ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1018/14 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело Председательствующий - судья ФИО3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ \2014

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО12,

судей ФИО13 и ФИО14

при секретаре ФИО6

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление ФМС России по РИ) по доверенности ФИО9 на решение Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Управления ФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО12, объяснения представителей по доверенности Управления ФМС России по РИ ФИО7 и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО1, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 в связи с военными действиями покинула место постоянного жительства - Чеченскую Республику и выехала в Республику Ингушетия. Органами миграционной службы, по месту пребывания, наделялась статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевала. При очередном обращении, Управление ФМС России по РИ отказало ей в продлении срока действия статуса по причине наличия у нее в собственности <адрес>, расположенной в <адрес>, в <адрес>, ЧР, а Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ из-за отсутствия статуса вынужденного переселенца исключило ее из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы») на 2014 год. Считая действия заинтересованных сторон затрагивающими ее права и законные интересы, заявитель обратилась в Карабулакский районный суд РИ, просила признать указанные действия неправомерными, обязать Управление ФМС России по РИ продлить ей статус вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения суда в силу, а также Управление ФМС России по РИ и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ – восстановить ее в сводном списке вынужденных переселенцев - участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по прежней дате постановки на учет.

В суде ФИО1 и ее представитель ФИО11 поддержали требования по мотивам, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.

Участвовавшие в судебном заседании представители Управления ФМС России по РИ ФИО9 и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ ФИО10 просили в удовлетворении заявления отказать.

Решением суда требования ФИО1 удовлетворены, на Управление ФМС России по РИ возложена обязанность продлить заявителю срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения суда.

Этим же решением Управление ФМС России по РИ и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязаны включить заявителя в сводный список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по прежней дате ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованной стороны ФИО9 данное судебное постановление полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы утверждает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, не учел утрату ее данного статуса по истечению срока его действия по причине наличия у нее на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ЧР, <адрес>. Полагая в этой связи, что у заявителя отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве, апеллирующая сторона просит обжалуемое решение отменить и производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 6 статьи 330 того же Кодекса правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 67 того же Кодекса, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Как следует из материалов дела и содержания решения, суд данные требования закона выполнил, проанализировав совокупность представленных сторонами доказательств, подробно изложив результаты их оценки в решении с приведением мотивов, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Из смысла разъяснений, закрепленных в пункте 4 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.

Согласно пункту 49 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ(далее – Административный регламент), для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока его действия.

Судом установлено, что жительница <адрес> Республики ФИО1 в 1994 году в результате военных действий покинула место постоянного жительства и выехала в Республику Ингушетия. Территориальным органом миграционной службы, по месту пребывания, она наделялась статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевала. До истечения данного срока в порядке, установленном Административным регламентом, заявитель обратилась в Управление ФМС России по РИ с заявлением о продлении срока его действия, однако заинтересованной стороной в удовлетворении ее требований отказано в связи с тем, что за ней значится жилое помещение, расположенное по адресу: ЧР, <адрес>. По причине отказа органом миграционной службы в продлении ФИО1 статуса вынужденного переселенца, Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ она исключена из сводного списка граждан – участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год. Действия заинтересованных сторон заявителем оспорены в суд по правилам, вытекающим из публичных правоотношений.

Разрешая спор и, удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из того, что заявитель, покинувшая место жительства в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, в установленном законом порядке территориальным органом миграционной службы Республики Ингушетия была наделена статусом вынужденного переселенца, срок действия которого своевременно продлевала, жильем на территории Российской Федерации не обеспечена, поскольку находившуюся у нее в собственности квартиру, расположенную по месту прежнего проживания, передала муниципальному органу <адрес> ЧР, и в этой связи счел возможным распространение на заявителя Закона «О вынужденных переселенцах», Административного регламента и ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы».

Данная позиция суда согласуется вышеприведенными нормативными правовыми актами, регулирующими основания и порядок наделения гражданина статусом вынужденного переселенца, его продления, и не противоречит разъяснениям Конституционного Суда РФ, закрепленным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 16-н, согласно которым статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой, срочный характер и в случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса должен быть продлен.

Не противоречит вывод суда и положениям ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, в состав которой включена подпрограмма «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством».

Право на улучшение жилищных условий в рамках данной подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 года» гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Как видно из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным органом <адрес> ЧР заключено обязательство о сдаче (передаче) находящейся у нее в собственности однокомнатной <адрес>, площадью 45,4 кв. м., расположенной по <адрес>, в <адрес> Республики, что дает заявительнице право на предоставление жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории другого субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда, признавшего неправомерными действия Управления ФМС России по РИ, отказавшего ФИО1 в продлении статуса вынужденного переселенца, и обязавшего заинтересованную сторону продлить заявителю указанный статус сроком на 1 год со дня вынесения решения суда.

Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что заявитель, которому Управлением ФМС России по РИ срок действия статуса вынужденного переселенца в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Административным регламентом, пребывает на территории Республики Ингушетия, однако постоянного места жительства не имеет.

Обоснованным является и решение суда о возложении на Управление ФМС России по РИ и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязанности включить заявителя в сводный список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2014 год по прежней дате ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и к такому выводу приходит по следующим основаниям.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).

В силу данного Постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Обозначенными выше Правилами предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По смыслу разъяснений подпункта «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правило осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 334 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" полномочия по реализации ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений возложены на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.

Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, а также положением части 1 статьи 56 ГПК РФ, возлагающим на стороны доказывание обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции имел правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Доводы автора апелляционной жалобы ФИО9 не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют его правовую позицию в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, доводы суда, приведенные в обоснование неправомерности отказа Управлением ФМС России по РИ в продлении ФИО1 статуса вынужденного переселенца и исключения ее Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия из сводного списка граждан - участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», судебная коллегия находит правильными, поскольку они согласуются в приведенными выше нормами права.

Вместе с тем с тем, с учетом положения части 2 статьи 13 ГПК РФ, возлагающего на органы государственной власти обязанность неукоснительно исполнять на всей территории Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, апелляционный суд находит, что решение суда в части продления заявителю статуса вынужденного переселенца на один год со дня вынесения указанного решения суда подлежит изменению, изложив абзац 3-й его резолютивной части в следующей редакции - «Обязать Управление ФМС России по РИ продлить статус вынужденного переселенца ФИО1 на 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 2, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Управления ФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия изменить.

Абзац 3-й резолютивной части данного решения суда изложить в следующей редакции – «Обязать Управление ФМС России по РИ продлить статус вынужденного переселенца ФИО1 на 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованной сторону – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

верно:

Судья ФИО12

Определение04.09.2014