ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1021/2015 от 08.04.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

      судья Ивашко Г.В.

  № 33-1021-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     город Мурманск

  08 апреля 2015 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

     председательствующего

  ФИО1

   судей

  ФИО2

    Федоровой И.А.

   при секретаре

  ФИО3

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о признании незаконным бездействия администрации закрытого административно-территориального образования города Заозерска по неразработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства,

 по апелляционной жалобе администрации закрытого административно-территориального образования города Заозерска на решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 февраля 2015 года,   по которому постановлено:

 «Исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

 Признать бездействие администрации ЗАТО гор. Заозерска по не разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» незаконным.

 Обязать администрацию ЗАТО гор. Заозерск в 2-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» и направить проект указанного порядка для утверждения в Совет депутатов в ЗАТО города Заозерска Мурманской области».

 Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., возражения против жалобы прокурора Мурманской областной прокуратуры Павловой И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

 установила:

 мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации закрытого административно-территориального образования города Заозерска (далее – администрация ЗАТО г. Заозерска) по неразработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

 В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в части предоставления земельных участков многодетным семьям.

 По результатам проверки установлено, что в нарушение требований пункта 10 Постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года № 58-ПП «О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства», администрацией ЗАТО г. Заозерска до настоящего времени необходимый нормативный правовой акт не разработан и не утвержден, что влечет нарушение прав многодетных семей на предоставление земельных участков в собственность.

 В адрес главы администрации ЗАТО г. Заозерска _ _  внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено _ _ , однако выявленные нарушения устранены не были, необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.

 При этом в ответе на представление администрацией ЗАТО г. Заозерска сделан незаконный вывод о невозможности предоставления земельных участков в границах ЗАТО в собственность граждан, поскольку правовой режим земель в закрытых административно – территориальных образованиях не препятствует передаче в собственность многодетных семей земельных участков в границах ЗАТО.

 Отсутствие муниципального нормативного правового акта, регулирующего порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства ограничивает право многодетных семей, проживающих на территории ЗАТО г. Заозерска, на бесплатное получение по месту жительства земельного участка и противоречит федеральному и региональному законодательству.

 Просил суд признать бездействие администрации ЗАТО г. Заозерска по не разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Мурманской области «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» незаконным и возложить обязанность в 2-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Мурманской области «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» и направить проект указанного порядка для утверждения в Совет депутатов в ЗАТО г. Заозерска.

 В судебном заседании помощник Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО4 заявленные требования поддержала.

 Представитель заинтересованного лица администрации ЗАТО г. Заозерска ФИО5 с заявлением не согласилась.

 Дело рассмотрено в отсутствие представителя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска Мурманской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель администрации ЗАТО г. Заозерска по доверенности ФИО5 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.

 Приводит доводы о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах ЗАТО, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

 Ссылается на позицию Министерства имущественных отношений Мурманской области, изложенную в письме от 12 апреля 2012 года № 19-10/2321-104, согласно которой в границах ЗАТО земельные участки многодетным семьям для индивидуального строительства могут предоставляться только на общих основаниях в аренду, в том числе долгосрочную.

 Считает, что полномочия органов местного самоуправления ЗАТО, обеспечивающих ведение учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, предусмотренные Постановлением Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года № 58-ПП, ограничиваются рассмотрением заявлений многодетных семей о предоставлении земельных участков в собственность, их постановкой на учет и направлением копии заявления и оригинала распоряжения о постановке многодетной семьи на учет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка.

 Таким образом, по утверждению подателя жалобы, ввиду необходимости соблюдения указанных выше норм действующего федерального законодательства Российской Федерации, а также баланса конституционно значимых интересов государства и граждан, администрация ЗАТО г. Заозерска не имеет законных оснований и возможности разработать порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям.

 Обращает внимание на то, что после принятия нормативного правового акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок организации формирования (образования) и представления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства муниципальному образованию ЗАТО г. Заозерска необходимо будет выполнить ряд мероприятий, реализация которых влечет за собой большие финансовые затраты. Вместе с тем бюджет ЗАТО г. Заозерска на _ _  сокращен более чем на *** процентов в рамках реализации мер по стабилизации экономики Мурманской области.

 В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнение законов на особо режимных объектах ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель администрации ЗАТО г. Заозерск, Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

 Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

 Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

 В силу части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 На основании статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области, имеют право приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления данных земельных участков для осуществления дачного строительства (с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства (далее, соответственно, - дачное строительство, жилищное строительство).

 Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с приложением к настоящему Закону (далее – Порядок).

 Пунктом 3.1 Порядка установлено, что формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.

 В пунктах 3.3 и 3.4 Порядка определены полномочия по формированию земельных участков: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями муниципальных районов и городских округов.

 Согласно пункту 10 Постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года № 58-ПП «О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства», органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в срок до 01 июля 2012 года обязаны были разработать и утвердить порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».

 В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», на основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и земельного законодательства Мурманской области органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в части предоставления земельных участков многодетным семьям.

 По результатам проверки установлено, что в нарушение требований пункта 10 Постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года № 58-ПП «О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства», в ЗАТО г. Заозерска до настоящего времени не разработан и не утвержден порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».

 В адрес главы администрации ЗАТО г. Заозерска _ _  внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено _ _ , однако выявленные нарушения устранены не были, необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.

 Разрешая заявленные прокурором требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу о наличии оснований утверждать, что имеет место бездействие по неразработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

 При этом суд верно указал, что обязанность по разработке названного порядка возложена на органы местного самоуправления, в том числе на органы местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Заозерска.

 В результате бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в неисполнении возложенной на них обязанности по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, создаются препятствия в реализации прав граждан указанной категории на приобретение в собственность земельных участков.

 Проанализировав положения Устава муниципального образования ЗАТО г. Заозерска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что разработка  порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства входит в компетенцию администрации ЗАТО г. Заозерска, как органа местного самоуправления ЗАТО г. Заозерска.

 Суд обосновано признал несостоятельными доводы администрации ЗАТО г. Заозерска о недопустимости предоставления в частную собственность земельных участков в границах закрытого административно-территориального образования, как отнесенных к землям, ограниченным в обороте.

 Как следует из положений пунктов 4, 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не изъятые из оборота, ограничиваются в обороте.

 В силу пункта 2 той же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 Право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение земельного участка закреплено в пункте 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

 В силу пункта 4 той же статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

 Таким образом, законом не установлено ограничений на передачу в собственность многодетных семей земель, находящихся в границах закрытого административно-территориального образования и ограниченных в обороте. К земельным участкам, отнесенным к землям, изъятым из оборота, относятся не все земли закрытого административно-территориального образования, а лишь земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

 На основании изложенного, установив, что администрацией ЗАТО г. Заозерска до настоящего времени не исполнена возложенная на нее нормативными правовыми актами обязанность по разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», суд правомерно признал данное бездействие администрации незаконным и возложил на нее обязанность по устранению допущенного нарушения.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагает, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал верную оценку собранным доказательствам, и постановил законное и обоснованное решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Ссылок на доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение для рассматриваемого спора, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит. Установленный для исполнения решения суда срок является разумным и соответствующим объему и характеру действий, которые администрации ЗАТО г. Заозерска надлежит совершить.

 При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по мотивам апелляционной жалобы, не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

 определила:

 решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации закрытого административно-территориального образования города Заозерска – без удовлетворения.

     председательствующий:

    судьи: