической справке архивного фонда <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ организовано <данные изъяты>. С 1980 года <данные изъяты>» находилось в подчинении Министерства промышленности строительных материалов РСФСР с непосредственным подчинением Исполнительному Комитету Кемеровского областного Совета народных депутатов. На основании постановления учредительной конференции представителей коллектива трудящихся по согласованию с облисполкомом п/о «<данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты> Основные и оборотные средства объединения переданы <данные изъяты>, аппарат управления ликвидирован. В 1993 году <данные изъяты> «<данные изъяты>» переименовано в Государственное предприятие «<данные изъяты>» и на основании приказа генерального директора ГП «<данные изъяты>» №а от ДД.ММ.ГГГГ приватизировано КУМИ Кемеровской области, преобразовано в ОАО «<данные изъяты>». В июне 2006 года ликвидировано.
На основании акта приёма-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором купли-продажи № от <данные изъяты>.1993 Фонд имущества Кемеровской области передал АО «<данные изъяты>» <данные изъяты> дома, расположенных в районе <адрес> (бывшая база отдыха ПО «<данные изъяты>»). Договор заключён по результатам проведения аукциона, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности АО «<данные изъяты>» на объекты недвижимости подтверждается свидетельством о собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения Администрации Кемеровской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков, согласно списку предприятий и организаций, которым предоставляются земельные участки, АО «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок под существующую турбазу в постоянное пользование, с возмещением ущерба лесному хозяйству, место отвода – <данные изъяты>, <адрес>.
АО «<данные изъяты>» на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продало <данные изъяты> базу отдыха в <адрес>, состоящую из <данные изъяты> с участком земли, площадью <данные изъяты> га, дома с земельным участком переданы по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ с заключением ведущего специалиста Комитета по земельным ресурсам по отводу земельного участка и передачи его для базы отдыха.
На основании распоряжения Администрации Кемеровской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении и согласовании земельных участков» земельный участок площадью <данные изъяты> га изъят у АО «<данные изъяты>» в постоянное пользование <данные изъяты> для использования под туристическую базу.
На основании акта установления границ в натуре от июня 1995 года инженером Кемеровского предприятия «<данные изъяты> в присутствии представителя Кемеровского лесхоза ФИО18, смежного землепользователя фирмы <данные изъяты>, отвёл в натуре <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты> для туристической базы. В техническом деле об отводе земель в натуре <данные изъяты> для туристической базы 1995 года содержится каталог координат.
Из материалов по постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт усматривается, что с заявкой о постановке на учёт <данные изъяты>2003 обратился представитель АОЗТ <данные изъяты>, на основании акта установления границ в натуре, описания земельного участка, расположенного в <адрес>, а также схем и списка координат, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) принято решение о внесении в ГРЗ КР сведений о ранее учтённом земельном участке с уточнением сведений о прохождении границ и внесении изменений в характеристики земельных участков в кадастровыми номерами: №.
Согласно ч.2, 2.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключён договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на 21.04.2017 <данные изъяты> зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ исключена из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившее свою деятельность.
Согласно заключению кадастрового инженера <данные изъяты>ФИО19 по результатам анализа и установления идентичности земельного участка в отношении ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером № сделан вывод, что в представленных материалах копий технических дел по отводу земель в натуре п/о «<данные изъяты>» (1992) и <данные изъяты> (1995), выполненные «<данные изъяты>», речь идёт об одном и том же земельном участке, формирование дел происходило согласно действующих на тот момент нормативных документов. Площадь и местоположение данного земельного участка соответствует данным государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий – №).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок был изъят у землепользователя <данные изъяты> и отведён в бессрочное пользование производственному объединению п/о «<данные изъяты>», принцип перевода земель из одной категории в другую в зависимости от изменения основного целевого назначения этих земель был заложен в ст.5 Земельного кодекса РСФСР, а в настоящее время – в ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании действующего законодательства в спорный период, отнесение земель к определённой категории ставилось в зависимость от цели использования земель, а распоряжением Совмина РСФСР земельные участки площадью <данные изъяты> га переданы п/о «<данные изъяты>» для осуществления строительства туристической базы в бессрочное пользование, в связи с изменением цели была изменена и категория земельного участка.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Земельным законодательством установлен принцип единства земельного участка и расположенного на нём строения. Так, на основании статьи 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Такой же принцип предусмотрен и в настоящее время ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ.
Установив, что при переходе права собственности на здания турбазы к новым собственникам переходило право собственника (владение, пользование, распоряжение) и соответствующее право на часть земельного участка, расположенного под зданиями, суд первой инстанции пришёл к выводу, что изменение категории произведено до принятия распоряжений Администрации Кемеровской области в 1975 году по распоряжению Совмина РСФСР, а распоряжениями Администрации Кемеровской области не производилось изменения категории земельного участка, а осуществлялась передача земельного участка от одного пользователя к другому. Выделение отведённого участка в натуре п/о «<данные изъяты>», а в последующем и передача участка <данные изъяты> происходила с непосредственным участием представителя <данные изъяты> лесхоза.
Спорный земельный участок, являлся участком, государственная собственность на который не разграничена, был свободен от прав третьих лиц.
Сведения о земельном участке находились в государственном кадастре недвижимости, не относился к категории земель лесного фонда, а была определена его категория как земли особо охраняемых территорий, вид разрешённого использования – под туристическую базу.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорных земельных участков из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорных участков в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
В 2010 году, реализуя своё право, предусмотренное статьёй 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Администрация Кемеровского муниципального района распорядилась земельным участком с кадастровым номером №
На момент распоряжения земельным участком с кадастровым номером № (предыдущий № он являлся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, и был свободен от прав третьих лиц, стоял на государственном кадастровом учёте с 2003 года, категория – земли особо охраняемых территорий, разрешённое использование – под туристическую базу.
Решением КУМИ Кемеровского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ объявлены торги по продаже земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, местоположение относительно ориентира №, участок находится примерно <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование – под туристическую базу.
Согласно протоколу о подведении торгов, проводимых в форме аукциона по форме подачи предложений о цене, о приёме заявок претендентов на участие в торгах, о цене продажи земельного участка под туристическую базу победителем торгов стал ФИО14
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка №, заключённого по результатам проведения торгов между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ФИО4, земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в собственность.
Исходя из содержания ч.1, 3 ст.6, ст.ст.7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент образования спорных участков, границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешённого использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
На основании положений ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 №464 «Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий её предоставления», доказательствами отнесения земельных участков к землям лесного фонда помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств.
В силу п.2.2.3 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утверждённой приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 №265 и действовавшей в период проведения в 2001 году работ по лесоустройству, согласно которому лесхозы в порядке подготовки к лесоустройству обязаны предоставлять во временное пользование лесоустроителям материалы предыдущего лесоустройства, а также материалы по лесохозяйственной деятельности и изменениям в лесном фонде, необходимые для проведения лесоустроительных работ и составления лесоустроительных проектов, а также проверить и согласовать с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхоза и разрешить все спорные вопросы со смежными землепользователями.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу. что на момент проведения лесоустройства в 2002 году спорные участки не могли быть включены в материалы лесоустройства, так как подлежали исключению по распоряжению Совмина 1975 года. На момент проведения лесоустройства спорные земельные участки к землям лесного фонда не относились, согласно данным кадастровых паспортов земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов. Проведение лесоустройства в отношении названных земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции действовавшей на момент составления межевого плана) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из межевого плана, изготовленного 16.05.2012 ООО «<данные изъяты> проведение кадастровых работ по межеванию производилось ввиду образования путём раздела из земельного участка с кадастровым номером №, спорных земельных участков, границы участка ранее были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, внешние границы участка были установлены и не затрагивались данным межевым планом.
Разрешая заявленные требования, исходя из фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе письмо начальника Управления лесного хозяйства ФИО24, содержащее указание об отводе земельного участка п/о «<данные изъяты>» в лесах <данные изъяты> группы в квартале <адрес><данные изъяты> лесхоза, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется в полном объёме, поскольку в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит обязанность доказать отнесение земельного участка ответчиков к землям лесного фонда, однако истец не представил доказательства, подтверждающие формирование спорных земельных участков ответчиков в существующих границах полностью или частично на землях лесного фонда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, содержит мотивы, на основании которых суд пришёл к данным выводам, и ссылки на законы, которыми руководствовался суд.
Согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: