ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10226/2016 от 13.10.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Колосова Л.В. Дело

Докладчик Савельева М.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе

Председательствующего Савельевой М.А.

судей Жегалова Е.А., Давыдовой И.В.

при секретаре Бобровской Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 13 октября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Мишковой Л. А. на решение Татарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Мишковой Л.А. о признании решения территориального органа Министерства социального развития <адрес> - отдела пособий и социальных выплат <адрес> по факту отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения - незаконным, обязании территориального органа Министерства социального развития <адрес> - отдела пособий и социальных выплат <адрес> восстановить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента принятия решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда СавельевойМ.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мишкова Л. А. обратилась в суд с иском к Отделу пособий и социальных выплат <адрес> о восстановлении нарушенного права.

В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела пособий и социальных выплат <адрес> по её заявлению принял решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных слуг на основании пунктов 6, 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с разделом V административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 440 была подана жалоба на решение начальника отдела пособий и социальных выплат <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра социального развития <адрес> признал, что решения уполномоченного органа отдела пособий и социальных выплат <адрес> вынесено в соответствии с действующим законодательством. Она не согласна с принятым решением государственного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и считает, что действия государственного органа незаконны и нарушают её право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по следующим основаниям. Она является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данную субсидию получала ежемесячно до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела пособий и социальных выплат <адрес> было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения на основании пунктов 6, 56 Правил. При этом в решении не указано, по каким услугам возникла задолженность, и за какой период. После получения соответствующего решения она обратилась ко всем поставщикам коммунальных услуг, в том числе в управляющую компанию и выяснила, что задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у неё не было. Как видно из квитанций ООО УК « Лидер» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете 3205 имелась неоплаченная услуга по энергоснабжению мест общего пользования на сумму 269,36 руб., которая ею была оплачена ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в феврале 2016 года ООО УК «Лидер» списала (произвела перерасчет) в сторону уменьшения задолженности, вследствие чего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете 3205 числилась переплата в размере 215,29 рублей (3457,12 руб. - 837,41 руб. - 2835 руб.), что следует из Справки по начислению ООО УК «Лидер». Пунктом 6 Правил установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Государственный орган, принимая решение в нарушение установленного порядка, не предоставил ей месячный срок для погашения возникшей задолженности, не дал возможности предоставить сведения о наличии оснований, предусмотренных пунктом 58 Правил для возобновления предоставления субсидии. Так же уполномоченный орган, нарушая установленный порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, лишил её возможности получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в феврале и марте 2016 г. в соответствии с пунктом 59 Правил.

Просила признать решение территориального органа министерства социального развития <адрес> - отдела пособий и социальных выплат <адрес> по факту отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения - незаконным, обязать территориальный орган министерства социального развития <адрес> - отдел пособий и социальных выплат <адрес> восстановить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента принятия решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна Мишкова Л.А., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.

Указывает, что территориальный орган не указал в своем решении условие, которое явилось основанием для приостановления предоставления субсидий, в связи с чем данное решение невозможно признать законным.

Указывает также, что ответчик не принимал решения о приостановлении предоставления субсидии и не информировал Мишкову Л.А. о принятом решении, следовательно, у территориального органа отсутствовали основания для отказа в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обращает внимание на то, что при подаче заявления о предоставлении субсидии в уполномоченный орган у заявителя отсутствует обязанность предоставлять сведения на бумажном носителе, поскольку данную информацию орган обязан получить в порядке межведомственного информационного взаимодействия, между тем, суд неправомерно указал, что Мишкова Л.А. обязана была предоставить ответчику сведения об оплате за коммунальные услуги ООО УК «Лидер» вместе с заявлением о предоставлении субсидии в силу пункта 8 Правил, следовательно, не имеет законных оснований требовать восстановления своего права на получение субсидии в феврале и марте 2016 года, так как отказ произошел по вине самой заявительницы.

Также обращает внимание на то, что ДД.ММ.ГГГГ оплатила задолженность, которая была ей предъявлена ООО УК «Лидер» на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 696 руб. (квитанция 110 от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем на момент обращения не имела задолженности перед ООО УК «Лидер» за оказанные услуги на ДД.ММ.ГГГГ.

Установленный судом факт того, что ответчик получил сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия от ООО УК «Лидер» только ДД.ММ.ГГГГ и не имел возможности знать, что Истица оплатила задолженность на момент подачи заявления, не является основанием для признания действий уполномоченного органа законным, ответчик обязан был запросить сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствие с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 66, 67 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно п. 6, 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-761, для получения субсидии гражданин предоставляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением полного комплекта документов, в число которых входят документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, а также содержит указание на запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Судом первой инстанции установлено, что Мишкова Л. А. является собственницей <адрес>. 5 по <адрес> в <адрес>.

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляет ООО «УК Лидер».

Из заявления Мишковой Л.А. начальнику ОПиСВ <адрес> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Мишкова Л.А. обратилась за предоставлением субсидии ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей было отказано в соответствии с п. 6, 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из соглашения -ОЦиСВ по информационному взаимодействию явствует, что между отделом пособий и социальных выплат <адрес> и ООО «УК Лидер» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение по обмену информацией о размере начисленной и внесенной платы за жилищно-коммунальные услуги в целях организации предоставления государственных услуг по предоставлению денежных выплат и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По указанному соглашению ООО «УК Лидер» обязался готовить и направлять в Отдел на бумажном носителе и в электронном виде в определенном формате ежемесячно в срок не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным, информацию о размере начисленной и внесенной Льготниками платы за жилищно-коммунальные услуги.

Информация о льготниках во исполнение электронного обмена с поставщиками услуг за январь 2016 года поступила в Отдел от ООО «УК Лидер» ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 33 минуты.

Согласно представленной ООО «УК Лидер» информации Мишкова Л. А. имеет задолженность по оплате за электроэнергию ОДН в январе, то есть в месяце, предшествующем обращению за назначением субсидии.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение отдела пособий и социальных выплат <адрес> по факту отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является законным, поскольку на момент обращения истца в орган с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг информации об отсутствии задолженности не имелось.

Судом первой инстанции также указано, что данную информацию в отдел пособий и социальных выплат <адрес> надлежало предоставить заявительнице, которая знала о существовании у неё задолженности в январе 2016 года, должна была и могла при должной предусмотрительности полагать, что указанная задолженность может быть препятствием в назначении ей субсидии. Сотрудники отдела пособий и социальных выплат <адрес> не вправе требовать от неё указанной информации, однако, предоставление такой информации не запрещено Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и предусмотрено пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Судебной коллегией не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что ответчику перед принятием решения надлежало получить информацию о задолженности истца с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Из вышеуказанных обстоятельств дела следует, что такая информация о задолженности истца по состоянию на январь 2016 года была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 33 минуты от ООО «УК Лидер»; то обстоятельство, что истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, погасив задолженность в этот же день, не может являться основанием для отмены решения ответчика. Судом первой инстанции обстоятельствам дела в данной части дана надлежащая оценка.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, как входившие в предмет исследования суда первой инстанции и наделенные надлежащей правовой оценкой.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Татарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишковой Л.А. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи