Судья Бочко И.А. дело № 33-10228/2020
УИД 23RS0013-01-2019-003183 -04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Одинцова В.В.,
судей Пшеничниковой С.В., Тимофеева В.В.,
при секретаре - помощнике судьи Слюсареве А.В.,
с участием прокурора Клеменного В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО Гулькевичский район по доверенности ФИО1 на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2019 года по делу по иску прокурора Гулькевичского района в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края о признании незаконными действий Администрации МО Гулькевичский район, обязании установления факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к ответчику о признании незаконными действия администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в издании Постановления администрации муниципального образования Гулькевичский район от 19.11.2019 № 1755 «О признании утратившим силу Постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении» и возложении обязанности на администрацию отменить указанное Постановление; обязать администрацию МО Гулькевичский район установить факт невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес...>, квартира 1, по основанию, предусмотренному подпунктом 2 раздела 4 «Обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях» Приложения 1 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае»; обязать администрацию МО Гулькевичский район предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО Гулькевичский район по доверенности ФИО1 просит обжалуемое решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом при вынесении решения было допущено нарушение норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав прокурора < Ф.И.О. >7, настаивавшего на оставлении решения суда без изменения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает решение суда, подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены нарушения такого характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <Дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Как следует из материалов дела, <Дата> ФИО2 обратился в отдел коммунального хозяйства и благоустройства управления по строительству, транспорту, коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования <Адрес...> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. С <Дата> ФИО2 С,А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> кирпичного завода, <Адрес...>.
Согласно постановлению администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района от 16 июля 2010 года № 126 «О присвоении адреса квартире в <Адрес...>» квартире, расположенной по адресу: <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, принадлежащей на праве собственности < Ф.И.О. >1, ФИО2, < Ф.И.О. >2, присвоен адрес: <Адрес...>.
В соответствии с выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 3 апреля 2013 года № 19, выданной администрацией сельского поселения <Адрес...>, по адресу: <Адрес...> по месту жительства зарегистрированы: < Ф.И.О. >2, собственник жилого помещения, дата регистрации - <Дата>, ФИО2, собственник жилого помещения, дата регистрации -<Дата>, < Ф.И.О. >4 (не родственник), дата регистрации - <Дата>.
На одного проживающего по указанному адресу приходится <...> кв.м общей площади жилого помещения, что менее <...> кв.м (решение 40 сессии 1 созыва Совета сельского поселения <Адрес...> от 12 декабря 2008 года № 15 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма»).
Согласно заключению об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 31.10.2013 № 5, комиссией по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в муниципальном образовании <Адрес...> установила факт невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес...> по основанию: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет, в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание вышеуказанное заключение, постановлением администрации муниципального образования Гулькевичскии район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении.
В 2019 году согласно муниципальному списку порядковый номер ФИО2 - 12, т.е. он входил в число граждан, которым в 2019 году в порядке очередности будут предоставлены жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - Порядок установления факта невозможности проживания).
Руководствуясь вышеуказанным Порядком, отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства управления по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи и благоустройству ФИО2 направлено извещение о необходимости представления документов от <Дата><№..>, заказным письмом с уведомлением, которое ФИО2 получил лично <Дата>, о чем свидетельствует его подпись на уведомлении о вручении.
В соответствии с извещением ФИО2 представлены: выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от <Дата><№..>, выданная администрацией сельского поселения <Адрес...>, согласно которой по адресу: <Адрес...>, кроме ФИО2 по месту жительства никто не зарегистрирован.
Таким образом, на одного проживающего приходится <...> кв.м общей площади жилого помещения, что более <...> кв.м (решение Совета сельского поселения <Адрес...> от 12 декабря 2008 года № 15 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма»).
В связи с изменением обстоятельства, по которому постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания, ФИО2 предлагалось
обратиться в орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Гулькевичскии район для установления факта невозможности проживания по другому основанию (извещение о необходимости предоставление документов от 11 марта 2019 года № 34).
Однако ФИО2 в орган опеки не обратился, документы, необходимые для установления факта невозможности проживания не представил.
Поскольку ФИО2 не совершил юридически значимые действия, документы, необходимые для установления факта невозможности проживания не представил, ответчиком принято решение об отсутствии оснований, препятствующих проживанию ФИО2 в занимаемом ранее жилом помещении по адресу: <Адрес...>, подготовлено заключение о необходимости исключения ФИО2 из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от 2 апреля 2019 года № 113, которое направлено в Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Как следует из письма Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 24 мая 2019 года № 204-12643/19-08.3-11 «О направлении уведомления о выявленных замечаниях», уполномоченным органом местного самоуправления представлены не в полном объеме документы, указанные в пункте 1.5 раздела 1 Порядка, а именно: отсутствуют копии документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие проживанию ФИО2, являющегося долевым собственником, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес...> связи с изменившейся жилищной ситуацией; отсутствует копия акта о невозможности проживания в данном жилом помещении.
12 августа 2019 года администрацией муниципального образования Гулькевичский район повторно подготовлено заключение о необходимости исключения ФИО2 из Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которое направлено в Министерство труда и социального развития Краснодарского края, а также принято Постановление от 19 ноября 2019 года № 1755 «О признании утратившим силу Постановления администрации муниципального образования Гулькевичский район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении».
Признавая незаконными действия администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в издании Постановления администрации муниципального образования Гулькевичский район от 19.11.2019 года № 1755 «О признании утратившим силу Постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении», и, устанавливая факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 2 раздела 4 приложения 1 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года №384 «Оботдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», судом было принято во внимание заключение о пригодности (непригодности) для проживания, подготовленное экспертом отдела ГБУ «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району.
Указанный вывод суда является неверным и противоречит действующему порядку признания жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Постановлением № 47 администрацией муниципального образования Гулькевичский район постановлением от 3 февраля 2016 года № 54 образована межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда на территории муниципального образования Гулькевичский район, утверждено Положение о данной комиссии.
Одним из полномочий комиссии является определение пригодности (непригодности) жилых помещений для проживания.
Пунктом 45 раздела IV «Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), утвержденного Постановлением № 47, предусмотрен перечень документов, который заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Следовательно, признание жилого помещения непригодным для проживания производится на основании личного заявления.
Как следует из материалов дела правовой акт о признании жилого помещения, принадлежащего ФИО2 непригодным для проживания, администрацией не принимался. Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания не составлялось.
Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из материалов дела, ФИО2 с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания в межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда на территории МО Гулькевичский район не обращался. То есть, условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение, предусмотренные ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ, ФИО2 не соблюдены. Тем самым, заявителем не исчерпаны все возможности подтвердить факт в ином, установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, является неправомерным вывод суда о признании факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, по основанию, предусмотренному подпунктом 2 раздела 4 «Обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях» Приложения 1 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Кроме того, не соответствует нормам законодательства и вывод суда о том, что орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Гулькевичский район не является уполномоченным органом по решению вопроса о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 2 Приложения № 1 «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» функции, связанные с осуществлением мероприятий по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края.
Согласно пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования Гулькевичский район администрация муниципального образования Гулькевичский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Гулькевичский район.
Отдел по вопросам семьи и детства является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования Гулькевичский район.
Как следует из обстоятельств дела, и установлено судебной коллегией, постановлением администрации МО Гулькевичский район от 21 июня 2013 года № 798 создана комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в муниципальном образовании Гулькевичский район. Одной из основных задач данной комиссии является установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 1.10 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», одним из оснований для принятия решения об исключении граждан из списка является утрата оснований, предусмотренных статьей 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 2 раздела 4 Приложения 1 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством), необходимо обращение заявителя (ФИО2) с заявлением и приложением документов, в соответствии с разделом 3 Порядка установления факта невозможности, а также заявитель (законный представитель) вправе представить по своей инициативе заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - межведомственная комиссия), о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В случае если заявитель (законный представитель) не представил по собственной инициативе указанный документ, уполномоченный орган местного самоуправления посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает и получает от межведомственной комиссии заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
В связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих проживанию ФИО2 в занимаемом ранее жилом помещении по адресу: <Адрес...>, администрацией МО Гулькевичский район подготовлено заключение о необходимости исключения ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от 2 апреля 2019 года № 113, которое направлено в министерство труда и социального развития Краснодарского края.
ФИО2 повторно направлено извещение о необходимости предоставление документов от 29 апреля 2019 года № 37, однако и по данному извещению документы представлены не были.
В соответствии с письмом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 24 мая 2019 года № 204-12643/19-08.3-11 «О направлении уведомления о выявленных замечаниях» в результате проверки учетного дела ФИО2 выявлено, что уполномоченным органом местного самоуправления представлены не в полном объеме документы, указанные в пункте 1.5 раздела 1 Порядка, а именно: отсутствуют копии документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие проживанию ФИО2, являющегося долевым собственником, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <...>, в связи с изменившейся жилищной ситуацией; отсутствует копия акта о невозможности проживания в данном жилом помещении.
Из представленных доказательств следует, что 12 августа 2019 года администрацией муниципального образования Гулькевичскии район повторно подготовлено заключение о необходимости исключения ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которое направлено в министерство труда и социального развития Краснодарского края.
В связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, администрация муниципального образования Гулькевичский район приняла правомерно постановление от 19 ноября 2019 года № 1755 «О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования Гулькевичский район от 20 ноября 2013 года № 1609 «Об установлении факта невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении». При этом, было учтено заключение управления по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи и благоустройству администрации муниципального образования Гулькевичский район от 12 августа 2019 года № 310/10 о необходимости исключения ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, стала более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в сельском поселении <Адрес...>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить, или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Гулькевичского района в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края о признании незаконными действий Администрации МО Гулькевичский район, обязании установления факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Администрации МО Гулькевичский район по доверенности ФИО1 – удовлетворить.
Решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2020 года - отменить.
Исковые требования прокурора Гулькевичского района в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края о признании незаконными действий Администрации МО Гулькевичский район, обязании установления факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.В.Одинцов
Судьи С.В. Пшеничникова
В.В. Тимофеев