ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1021/2015 от 01.12.2015 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-1021/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 декабря 2015 г. г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Кашиева М.Б. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Мишкеевой С.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазаревой Н.С. к Администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Элисты Б.Б.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 октября 2015г.

Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Администрации г.Элисты Б.Б.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей Лазаревой Н.С. - Глебова С.М. и Лазарева В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лазарева Н.С. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию г. Элисты выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, ссылаясь на следующие обстоятельства. Согласно договору аренды, она является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>. 9 июля 2015г. она обратилась в Администрацию г.Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «<Данные изъяты>» на указанном земельном участке. К заявлению приложен полный перечень документов, установленный регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории г.Элисты». Письмом от 21 июля 2015г. Администрация г.Элисты отказала ей в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Считает отказ незаконным. Согласно представленным в Администрацию города Элиста документам (индивидуальный проект строительства <Данные изъяты>, разработанный «<Данные изъяты>»; рабочая документация, разработанная «<Данные изъяты>»; материалы проектной документации; пояснительная записка), проектируемое здание имеет все признаки капитального строения. Поскольку Администрация г.Элиста не представила доказательств наличия оснований, предусмотренных ст. 51 ГК РФ, для отказа в выдаче Лазаревой Н.С. разрешения на строительство, соответственно, отказ в выдаче разрешения принят с нарушениями закона. Просит обязать Администрацию г.Элиста выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Лазаревой Н.С. – Глебов С.М. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ Администрации г.Элиста от 21 июля 2015г. в выдаче Лазаревой Н.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>, обязать Администрацию г.Элиста выдать Лазаревой Н.С. разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 октября 2015г. иск Лазаревой Н.С. удовлетворен. Отказ Администрации г.Элиста от 21 июля 2015г. в выдаче Лазаревой Н.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>, признан незаконным. На Администрацию г.Элиста возложена обязанность выдать Лазаревой Н.С. разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>. Указано на необходимость сообщения административным ответчиком суду и административному истцу об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Элиста Б.Б.В. ссылаясь на п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, указывает на то, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Считает, что судом на Администрацию г.Элиста неправомерно была возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>. Просит отменить решение Элистинского городского суда РК от 6 октября 2015г.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене в части ввиду неправильного применения норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная экспертиза подлежит в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса; положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством РФ об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.Элиста от 1 марта 2013г. № <Данные изъяты> на основании заявления ФИО1 от 22 февраля 2013г. утвержден акт о выборе земельного участка для строительства <Данные изъяты> по адресному ориентиру: <Данные изъяты>.

Постановлением Администрации г.Элиста от 8 октября 2013г. № <Данные изъяты> земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенный по адресу: <Данные изъяты>, предназначенный для строительства <Данные изъяты>, предоставлен в аренду ФИО1 сроком на 3 года.

Согласно кадастровому паспорту, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> – для строительства <Данные изъяты>.

8 октября 2013г. между ФИО1 и Администрацией г.Элиста заключен договор аренды, согласно которому, указанный земельный участок, передан ФИО1 в аренду сроком до 7 октября 2016г. для строительства <Данные изъяты>. Пункт 5.1 договора аренды предусматривает право арендатора производить улучшения земельного участка: возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости.

4 декабря 2013г. между ФИО1 и ФИО2 заключен договор субаренды земельного участка, по условиям которого ФИО2 приняла в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <Данные изъяты>.

Постановлением Администрации г.Элиста от 31 января 2014г. № <Данные изъяты> земельному участку из земель населенных пунктов с кадастровым номером <Данные изъяты> присвоен адрес: <Данные изъяты>.

9 июля 2015г. ФИО2 обратилась в Администрацию г.Элиста с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> на земельном участке, расположенном по адресу: <Данные изъяты>.

Письмом Администрации г.Элиста от 21 июля 2015г. ФИО2 сообщается, что в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Таким образом, ФИО2 фактически отказано в выдаче разрешения на строительство <Данные изъяты>, поскольку указанный <Данные изъяты> не является объектом капитального строительства, что подтвердила в судебном заседании суда первой инстанции представитель Администрации г.Элиста Б.Б.В.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из обозренной в судебном заседании проектной документации <Данные изъяты> следует, что <Данные изъяты> имеет признаки капитального строения (капитальный характер строения, наличие специально возведенного фундамента, подведение стационарных коммуникаций), соответствует определению объекта капитального строительства, содержащемуся в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Более того, постановлением Администрации г.Элиста от 26 января 2015г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <Данные изъяты>, предназначенный для строительства <Данные изъяты>. Из указанного градостроительного плана земельного участка видно, что на участке проектируется возведение объекта капитального строительства – <Данные изъяты>.

В силу ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

По смыслу данной нормы закона, градостроительный план земельного участка может быть подготовлен и утвержден в случае строительства и реконструкции только объекта капитального строительства.

Каких-либо доказательств, указывающих на то, что проектируемый на земельном участке по адресу: <Данные изъяты> <Данные изъяты> не является объектом капитального строительства, представителем Администрации г.Элиста суду не представлено.

Таким образом, проектируемое на земельном участке по адресу: <Данные изъяты> здание <Данные изъяты> является объектом капитального строительства. В этой связи, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации г.Элиста в выдаче ФИО2 разрешения на строительство <Данные изъяты> на основании ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, является правомерным.

Вместе с тем, суд первой инстанции незаконно возложил на Администрацию г.Элисты обязанность выдать ФИО2 разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>.

Согласно принципу разделения властей, установленного ст.ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации, судебное решение по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство и отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства установлены в ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из письма Администрации г.Элиста от 21 июля 2015г. следует, что отказывая ФИО2 в выдаче разрешения по основаниям, не предусмотренным ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Администрация г.Элиста фактически не рассмотрела заявление ФИО2 по существу, не произвела действий, указанных в ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Суд первой инстанции в решении обязав Администрацию г.Элиста выдать ФИО2 разрешение на строительство, вышел за пределы своих полномочий и фактически изменил установленную законом процедуру выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, поскольку исполняя решение суда, Администрация г.Элиста будет обязана выдать ФИО2 разрешение на строительство объекта капитального строительства без осуществления проверки представленных документов, предусмотренной ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части возложения на Администрацию г.Элиста обязанности выдать ФИО2 разрешение на строительство объекта капитального строительства. При этом, в силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, на Администрацию г.Элиста необходимо возложить обязанность по рассмотрению в предусмотренный законом срок заявления ФИО2 о выдаче разрешения на строительство <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> с учетом того, что указанное строение является объектом капитального строительства.

Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 октября 2015г. в части возложения на Администрацию г.Элиста обязанности выдать ФИО2 разрешение на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> отменить.

Обязать администрацию г.Элиста рассмотреть заявление ФИО2 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> по существу в течение 10 дней.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Администрации г.Элиста удовлетворить частично.

Председательствующий Л.Л.Лиджеева

Судьи М.Б.Кашиев

ФИО3