ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10223/2020А2 от 05.10.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Бондаренко Г.В. Дело № 33-10223/2020 А 2.209

УИД 24Р80038-01-2020-000251-94

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Туровой Т.В.,

судей: Рагулиной А.О., Петрушиной Л.М.

с участием прокурора Андреевой А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеингашского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о лесопользовании, по апелляционной жалобе представителя администрации Нижнеингашского района Красноярского края – Василевского Н.В. на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 20 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Нижнеингашского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Нижнеингашского района Красноярского края, в части не принятия мер направленных на проведение инвентаризации и постановки на учет недвижимого имущества лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашского района Красноярского края на территории Нижнеингашского района

Красноярского края.

Обязать администрацию Нижнеингашского района Красноярского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, но не позднее 01.12.2022 года принять меры направленные на проведение инвентаризации и постановки на учет недвижимого имущества - лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашского района Красноярского края на территории Нижнеингашского района Красноярского края».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с иском об устранении нарушений законодательства о лесопользовании; требования мотивированы тем, что прокуратурой Нижнеингашского района в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о лесопользовании было установлено что, 28.06.2017 года распоряжением главы района была создана комиссия для проведения осмотра земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса, находящихся в муниципальной собственности и свободных от прав третьих лиц с целью выявления и инвентаризации земельных участков с лесными насаждениями. По результатам работы указанной комиссии выявлено 52 земельных участка с лесными насаждениями общей площадью 4793,3 га, но работа по инвентаризации указанных земельных участков не проводилась. Прокуратурой района 25.09.2018 главе Нижнеингашского района Красноярского края было внесено представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании, которое было рассмотрено 24.10.2018 года, в его удовлетворении ответчиком отказано. Просил признать незаконными бездействия администрации Нижнеингашского района Красноярского края, в части не принятия мер направленных на проведение инвентаризации и постановки на учет недвижимого имущества лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашского района Красноярского края на территории Нижнеингашского района Красноярского края и обязать администрацию Нижнеингашского района Красноярского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, но не позднее 01.12.2022 года принять меры направленные на проведение инвентаризации и постановки на учет недвижимого имущества - лесного фонда, не относящегося, к государственному лесному фонду, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашского района Красноярского края на территории Нижнеингашского района Красноярского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Нижнеингашского района Красноярского края Василевский Н.В. просит решение суда отметить как незаконное и необоснованное. Указывает, что ответчиком действительно были осмотрены 52 участка земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Нижнеингашского района Красноярского края, на части которых установлены лесные насаждения в основном кустарникового происхождения. Целью осмотра являлась проверка состояния земель сельскохозяйственного назначения и возможность их использования для отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, а не оценка состояния имеющихся на землях лесных насаждений. Инвентаризация не проводилась. Составлялись акты визуального осмотра земель сельскохозяйственного назначения, где никакой информации о количественных и качественных характеристиках леса фактически не имеется. Кроме того, полномочия по государственной инвентаризации лесов осуществляет федеральный орган государственной власти, тогда как орган местного самоуправления таковых полномочий не имеет. Считает, что производство инвентаризации и постановки на учет, т.е. лесоустроительных работ, на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено законом. Дополнительно указывает, что истцом не представлено доказательств того, что собственник земель сельскохозяйственного назначения нарушает права других лиц. В этой связи, полагает, что суд нарушил права собственника, в том числе в части свободного использования земель по своему усмотрению.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Нижнеингашского района – Алексеевич С.В., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Выслушав прокурора Андрееву А.Г., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, уведомленных о рассмотрении дела, проверив материалы дела, решение суда, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции.

Согласно ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, среди прочего, осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (п.1). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п.1.1). Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нижнеингашского района Красноярского края в период с 05.06.2020 года по 03.07.2020 года была проведена проверка соблюдения администрацией Нижнеингашского района Красноярского края требований лесного законодательства при проведении инвентаризации лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения (л.д.8).

В ходе проверки установлено, что в период с 14.07.2017 года по 24.07.2017 года администрацией Нижнеингашского района Красноярского края была создана комиссия для осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашского района Красноярского края и свободных от прав третьих лиц.

В указанный период комиссией был произведен осмотр 52 земельных участков с соответствующими кадастровыми номерами, о чем составлены акты осмотра №№1-52 (л.д.10-61). Как следует из актов, на земельных участках сельскохозяйственного назначения установлено наличие лесных насаждений. Также в актах указано, что осмотр производиться с целью выявления и инвентаризации земельных участков с лесными насаждениями.

Распоряжением Губернатора Красноярского края от 19.06.2017 года №315-рг «О принятии мер по рациональному использованию лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности» главам муниципальных районов Красноярского края рекомендовано в срок до 01.09.2017 года провести осмотр земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса, находящихся в муниципальной собственности и свободных от прав третьих лиц, с целью выявления и инвентаризации земельных участков с лесными насаждениями (за исключением земельных участков с лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений); для проведения осмотра создать комиссии с включением в состав специалистов краевых государственных бюджетных учреждений – лесничеств; в срок до 01.10.2017 предоставить Губернатору Красноярского края информацию по результатам выполненных мероприятий.

Таким образом, из буквального толкования указанного распоряжения Губернатора Красноярского края от 19.06.2017 года №315-рг не следует возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности провести инвентаризацию лесного фонда, главам муниципальных районов дано распоряжение лишь произвести осмотр земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления и инвентаризации земельных участков с лесными насаждениями.

Как следует из п.1 и п.2 ст.90 ЛК РФ государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (п.1). Государственная инвентаризация лесов проводится в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (п.2).

Согласно п.п.3-5 указанной выше статьи государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами (п.3). Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.4). Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5).

Порядком проведения государственной инвентаризации лесов (утв. Приказом Минприроды России от 14.11.2016 года №592) определено, что государственная инвентаризация лесов осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с подпунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия администрации Нижнеингашского района Красноярского края в части непринятия мер по проведению инвентаризации лесов и возложении на ответчика соответствующей обязанности, так как в полномочия ответчика не входит проведение государственной инвентаризации лесов, которая осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства (его территориальными органами). При этом, указанным бездействием не нарушаются какие-либо нормативные акты, права и законные интересы третьих лиц, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что земельные участки, в отношении которых заявлены исковые требования, являются муниципальной собственностью, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, поставлены на кадастровый учет (имеют соответствующие кадастровые номера).

Согласно ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч.1). На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (ч.2).

Статьями 6 и 123 ЛК РФ установлено, что леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях сельскохозяйственного назначения, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент принятия оспариваемого решения Нижнеингашским районным судом Красноярского края, указанного в ст.123 ЛК РФ подзаконного акта Правительством РФ принято не было, вместе с тем, 21.09.2020 года Постановлением Правительства РФ №1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - Положение).

Согласно указанному Положению, леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (п.3). Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно - правообладатели, земельные участки) (п.5).

В силу п.8 поименованного выше Положения, правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст.8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

Таким образом, Положением от 21.09.2020 года №1509 также не предусмотрена обязанность правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения по проведению инвентаризации лесных насаждений, выявленных на землях сельскохозяйственного назначения.

Исходя из приведенных выше норм лесного и гражданского кодексов РФ, а также Постановления Правительства РФ, наличие (прорастание) на земельном участке сельскохозяйственного назначения лесных насаждений само по себе не изменяет целевое использование такого земельного участка.

В силу императивной нормы закона (ч.2 ст.260 ГК РФ, ст.7 ЗК РФ) земельный участок сельскохозяйственного назначения должен использоваться в пределах определяемых этим назначением, а охрана, защита и пр. леса на таком земельном участке осуществляется с особенностями связанными с целевым назначением сельскохозяйственной земли (правообладатель сельскохозяйственной земли должен осуществлять охрану, уход и пр. за лесом вплоть до начала сельскохозяйственной деятельности на земельном участке либо до изменения его категории).

Требование истца о возложении на ответчика обязанности поставить на учет недвижимое имущество – лесной фонд, не относящийся к государственному лесному фонду, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Нижнеингашкого района Красноярского края – по сути направлено на изменение категории земельных участков и невозможности их целевого использования как сельскохозяйственных, нарушает права ответчика как собственника земельных участков.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в действиях (бездействии) ответчика нарушений норм лесного, земельного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в силу чего решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 20 июля 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 20.07.2020 года отменить, рассмотреть требования по существу, в удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеингашского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о лесопользовании отказать.

Председательствующий:

Судьи: