ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10233 от 14.10.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья: Тимофеев Ф.В. № 33-10233

 Докладчик: Першина И.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 «14» октября 2014г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

 председательствующего: Першиной И.В.,

 судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В.,

 при секретаре: Черновой М.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе, дополнениям к апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 10 июля 2014 года по иску ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайгинского городского округа об обязании признать торги состоявшимися, определении победителя и заключении договора купли-продажи,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайгинского городского округа и просил обязать признать торги состоявшимися, определить победителя в соответствии со ст. 24 ФЗ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязать заключить договор купли-продажи имущества с ФИО1

 Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайгинского городского округа на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместил информационное сообщение № о продаже без объявления цены муниципального имущества: нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, этаж-расположения - подвал, год постройки 1984, площадь - 147,2 кв.м., фундамент -железобетонный ленточный, стены - кирпичные, перегородки - кирпичные, перекрытия - железобетонные плиты, крыша -шиферная, полы - бетонные, дощатые, линолеум, проемы - двери филенчатые, металлическая, отопление от ТЭЦ, холодное водоснабжение -центральное, вентиляция - вытяжная.

 ДД.ММ.ГГГГ им была подана заявка о приобретении названного имущества по цене <данные изъяты>. Цена, предложенная им, была наибольшей, что зафиксировано в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ

 В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ торги были признаны несостоявшимися.

 Данное решение противоречит требованиям Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и постановлению Правительства РФ от 22.07.2002г. №549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены».

 В соответствии с информационным сообщением о продаже имущества, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru и в соответствии с требованиями п.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2002г. №549, в случае поступления предложений от нескольких претендентов, покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену, при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение.

 Данное решение также противоречит требованиям статьи 447 ГК РФ, которая предусматривает, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшее условия.

 ФИО1 в судебное заседание не явился.

 Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайгинского городского округа ФИО2 исковые требования не признала.

 Решением суда постановлено:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайгинского городского округа о признании торгов по продаже муниципального имущества: нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, состоявшимися, определении победителя данных торгов и обязании заключить с ним договор купли - продажи вышеуказанного имущества, отказать.

 В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

 Указывает, что согласно закону собственник муниципального имущества лишен права сам определять минимальный уровень цены продажи муниципального имущества при продаже имущества без объявления цены. В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001 года в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цен». В данной статье не указано, что организатор торгов может рассматривать или не рассматривать, принимать или не принимать предложения, поступившие от претендентов, а лишь указано, что организатор торгов обязан определить победителя на основании поступивших предложений, что не было исполнено организатором торгов.

 Суд не дал оценки доводам истца о том, что ответчик в рамках продажи имущества без объявления цены осуществляет продажу имущества в несколько раз ниже рыночной, в связи с чем указания ответчика на то, что предложенная истцом цена за спорное имущество несоразмерна рыночной стоимости имущества, несостоятельны.

 В соответствии со ст.437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

 В соответствии с разделом 6 документации о продаже муниципального имущества, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru, зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой цене приобретения.

 Согласно ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Принимая во внимание, что продажа без объявления цены попадает под категорию торгов, отказ в заключении договора по основаниям несогласия с предложенной ценой является незаконным и противоречащим ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», организатор торгов обязан заключить договор купли-продажи имущества, направленный им в адрес организатора торгов.

 В заседание судебной коллегии ФИО1, представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа не явились.

 Как видно из материалов дела, о судебном заседании, назначенном на 14.10.2014г., извещения были направлены сторонам заказными письмами 23.09.2014г. и получены: ФИО1 - 06.10.2014г., представителем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа- 29.09.2014г., что подтверждается уведомлениями о вручении судебного извещения.

 Руководствуясь ст. 167, ст.327 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

 Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, решением Тайгинского городского Совета народных депутатов от 28.01.2009г. №5-НПА был утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества г.Тайги на 2009г. В Прогнозном плане (Приложение к решению) указано имущество, подлежащее приватизации, в том числе нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 147,2 кв.м.(л.д.138).

 Согласно аукционной документации по проведению аукциона по продаже муниципального имущества Тайгинского городского округа- нежилого помещения по адресу: <адрес> аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок (л.д.149-173).

 Главой Тайгинского городского округа было принято постановление от 04.06.2013г. №402-П по организации продажи данного нежилого помещения посредством публичного предложения (л.д.174).

 Согласно документации по продаже муниципального имущества Тайгинского городского округа -нежилого помещения по адресу: <адрес> посредством публичного предложения, продажа указанного нежилого помещения признана несостоявшейся в связи с отсутствием поданных заявок (л.д.175-193).

 Главой Тайгинского городского округа было принято постановление от 22.11.2013г. №828-п об организации продажи данного нежилого помещения без объявления цены помещения (л.д.194).

 ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на сайте администрации Тайгинского городского округа http://adm.Taiga.su разместил информационное сообщение о продаже без объявления цены муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В сообщении приведена характеристика данного помещения (л.д.195).

 Из сообщения видно, что прием заявок на участие в торгах начинается ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по местному времени и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по местному времени, в нем также был указан перечень необходимых документов, которые следовало приложить покупателю к заявке. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению торгов.

 ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского городского округа поступила заявка ФИО1 на участие в продаже муниципального имущества без объявления цены за №75, согласно которой ФИО1 заявил о желании участвовать в продаже муниципального имущества – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.214-215). Цена, предложенная ФИО1, составила <данные изъяты>

 Свое желание участвовать в продаже указанного имущества также заявил ФИО3, заявка которого поступила к ответчику ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>., с предложенной ценой в размере <данные изъяты>.(л.д.215).

 Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ торги без объявления цены по продаже спорного имущества при участии указанных выше лиц, были признаны несостоявшимися, в связи с тем, что цены, которые предложили участники торгов, ниже рыночной цены имущества в 45 и 78 раз соответственно (л.д.216).

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно указал, что действия ответчика по признанию торгов без объявления цены по продаже спорного имущества несостоявшимися не противоречат требованиям действующего законодательства, что наличие заявок на участие в проведении торгов и указания в них цены, не влечет обязанность организатора торгов признать торги состоявшимися и заключить с лицом, подавшим заявку, договор купли-продажи имущества.

 Доводы в апелляционной жалобе о том, что организатор торгов по продаже имущества без объявления цены в силу закона обязан определить победителя на основании поступивших предложений, что не было исполнено организатором торгов, являются несостоятельными в виду следующего.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося, в том числе, в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

 Продажа муниципального имущества осуществляется предусмотренными Законом способами, к числу которых относится продажа имущества без объявления цены (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона).

 Порядок организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, а также порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, согласно пункту 5 статьи 24 Закона устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

 В соответствии с п.1.7 Положения о порядке приватизации муниципального имущества Тайгинского городского округа, утвержденного решением Тайгинского городского Совета народных депутатов от 18.08.2011г. №28-нпа, организация продажи муниципального имущества осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайгинского муниципального округа в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2002г. №549.

 В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 года N 549, покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.

 Следовательно, для признания заявителя покупателем спорного имущества комиссия должна была принять его предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке, являющейся максимальной из всех поступивших заявок.

 Из протокола заседания комиссии по приватизации №65 от 25.12.2013г. об итогах продажи имущества без объявления цены следует, что заявка ФИО1 была рассмотрена, было принято решение об отказе в признании его покупателем имущества, поскольку предложенная им цена признана экономически нецелесообразной.

 Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что комиссия по приватизации действовала в пределах своих полномочий.

 Согласно пункту 2.1. Положения о постоянно-действующей комиссии по проведению торгов по продаже муниципального имущества и права на заключение договоров аренды объектов недвижимости, утвержденного постановлением Главы Тайгинского городского округа 11.02.2013г., следует, что комиссия по проведению торгов наделена полномочиями, в том числе, по определению победителя торгов (л.д.142).

 Для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и указанное в ней предложение претендента о цене приобретения имущества.

 Приватизация государственного или муниципального имущества способом продажи без объявления цены подпадает под категорию торгов, в ходе которых в силу установленной законодателем особенности, организатором торгов (собственником государственного имущества) начальная цена не определяется.

 Однако это не свидетельствует о том, что договор купли-продажи собственником имущества в таком случае в обязательном порядке заключается по любой цене, предложенной претендентами.

 Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

 В силу положений п. 2 ст. 437 ГК РФ публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

 Законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, обеспечивая равные условия для широкого круга лиц, в то же время не предусматривает обязанность заключения договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения имущества.

 При этом отсутствие изначально условия о цене предлагаемого к покупке имущества не свидетельствует о возложении на продавца обязанности заключить договор купли-продажи на любых, в том числе изначально невыгодных для себя условиях.

 Как следует из материалов дела, заявка ФИО1 с ценой предложения <данные изъяты> была принята и зарегистрирована.

 Согласно Отчета № ГП КО «ЦТИ КО» рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на дату оценки – ДД.ММ.ГГГГ., составляет <данные изъяты>.(л.д.60-121).

 Рассмотрев данную заявку, комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение, оформленное протоколом, в котором признала предложенную ФИО1 цену приобретения имущества в размере <данные изъяты>. экономически нецелесообразной, поскольку она несоизмерима с рыночной стоимостью муниципального имущества, указанной в отчете № об определении рыночной стоимости спорного нежилого помещения.

 Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

 Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Законодательство не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия комиссией к рассмотрению предложения о цене приобретения, как и право претендента на обращение в суд с заявлением о понуждении продавца к заключению договора в таком случае.

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения суда служить не могут.

 Разрешая дело, суд 1 инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело в соответствии с требованиями норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.

 Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 10 июля 2014 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

 Председательствующий - И.В. Першина

 Судьи - Л.А. Молчанова

 В.В. Казачков