ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-1020/2015
Строка № 54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.П.,
судей Батищевой Л.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Горюшкине А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Юрченко Е.П.
гражданское дело по иску гражданское дело по иску Я. А. М., Я. И. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Я. В. А. к администрации Острогожского муниципального района о признании незаконным протокола заседания комиссии администрации в части отказа семье Я. в признании участницей государственной и муниципальной программ по обеспечению жильем молодых семей, о возложении обязанности включить семью в состав участников программ по обеспечению жильем молодых семей
по апелляционной жалобе Я. А. М., Я. И. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Я. В. А.
на решение Острогожского районного суда Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
(судья Говоров А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Я. А.М., Я. И.И., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней дочери Я.В.А., обратились в суд с иском администрации Острогожского муниципального района, просят признать отказ администрации включить семью в состав участников государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской <адрес>», а также муниципальной программы «Содействие в обеспечении доступным и комфортным жильем населения, модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры, обеспечение энергоснабжения и повышении энергетической эффективности Острогожского муниципального района», незаконным, обязать ответчика включить семью в состав участников указанных программ.(л.д. 2-4).
В обоснование требований указали, что, ДД.ММ.ГГГГ семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.<адрес> семья нуждалась в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ был заключен кредитный договор. За счет средств, предоставленных банком, приобретена квартира. Ввиду того, что действие вышеуказанной программы было закончено, семья была включена в состав участников муниципальной программы «Поддержка молодых семей Острогожского муниципального района в приобретении и строительстве жилья» на 2011-2015 г.<адрес> нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий подтвержден решением Острогожского районного суда Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о включении семьи в состав участников новой областной государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ истцами получено уведомление об отказе во включении семьи в состав участников государственной программы, поскольку кредитный договор ими заключен после ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит условиям программы.
Истцы считают данный отказ незаконным, поскольку ими были представлены все требуемые документы, семья нуждалась в улучшении жилищных условий и улучшила их с помощью ипотечного кредита, на погашение которого могут быть использованы средства, полученные в рамках программы по обеспечению жильем.
Решением Острогожского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано. (л.д. 198, 199-201).
В апелляционной жалобе Я. А.М., Я. И.И. просят отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм права, указывая, что администрация не уведомила семью Я., как участников Программы, о внесенных в Программы изменениях, согласно которым приобретение жилья за счет ипотечных средств после ДД.ММ.ГГГГ лишит семью Я. возможности получить социальную выплату; кроме того, ответчик нарушил ст. 40 Конституции РФ и ухудшил условия для осуществления права молодой семьи Я. на жилище.
В судебном заседании Я. А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Я. И.И. в судебное заседание не явилась, администрация Острогожского муниципального района представителя в суд не направила. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. (л.д. 213, 216). Сведения о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, ходатайства об отложении слушания дела не поступили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившегося в судебное заседание Я. А.М., не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом постановлением администрации городского поселения – <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ семья Я. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Я. А.М. и Я. И.И. подали в администрацию муниципального района заявление о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. и были включены в состав участников.
Решением Совета народных депутатов Острогожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Поддержка молодых семей Острогожского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья» на 2008-2010 г.г.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г., в т.ч. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Воронежской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 г.г.
В целях реализации вышеуказанной федеральной и областной программ, в связи с окончанием срока действия предыдущей программы, постановлением администрации Острогожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Поддержка молодых семей Острогожского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья» на 2011-2015 г.г.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ 484 молодые семьи, в т.ч. семья Я. признаны участниками указанных программ и включены в список согласно хронологической последовательности, в которой семьи были включены в состав участников ранее действовавшей программы.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) в первоначальной редакции не предусматривали использование субсидии на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам.
Соответствующее положение было введено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 575, при этом было установлено, что субсидия может использоваться только на погашение долга по кредитам, полученным до ДД.ММ.ГГГГ (п.п. «е» п. 2 Правил).
Областная целевая программа на 2011-2015 г.г. в первоначальной редакции предусматривала использование субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам без каких либо дополнительных условий (раздел 4).
Постановлением Правительства Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № данное положение было исключено.
В соответствие с федеральной программой областная государственная программа приведена постановлением Правительства Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 243, введен п.п. «е» п. 4.9, предусматривающий использование субсидии на погашение долга по кредитам, полученным до ДД.ММ.ГГГГ
Муниципальная программа по обеспечению жильем молодых семей на 2011-2015 г.г. в первоначальной редакции предусматривала использование субсидии на погашение долга по ипотечному кредиту без дополнительных условий. Постановлением администрации Острогожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменении, согласно которым использование субсидии на погашение долга по кредитным договорам ограничено условием заключения кредитного договора до ДД.ММ.ГГГГ Данные изменения опубликованы в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Я. А.М. и Я. И.И. заключили кредитный договор № с ОАО «Россельхозбанк». По условиям договора истцам предоставлен кредит в размере 1500000 руб. на приобретение квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи истцы приобрели в собственность <адрес>.
Постановлением Правительства Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ранее действовавшая областная государственная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» признана утратившей силу.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов, перехода к программной структуре расходов бюджета и программно-целевому управлению, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Воронежской <адрес>, их формирования и реализации, утвержденным постановлением правительства Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 786, постановлением Правительства Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской <адрес>», в т.ч. подпрограмма 1 – «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения воронежской области».
Согласно положениям § 3 данной подпрограммы, для участия в Государственной программе молодая семья, должна соответствовать требованиям пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) (приложение № к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050).
По условиям областной программы, молодые семьи, включенные в число участников долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" до ДД.ММ.ГГГГ, желающие продолжить участие в Государственной программе, подают в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", заявление на участие в Государственной программе.
Орган местного самоуправления проверяет факт признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, а также отсутствие оснований для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на дату подачи молодой семьей заявления.
При соответствии молодой семьи, включенной в число участников долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" условиям Государственной программы орган местного самоуправления принимает решение о признании молодой семьи участницей Государственной программы и вносит ее в список участников Государственной программы в той же хронологической последовательности, в которой молодые семьи были включены в число участников долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".
Согласно п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, в действующей редакции), субсидия может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением администрации Острогожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Содействие в обеспечении доступным и комфортным жильем населения, модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры, обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности Острогожского муниципального района».
В соответствии с постановлением администрации Острогожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ранее действовавшая муниципальная программа «Поддержка молодых семей Острогожского муниципального района в приобретении жилья» на 2011-2015 г.г. признана утратившей силу.
Согласно п.п. «д» п. 15.1 Правил предоставления выплат по муниципальной программе (приложение № к постановлению администрации № от 26.12.2013), для участия в программе семья в числе прочих документов предоставляет копию кредитного договора заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В п. «е» п. 2 указанных Правил также закреплено условие использования субсидии на погашение долга по кредитному договору, который должен быть заключен до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Я. А.М. и Я. И.И. поданы заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской <адрес>» государственной программы Воронежской <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской <адрес>», а также муниципальной программы «Содействие в обеспечении доступным и комфортным жильем населения, модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры, обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности Острогожского муниципального района».
05.05.2014г. решением комиссии Острогожского муниципального района по упорядочению предоставления семьям социальных выплат на приобретение жилья и рассмотрению документов в целях принятия семей в состав участников программ по обеспечению жильем отказано в признании семьи участником государственной и муниципальной программ ввиду не соответствия семьи вышеуказанным условиям участия в программах, в частности, в связи с тем, что представлен кредитный договор, датированный 17.11.2011г., т.е. после установленной в Программах даты – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку первоначальные условия муниципальной программы «Поддержка молодых семей <адрес>» на 2011-2015 г.г. как и ранее существовавшей областной программы, действовавшие на момент включения семьи в состав их участников, и предусматривавшие использование субсидии на погашение кредита без ограничений, вскоре были изменены в установленном порядке, в настоящее время действие программ прекращено, поэтому в рамках данных (недействующих) программ права истцов реализованы быть не могут. На момент подачи заявления о включении в состав участников ныне действующих программ истцы не соответствовали их условиям, в связи с чем у них не возникает законных оснований на получение государственной поддержки в рамках этих программ.
Принимая во внимание, что вышеуказанные Программы, а также вносимые изменения относительно условий участия в Программах публиковались, соответственно были общедоступны для ознакомления, поэтому истцы имели реальную возможность быть информированными об условиях участия в Программах. В случае возникновения затруднения при самостоятельном толковании условий участия в Программах, не были лишены возможности обратиться за соответствующим разъяснением, в т.ч. к специалистам ответчика, курирующим данные вопросы, а также за оказанием профессиональной правовой помощи. Действующее законодательство не возлагает на администрации обязанность по своей инициативе уведомлять персонально каждого участника Программы об изменениях, внесенных в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно указал, что, заключая ДД.ММ.ГГГГ кредитный договор истцы, проявив должную осмотрительность, могли знать о том, что в данный момент как федеральная, так и муниципальная программа уже содержали соответствующее условие, ограничивающее использование субсидии на погашение долга по кредитам; областная программа в редакции, действовавшей на момент заключения кредитного договора, не предусматривала использование субсидии на погашение кредита.
С учетом изложенного довод апеллянта о том, что ответчик не уведомил семью Я., как участника Программы, о том, что приобретение жилья за счет ипотечных средств после ДД.ММ.ГГГГ лишит их семью возможности получить социальную выплату по указанным выше социальным программам, не влечет отмену решения суда.
Конституционный Суд РФ Определением от ДД.ММ.ГГГГ № 122-О отказал ФИО1 в принятии к рассмотрению жалобы, в которой заявитель указывал на не конституционность пп. «а» п.12 Изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, дополнившего пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" названной федеральной целевой программы), подпунктом "е", в соответствии с которым социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья могут быть использованы также для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. ФИО1 полагал, что данная норма ухудшила положение молодых семей, распространив свое действие на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу, и поставила молодые семьи, которые заключили кредитный договор до ДД.ММ.ГГГГ, и молодые семьи, которые заключили такой договор после указанной даты, в неравное положение.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 738-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1333-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 988-О-О, отДД.ММ.ГГГГ N 1195-О и др.). Так, Правительство Российской Федерации в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем, вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть цели использования данной выплаты, что и было реализовано Правительством Российской Федерации в пункте 2 данных Правил.
Принимая данную норму, Правительство Российской Федерации фактически расширило круг лиц, имеющих право претендовать на получение указанной социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принятой на 2011 - 2015 годы, повысив тем самым уровень социальной защиты молодых семей и улучшив их положение. Таким образом, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права ФИО1, заключившего кредитный договор в связи с приобретением (строительством) жилья после ДД.ММ.ГГГГ и являвшегося участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, срок действия которой к моменту заключения заявителем кредитного договора истек.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необоснованным довод апеллянтов о том, что ответчик нарушил ст. 40 Конституции РФ и ухудшил условия для осуществления права семьи Я. на жилище.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка. Указанные доводы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, а также предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Острогожского районного суда Воронежской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.А.М., Я.И.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Я.В.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии