Судья Новикова О.Б. Дело № 33-10234/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 августа 2016 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Е. Г., Попова И. П., действующего в своих интересах и в интересах К.В.С. по доверенности, к Комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, Департаменту финансов администрации Волгограда, аминистрации Волгограда, Комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, администрации Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 апреля 2016 года, которым исковые требования Поповой Е. Г., Попова И. П., действующего в своих интересах и в интересах К.В.С. удовлетворены частично. Установлен факт проживания Поповой Е. Г., Попова И. П., К.В.С. по адресу <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ. На Комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда возложена обязанность включить Попову Е. Г., Попова И. П., К.В.С. в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес>; на администрацию Волгограда возложена обязанность по выплате Поповой Е. Г., Попову И. П., К.В.С. единовременной материальной помощь в размере по 10 000 руб. каждому, а также оказать финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере по 100 000 руб. каждому.
В остальной части исковых требований Поповой Е. Г., Попова И. П., действующего в своих интересах и в интересах К.В.С. по доверенности, к Комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, Департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Волгограда, Комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, администрации Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, обращении решения к немедленному исполнению отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Попова Е.Г., Попов И.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к Комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, Департаменту финансов администрации Волгограда, Администрации Волгограда, Комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, Администрации Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
В обоснование заявленных требований указали, что они проживали в <адрес>, в которой зарегистрированы не были. ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме произошел взрыв, в результате которого и последующего горения, были повреждены конструктивные элементы жилого дома, после чего была полностью уничтожена указанная квартира и все их имущество. Местом регистрации Поповой Е.Г. является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Попова И.П. – <адрес>, К.В.С. – <адрес>.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 21 декабря 2015 года № 1122 был утвержден Порядок осуществления единовременной денежной выплаты гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера на территории городского округа город-герой Волгоград. Данным порядком гарантировано предоставление единовременной материальной помощи 10 000 руб. на человека, а также финансовой помощи в связи с полной утратой имущества размере по 100 000 руб. на каждого пострадавшего.
Для получения единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. они обратились с заявлением в Комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда, однако ДД.ММ.ГГГГ письмом № <...> им было отказано по тем основаниям, что данная единовременная помощь выплачивается на основании списка граждан, в который подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства: <адрес>. Аналогичный письменный ответ они получили на заявление об оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в письмах б/н от ДД.ММ.ГГГГ и № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что поскольку они проживали в указанной квартире, то являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации и имеют право на получение материальной и финансовой помощи. Факт проживания в указанной квартире: <адрес> подтверждается справками о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, 470, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ о признании Поповой Е.Г. и Попова И.П. потерпевшими по уголовному делу № <...>, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ по факту взрыва дома, аналогичным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о признании К.В.С. потерпевшим, договором на предоставление услуг связи от ДД.ММ.ГГГГ на имя Попова И.П., кредитными договорами и квитанциями о внесенных по ним платежах, почтовой корреспонденцией, справкой ГУЗ КБ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточнения исковых требований, просили суд установить факт проживания Поповой Е. Г., Попова И. П., К.В.С. по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ. Признать Попову Е. Г., Попова И. П., К.В.С. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда включить Попову Е. Г., Попова И. П., К.В.С. в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес>. Обязать Департамент финансов администрации Волгограда выплатить Поповой Е. Г., Попову И. П., К.В.С. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому, а также оказать финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере по 100 000 руб. каждому, и обратить решение к немедленному исполнению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к администрации Волгограда о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителей администрации Волгограда Зацепиной Л.А., комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда Прохоркиной Н.Н.., департамента финансов администрации Волгограда Кириченко А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя комитета финансов Волгоградской области Пименова М.Ю., комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Белошапкина Э.Д., возражавших относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Попова Е.Г., Попов И.П. и несовершеннолетний внук последних, К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживали в квартире <адрес> без регистрации.
Местом регистрации Поповой Е.Г. является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Попова И.П. – <адрес>, К.В.С. – <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут произошел взрыв в жилом многоквартирном доме <адрес>, в результате которого возник пожар и обрушение квартир второго подъезда.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования квартиры № <...> по адресу: <адрес> было установлено, что в квартире имущество уничтожено полностью.
Попов И.Г. награжден почетной грамотой губернатора Волгоградской области за мужество в чрезвычайной ситуации при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.
Для получения единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. они обратились с заявлением в Комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № <...> им было отказано, в виду того, что предусмотренная единовременная помощь выплачивается на основании списка граждан, в который подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства: <адрес>.
Аналогичный письменный ответ истцы получили на заявление об оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П), положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, на основании объяснений сторон, анализа представленных по делу доказательств, показаний допрошенных по делу свидетелей, исходил из того, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, который является административным актом, и сама по себе (регистрация) не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, а тот факт, что отсутствие регистрации истцов в доме № <...> по ул. <.......>, где произошел взрыв, и в результате которого возник пожар и обрушение квартир второго подъезда, не может являться безусловным основанием к отказу в иске, пришел к обоснованному выводу об установлении факта постоянного проживания истцов по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда в этой части основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, и представленных по делу доказательств, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложены в решении с соблюдением требований ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Вместе с тем, разрешая исковые требования в части возложения обязанности на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда включить Попову Е.Г., Попова И.П., К.В.С. в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес>; на администрации Волгограда выплатить единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому, оказать финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере по 100 000 руб. каждому суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, Постановлением администрации Волгограда от 20 декабря 2015 года № 1778 в целях ликвидации последствий взрыва ДД.ММ.ГГГГ в жилом многоквартирном доме <адрес>, для органов управления городского округа город-герой Волгоград с 14 часов ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального уровня и установлен муниципальный уровень реагирования.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 20 декабря 2015 года № 1121 в связи с взрывом и пожаром многоквартирного жилого дома <адрес> на территории Волгоградской области с 17 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации Волгограда от 30 декабря 2015 года № 1864 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 21 декабря 2015 года № 1122 установлено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110.
Единовременная материальная помощь указанным гражданам оказывается по спискам граждан, подписанным главой администрации Дзержинского района Волгограда, председателем комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда, начальником отдела Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в Дзержинском районе г. Волгограда и утвержденным председателем комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.
Приказом комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 15 декабря 2014 года № 300 утверждены Перечень документов и Порядок их подготовки органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, обосновывающих размер и необходимость выделения средств из резервного фонда администрации Волгоградской области для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Постановлением администрации Волгограда от 28 декабря 2015 года № 1826 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>», комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда определен органом, уполномоченным на предоставление единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Единовременная материальная помощь в размере 10000 руб. на человека выплачивается на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории городского округа город-герой Волгоград (далее - списки). В списки подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Волгограда от 26 января 2016 года № 81 утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Поскольку судом установлен факт проживания истцов в жилом доме <адрес>, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что они подлежат включению в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, и имеет право на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении обязанности на администрацию Волгограда о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощь в связи с полной утратой имущества, поскольку Постановлением администрации Волгограда от 28 декабря 2015 года № 1826 именно комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда определен органом, уполномоченным на предоставление единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в этой части с возложением обязанности по выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда.
А, поскольку нормативно-правовыми актами на иных ответчиков не возложена обязанность по включения истцов в списки пострадавших и по выплате помощи, то суд правильно отказал в исковых требованиях к ним.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, финансирование для выплаты материальной и финансовой помощи осуществлялось на основании межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области, то обязанность по выплате такой помощи должна быть возложена на администрацию Волгоградской области, как и ссылка в них на отсутствие межбюджетных трансфертов и невозможность вследствие этого осуществить истцу выплаты, не влекут отмену решения, поскольку нормативными актами администрации Волгограда обязанность по осуществлению выплат гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, прямо возложена на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда. Представители администрации Волгограда и комитета социальной поддержки администрации Волгограда в судебном заседании подтвердили, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации и включенным в списки, осуществлял комитет социальной поддержки администрации Волгограда.
Кроме того, между администрацией Волгограда и комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области было заключено соглашение № ДК-1 от 28 декабря 2015 года о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета, источником финансирования которого являются средства резервного фонда администрации Волгоградской области, бюджету муниципального образования в целях оказания муниципальным образованием материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме <адрес>. Доказательств того, что межбюджетных трансфертов, предоставленных в рамках соглашения № ДК-1 от 28 декабря 2015 года, не хватило для выделения средств Поповой Е.Г., Попову И.П., К.В.С. суду не представлено.
Отказ комитета социальной поддержки администрации Волгограда в предоставлении истцу единовременной материальной выплаты и оказания финансовой помощи не обуславливался недостатком предоставленных в виде межбюджетных трансфертов денежных средств.
Иных правовых доводов, влекущих за собой отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 апреля 2016 года изменить в части возложения обязанности на администрацию Волгограда по выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества. Возложить обязанность по выплате Поповой Е. Г., Попову И. П., К.В.С. единовременной материальной помощи в размере по 10 000 руб. каждому, оказать финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере по 100 000 руб. каждому, на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: