ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10191/19 от 04.02.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Беспаловой В.В., Данилова А.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску (ФИО)1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)2, (ФИО)3 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы, признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым», восстановлении в списках,

по апелляционной жалобе истца

на решение Сургутского городского суда ХМАО-Югры от 09 октября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований (ФИО)1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)2, (ФИО)3 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы, признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым», восстановление в списках – отказать».

Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)2, (ФИО)3 (истец) обратился в суд с указанным выше иском к АО «Ипотечное агентство Югры» (ответчик, Агентство).

Требования мотивировал тем, что на основании решения ответчика от (дата) семья признана участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 № 368-п. Состав семьи (ФИО)5, (ФИО)1

В рамках названных правоотношений (дата) между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор (номер) для приобретения в общую совместную собственность однокомнатной квартиры.

(дата) было заключено трехстороннее соглашение о государственной поддержке в форме компенсации процентной ставки.

Используя кредитные средства, семья приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес)406. В связи с рождением детей в адрес ответчика были направлены заявления об изменении состава семьи.

(дата) брачные отношения между истцом и (ФИО)5 прекращены по решению мирового судьи судебного участка №7 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 29.04.2019 года. Место постоянного проживания несовершеннолетних детей после расторжения брака определено с отцом (ФИО)1

(дата) ответчиком принято решение об исключении из единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. Основанием для исключения послужил пп. 2 п. 7 Порядка, регулирующего предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Приложением 15 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком. А именно: в связи с достижением 28.05.2019 (ФИО)5 36-летнего возраста, определенного для участия в программе.

С принятым решение, указал истец, не согласен, считает его незаконным. Оснований для исключения его семьи из Единого списка участников подпрограммы не имелось. Действиями ответчика, полагает, нарушены его с детьми права. Имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом.

Истец (ФИО)1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)2, (ФИО)3 в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал, на требованиях настаивал, просил иск удовлетворить.

Ответчик иск не признал. Представитель АО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)6 суду пояснила, что на момент достижения 36-летнего (ФИО)5, (ФИО)1 состоял с ней в зарегистрированном браке. Это обстоятельство имело значение для разрешения вопроса о наличии права продолжать состоять на учёте для получения мер господдержки. Поскольку статус молодой семьи при наличии такого обстоятельства, утратили, то с учёта сняты на законных основаниях.

Расторжение брака имело место после наступления названного события, соответственно на него не влияет.

В соответствии с Приложением 15 молодые семьи определяются как молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов. А также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств. Названным требованиям на момент исполнения 36 лет супруге семья не отвечала.

С учётом указанного просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.

Судом проверены доводы сторон, представленные доказательства, постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец. В обоснование ссылается на обстоятельства, изложенные при рассмотрении дела. Полагает, суд дал им неправильную оценку.

Указывает на то, что Порядком предоставления субсидии не предусмотрена возможность исключения участника из Единого списка молодых семей автоматически в день достижения предельного возраста участия в программе. Датой исключения семьи из списка участников необходимо считать 05.06.2019 года. На момент принятия оспариваемого решения ответчика (ФИО)5 членом семьи истца уже не являлась. Таким образом, полагает истец, он с несовершеннолетними детьми приобрели новый статус: неполной молодой семьи. В связи с чем, не подлежали исключению из списка участников. Ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам, полагает, решение суда не отвечает требованиям закона, подлежит отмене. Просит постановить новое решение, иск удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.

Из материалов дела следует, что спор возник о законности действий ответчика по исключению семьи истца из списка участников мероприятия «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2018 года №346-п.

Суд, исследовав представленные доказательства, исходил из того, что значение для оценки правоотношений сторон имеет событие, с которым закон связывает прекращение права, а также конкретный субъект права, а не дата принятия ответчиком решения по вопросу, констатируя факт прекращения права определенного субъекта правоотношений: семьи из 4-х человек.

Исследовав доказательства и нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд установил, что правом на получение мер государственной поддержки обладают молодые семьи до 36 лет. С момента постановки на учет субъектом правоотношений являлась молодая семья, состоящая из 4-х человек. При этом, именно названная семьи являлась претендентом на получение мер господдержки по подпрограмме №2..

На момент постановки на учёт названным требованиям члены семьи истца обладали. В связи с чем, на основании решения ответчика от 20.11.2012 года (ФИО)10 были признаны участниками подпрограммы№ 2 «Доступное жилье молодым». А также подпрограммы №4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 № 368-п, составом семьи (ФИО)5, (ФИО)1

В рамках подпрограммы №4 господдержку семья получала с момента постановки на учёт в виде компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту. Условия программы являются публичными и подлежат применению в обязательном порядке. В рамках подпрограммы №2 семья ожидала подхода очередности. На реализацию права по названной подпрограмме семья имела возможность до достижения 28.05.2019 (ФИО)5 36-летнего возраста.

Предоставление мер государственной поддержки подтверждается сведениями о том, что (дата) между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор (номер) для приобретения в общую совместную собственность однокомнатной квартиры. (дата) было заключено трехстороннее соглашение о государственной поддержке в форме компенсации процентной ставки. Используя кредитные средства, семья приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес).

В связи с рождением детей в адрес ответчика направлены заявления об изменении состава семьи. 28.05.2019 г. право на получение господдержки по подпрограмме №2 у семьи прекратилось.

Тот факт, что (дата) брачные отношения между истцом и (ФИО)5 прекращены по решению мирового судьи судебного участка №7 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 29.04.2019, права на продолжение состоять на учёте не давало. Изменение статуса субъекта правоотношений на момент (дата) не произошло. Состояли на учёте совместно с (ФИО)5, составом семьи 4 человека, а не как неполная семья.

Место постоянного проживания несовершеннолетних детей после расторжения брака определено с отцом (ФИО)1 Однако, названные обстоятельства на правоотношения, возникшие после 28.05.2019 года не влияли.

После анализа представленных истцом сведений об изменении состава семьи, 05.06.2019 ответчиком принято решение об исключении из единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. Основанием для исключения послужили условия, указанные в пп.2 п.7 Порядка, регулирующего предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Приложением 15 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы». А именно: в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком и достижением 28.05.2019 (ФИО)5 36-летнего возраста.

Сведений о том, что как иной субъект права: неполная семья (отец с детьми) истец встал на учет, в деле не имеется. Доводы несостоятельные. Автоматически изменение субъекта правоотношений по смыслу условий программы не происходит. Имеет заявительный характер.

В связи с чем, суд обоснованно исходил из того, что Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утв. постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 № 108-п (далее - Порядок).

Согласно пп. 1.4 п. 1 ст. 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п (действовавшего на момент постановки на учет истца и членов ее семьи) участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка (за исключением участников подпрограммы 1) и отнесенный к одной из следующих категорий, в частности: молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.

С 01.01.2019 года вступило в силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Приложение 15) (в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.02.2019г. №20-п).

В соответствии с Приложением 15 молодые семьи определяются как - молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.

В соответствии с п. 7 Приложения 15 такие граждане исключаются из единого списка в том числе, в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).

Участие в подпрограмме носит добровольный характер, соблюдение её условий, являющихся общедоступной информацией, участниками является обязательным условием.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решение Агентства об исключении семьи истца, как субъекта правоотношений, состоящей на учёте в количестве 4 человек, из Единого списка участников подпрограмм 2,4 по мотиву достижения одним из участников предельного возраста участия в подпрограмме по категории «молодая семья», что соответствует требованиям закона и прав истца не нарушает. Оснований для удовлетворения иска не имеется.

Судебная коллегия считает, решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, регулирующего правоотношения, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Доводы, изложенные в жалобе, полно и всесторонне исследовались судом, оценены в совокупности с другими представленными суду доказательствами, им даны мотивированный анализ и правильная оценка.

Судебная коллегия с выводом суда о том, что утрата оснований произошла в связи с достижением (дата)(ФИО)5 36-летнего возраста, с указанного периода, соглашается. Аналогичные нормы изложены в постановлении Правительства автономного округа от 05.04.2011 № 108-п.

Истцом в адрес Агентства направлено заявление об исключении бывшей супруги истца (ФИО)5 из состава семьи участников в виду расторжения брака (дата). Одновременно с заявлением предоставлено свидетельство о расторжении брака II-ПН (номер), согласно которому брак между (ФИО)1 и (ФИО)5 прекращен (дата), что подтверждает тот факт, что на дату достижения (ФИО)5 предельно допустимого возраста участия в подпрограмме супруги состояли в законном браке, а соответственно и на учете, как субъект правоотношений, одной семьей. Однако на тот момент это значимым обстоятельством не являлось.

В связи с достижением предельного возраста, допустимого для участия в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» семья Трасенко (4 человека) с 28.05. 2019 г. уже перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам вышеуказанной подпрограммы действующим законодательством. Подлежала снятию с учёта.

Принятие ответчиком решения об исключении семьи истца, как участника программы, из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 №346-п, основано на законе, прав истца не нарушает.

Вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, соответствуют установленным Программой правилам и представленным сторонами сведениям. Оснований для отмены правильного по существу решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С мотивами, которыми суд руководствовался при вынесении решения, судебная коллегия соглашается, они подробно приведены в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального права судом не допущено.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, распределил бремя их доказывания между сторонами, надлежаще исследовал и оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат. По существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст.198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сургутского городского суда ХМАО-Югры от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в 7-ой кассационной суд общей юрисдикции в г. Челябинске в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий: Иванова И.Е.

Судьи: Беспалова В.В.

Данилов А.В.