ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10214/2016 от 11.01.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-146/2017 (№33-10214/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 11 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Султанова Р.А.,

судей областного суда Анненковой К.К., Трифоновой О.М.,

при секретаре Горященко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития Оренбургской области, администрации города Гая Оренбургской области об установлении прав и возложении обязанностей,

установила:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с *** года она обладает статусом вынужденного переселенца и состояла на учете на получение жилья. Однако ее учетное дело, находящееся в Министерстве социального развития Оренбургской области возвращено в администрацию г. Гая со ссылкой на то, что она является обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания. Уведомлением от (дата) она извещена об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Вынужденные переселенцы». С указанными решениями истец не согласна, поскольку в настоящее время проживает временно у своей дочери в квартире, находящейся в ипотеке, своего жилья не имеет. ФИО1 просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Вынужденные переселенцы» и обязать администрацию г. Гая включить её в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан «Вынужденные переселенцы», изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, с даты первоначальной постановки на учет – (дата), обязать Министерство социального развития Оренбургской области возобновить работу по рассмотрению ее заявления о выдаче государственного жилищного сертификата.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Оренбургской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель С. А.Ю., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Гая – К. Р.Х., действующая на основании доверенности, требования истца не признала.

Представители ответчика Министерства социального развития Оренбургской области (далее -- Министерство) и третьего лица УМВД России по Оренбургской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. В представленном отзыве представитель Министерства возражал против удовлетворения исковых требований

Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Оренбургской области, администрации г. Гая Оренбургской области отказано.

С данным решением не согласился ответчик ФИО1, в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить, новым решением удовлетворить его исковые требования.

В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель третьего лица УМВД России по Оренбургской области К. Е.В., действующая на основании доверенности. Иные лица, участвующие в деле и их представители, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

С учетом изложенного и на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., пояснения представителя третьего лица К. Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений администрации г. Гая на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Согласно материалам дела, в том числе удостоверению, выданному (дата), ФИО1 является вынужденной переселенкой на основании решения территориального органа миграционной службы России по Оренбургской области от (дата), членом её семьи на тот момент была указана дочь К.Е. С., (дата) года рождения. Статус вынужденного переселенца был продлен до (дата).

В соответствии с п.4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее – Закон N 4530-1) срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно оснований, предусмотренных в подпунктах 1-7 указанного п. 5 ст. 5 Закона, в том числе, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации ( пп.1).

В соответствии с п.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п.2 ст. 52 ЖК РФ и п.3 ст. 49 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из совокупности положений ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации,пп.2 п.1 ст.7 Закона N 4530-1 Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее – Правила №153).

В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил №153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно материалам дела, в том числе удостоверению, выданному (дата), ФИО1 является вынужденной переселенкой на основании решения территориального органа миграционной службы России по Оренбургской области от (дата), членом её семьи на тот момент являлась дочь К.Е. С., (дата) года рождения.

(дата) ФИО1 обратилась к Главе г. Гая с заявлением о постановке ее и члена ее семьи дочери К. Е.С. в очередь на жилье как вынужденных переселенцев.

Решением жилищной комиссии администрации г. Гая от (дата) ФИО1 включена в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от (дата), комиссия решила изменить состав семьи вынужденного переселенца ФИО1 с 2 человек на 1 человека.

Решением заседания жилищной комиссии от (дата) ФИО1 включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы. Также внесены изменения в списки нуждающихся в улучшение жилищных условий об изменении места проживания по категории «Вынужденные переселенцы» ФИО1 с адреса: (адрес) на адрес: (адрес); с адреса: (адрес) на адрес г(адрес)

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: (адрес) Вместе с ней зарегистрированы дочь В. Н.С., зять В. А.В., внук В. С.А.. Сособственниками указанной квартиры, на основании договора купли –продажи от (дата), в равных долях, по *** доли, являются дочь истца В. Н.С. и зять В. А.В.

Решением жилищной комиссии от (дата) ФИО1 с составом семьи *** человек, зарегистрированная по адресу: (адрес), исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Вынужденный переселенец».

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 проживает в жилом помещении расположенном по адресу: (адрес) (далее также – квартира), собственником *** доли которой на праве собственности является её дочь В. Н.С. и членом семьи которой она является, в связи с чем истец обеспечена жилым помещениями для постоянного проживания и администрация г. Гая обосновано исключила её из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Вынужденные переселенцы» и основания для предоставления социальной выплаты ФИО1 отсутствуют.

При этом суд не принял во внимание доводы истца о том, что она не обеспечена жилым помещением со ссылкой на представленный договор социального найма от (дата) жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), заключенного между В. А.В., В. Н.С. (Наймодатели) и ФИО1 (Наниматель), поскольку согласно п.7 Правил №153 не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.

Действующее законодательство связывает обустройство вынужденного переселенца на новом месте в первую очередь с наличием жилого помещения.

Однако ФИО1, согласно материалам дела, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м., принадлежащей в равных долях, по *** доли, её дочери В. Н.С. и зятю В. А.В., в котором зарегистрированы и постоянно проживают 4 человека: истец, её дочь, зять и внук, что указывает на обеспеченность данной семьи, в том числе ФИО1, жилым помещением более учетной нормы, и ФИО1, с учетом положений ст. 31 ЖК РФ, является членом семьи своей дочери ФИО2, сособственника данной квартиры, и с учетом положений вышеизложенных в пп. "ж" п. 5 Правил №153 и пп.1 п.5 ст.5 Закона Российской Федерации N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" ФИО1 не имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Вынужденные переселенцы» и включению в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений для участия в подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.

Доводы апелляционной жалобы истца о её временном проживании в квартире дочери несостоятельны, поскольку надлежащих доказательств в подтверждение данных обстоятельств не представлено, ФИО1, зарегистрирована и постоянно проживает в данной квартире и в силу положений ст. 31 ЖК РФ является членом семьи своей дочери, сособственника жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о нахождении данной квартиры в ипотеке у банка не имеют юридического значения при разрешении настоящего спора.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, сводятся к ошибочному толкованию закона и переоценке доказательств по делу, которым судом дана надлежащая оценка, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность принятого решения и также не являются основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи