АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«12» мая 2021 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Хомяковой М.Е., Второвой Н.Н.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 04 февраля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО3, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что стаж ее работы в сельском хозяйстве более 30 лет, что даёт ей право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Однако, при обращении в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты, в связи с тем, что документально не подтвержден период работы с <дата> по <дата> в сельском хозяйстве. Полагая, что отказ является неправомерным, уточнив исковые требования, просила суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области зачесть ей в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы рабочей интродукционно-карантинного питомника Орловской плодово-ягодной опытной станции с <дата> по <дата> и обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с <дата>
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым уточненные исковые требования ФИО3 удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывает, что у истца ФИО3 отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, а потому ФИО3 не имеет права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагает, у суда не имелось оснований для признания за ФИО3 права на установление повышенной фиксированной выплаты с <дата>
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановлением от 29 ноября 2018 г. № 1440 утвердило Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее по тексту- Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» ( далее по тексту- Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости включены работы- растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация) и наименование должности- рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)
Также указанным списком включены работы - животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами и наименование должности рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
В соответствии с пунктом 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 6 Правил №1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Из анализа приведенных норм следует, что право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
На основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как следует из материалов дела, ФИО3 является получателем пенсии по старости.
<дата>ФИО3 обратилась к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400 - ФЗ «О страховых пенсиях»
Письмом № от <дата> истцу сообщено об отсутствии права на установление повышения фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа в сельском хозяйстве. В указанный стаж ответчиком не был засчитан период работы с <дата> по <дата> в ФГБНУ ВНИИ селекции плодовых культур (ранее Орловская плодово-ягодная станция) в качестве рабочей интродукционно-карантинного питомника ввиду не предоставления дополнительных документов, подтверждающих, что указанная работа непосредственно связана с производством растениеводства в области сельского хозяйства.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что <дата>ФИО5 была принята рабочей интродукционно-карантинного питомника Орловской плодово-ягодной станции, где проработала в указанной должности до <дата> Указанные обстоятельства подтверждаются справкой работодателя от <дата>№, приказами Орловской плодово-ягодной опытной станции за период с <дата> г. по <дата> г., из которых также следует, что ФИО3 осуществляла трудовую деятельность в интродукционно-карантинном питомнике рабочей, копией трудовой книжки истца, которые согласуются с показаниями свидетелей ФИО1, ФИОФИО2 (л.д. № ).
Свидетелю ФИО2 за данный период работы в сельском хозяйстве пенсионным органом самостоятельно назначена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии.
Из исторической справки от <дата> г. следует, что Орловская плодово-ягодная опытная станция была образована на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 16 июля 1947 г. № 4582-р.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР 14 февраля 1956 г. №23 в целях дальнейшего развития сельского хозяйства принято решение организовать в областях, краях и автономных республиках государственные сельскохозяйственные опытные станции путем объединения и укрепления существующих научно-исследовательских учреждений (селекционных и опытных станций, опорных пунктов, опытных полей), а также на базе отдельных лучших совхозов и подсобных хозяйств независимо от их ведомственного подчинения. Производственно-хозяйственная деятельность научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств и элитно-семеноводческих совхозов Министерства сельского хозяйства СССР, а также оплата труда рабочих, служащих и специалистов указанных учреждений и хозяйств производится в соответствии с законами и положениями, установленными для совхозов Министерством сельского хозяйства СССР.
Постановлением от 14 февраля 1953 г. №253 была утверждена сеть научно-исследовательских учреждений по сельскому хозяйству, находящихся в ведении областных и краевых управлений сельского хозяйства, Министерств сельского хозяйства автономных республик, а также Министерств сельского хозяйства союзных республик. Согласно приложению № 1 к данному постановлению в качестве областной государственной сельскохозяйственной опытной станции утверждена Орловская на базе Шатиловской государственной селекционной станции, которой должна быть подчинена Орловская плодово-ягодная станция.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 сентября 1960 г. №1389 на Орловский облисполком возложена обязанность обеспечения, начиная с 1960 г., ежегодной заготовки семян плодовых культур и поставки их Министерству сельского хозяйства РСФСР для плодопитомнических совхозов и плодовых питомников.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1963 г. № 840 Орловская плодово-ягодная станция (г. Орёл) передана в подчинение Министерству сельского хозяйства СССР (Приложение №1). В этот период станция осуществляла деятельность по подбору и выведению лучших сортов плодовых культур, подбору и размножению лучших декоративных растений и ягодных культур.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 29 апреля 1977 г. № 489 Орловская плодово-ягодная станция была преобразована в зональную плодово-ягодную станцию.
Согласно уставу Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции от 1 апреля 1988 г. и историческим справкам о ее развитии, станция должна организовать опытно-производственное хозяйство, на предоставленных в ее пользование землях обязана вводить и осваивать севообороты, вовлекать в сельское производство неиспользуемые земли.
Опытно-производственное хозяйство на базе Орловской зональной плодово-ягодной станции организовано на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 23 июня 1969 г. № 210.
Во исполнение приказа Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 18 июня 1990 г. на базе Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции организован Научно-исследовательский институт селекции и сорторазведения плодовых культур.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. и Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1992 г. организован Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур.
На основании Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 111-ФЗ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур переименован в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук.
Из Уставов Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур от 18 августа 1993 г. и Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук от 15 мая 2003 г. следует, что к направлениям их деятельности относилось выведение новых сортов растений, размножение и внедрение новых сортов плодовой и ягодной продукции, выращивание и внедрение посадочного материала. Их задачами являлось внедрение научных достижений института в производство, развитие прикладных исследований по селекции, биотехнике, хранению и переработке плодовой продукции.
В структуре института организовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ), которое обеспечивало проведение научных исследований в высоком агротехническом фоне, внедрение научных разработок, распространение достижений науки и передового опыта, производственную деятельностью. ОПХ имело самостоятельный баланс.
В плане организационно-хозяйственного устройства Орловской плодово-ягодной станции в качестве основных направлений деятельности предусмотрены: садоводство, питомниководство, полеводство, овощеводство, то есть направления, соответствующие характеру работы, осуществлявшейся истцом в спорный период согласно представленной справке.
Согласно представленным в материалы дела спискам, сотрудники института делились на научное подразделение и опытно-производственное хозяйство (ОПХ).
В коллективном договоре института имелись положения, устанавливающие выплаты работникам ОПХ за непрерывный стаж работы в сельском хозяйстве.
Таким образом, основными задачами и направлениями деятельности указанной организации являлось растениеводство.
Согласно справки работодателя от <дата>№, истец работала рабочей с <дата> до <дата> и в указанный период занималась выращиванием луковиц тюльпанов, посадкой, прополкой, удаление цветоносов, поливом, выкопкой луковиц, погрузкой и выгрузкой ящиков с луковицами тюльпанов, очисткой луковиц тюльпанов, сортировкой и выгонкой тюльпанов к праздничным мероприятиям. Также в ее обязанности входило выращивание свеклы, прополка, выкопка, очистка, погрузка в тракторные тележки; выращивание саженцев плодовых культур, окулировка, уходные работы, выкопка и сортировка саженцев, обрезка деревьев в саду, сортировка зерна на току и другие виды сельскохозяйственных работ.
Содержание данной справки прямо указывает на то, что работы, выполняемые в спорный период ФИО3, в полной мере отвечают критериям работы в сельском хозяйстве, а именно растениеводстве.
Установив, что ФИО3 с <дата> по <дата> работала в организации, к основным видам деятельности которой относилось растениеводство, и принимая во внимание, что в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости включены работы-растениеводство и наименование должности - рабочие всех наименований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы ФИО3 в должности рабочей в период с <дата> по <дата>
Таким обозом, истец имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с соответствующим заявлением ФИО3 обратилась <дата>, в связи с чем на пенсионный орган обоснованно возложена обязанность назначить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с <дата>
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Учитывая, что в спорный период ФИО3 работала в организации, основным видом деятельности которой являлось, в том числе растениеводство, в должности, предусмотренной Списком №, решение районного суда является законным.
При таких обстоятельствах вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 4 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1версия для печатиДело № 33-1022/2021 (Определение)