ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1023/2014 от 18.03.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Орлова Г.К.                             Дело № 33-1023/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 18 марта 2014 года                            г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего судьи    Александровой Н.Н.,

 судей коллегии                Ахметзяновой Л.Р., Кульковой С.И.,

 при секретаре                Ефимчук А.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Е, Б.А, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей Б.К (дата) года рождения, Б.Д (дата) года рождения, к администрации (адрес), Департаменту строительства (адрес) - Югры о признании права на дополнительную социальную выплату в виде субсидии, возложении обязанности предоставить дополнительную социальную выплату в виде субсидии, взыскании компенсации морального вреда,

 по апелляционной жалобе истцов на решение Урайского городского суда от (дата), которым Б.Е, Б.А в удовлетворении исковых требований отказано.

 Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия

 установила:

 Б.Е, Б.А, действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Б.К и Б.Д, обратились в суд с иском к администрации (адрес), Департаменту строительства (адрес) - Югры о признании права на дополнительную социальную выплату в виде субсидии, возложении обязанности предоставить указанную субсидию, взыскании компенсации морального вреда.

 В обоснование требований истцы сослались на то, что Б.Е, Б.А и их несовершеннолетняя дочь Б.К (дата) года рождения, являлись участниками подпрограммы 2.1. «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», в соответствии с которой (дата) им было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в сумме 710 640 рублей сроком действия до (дата) г., включительно.

 На основании постановления администрации (адрес) от (дата) (номер) «О предоставлении социальных выплат в виде субсидий молодым семьям» субсидия перечислена на банковский счет Б.А, была использована Б для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения.

 (дата) в семье Б родился еще один ребенок Б.Д, которому была выделена ? доля в праве собственности на жилое помещение.

 (дата) истцы направили в администрацию (адрес) заявление о включении их семьи в список участников на дополнительную субсидию в связи с рождением ребенка до окончания срока действия свидетельства о праве на получение субсидии в соответствии с п. 12 ст. 10, п. 36 ст. 11.1 Порядка реализации целевой программы Ханты–(адрес) – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты–(адрес) – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, утвержденного постановлением правительства ХМАО – Югры от (дата) № 108-п (далее – Порядок реализации программы).

 Заявление было принято администрацией (адрес), истцы были включены в список участников подпрограммы 2.1. – получателей дополнительной субсидии.

 Однако Департамент жилищной политики ХМАО – Югры отказал в утверждении данного списка, сославшись на то, что молодые семьи, указанные в списке, использовали социальную выплату в виде субсидии на приобретение жилого помещения, что явилось основанием для их исключения из списка участников подпрограммы 2.1.

 Истцы просили признать за их семьей право на дополнительную социальную выплату в виде субсидии, в связи с рождением ребенка в период действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от (дата) года, обязать администрацию (адрес), Департамент строительства ХМАО - Югры предоставить их семье дополнительную социальную выплату в виде субсидии в сумме 101 520 рублей, взыскать с администрации (адрес) и Департамента строительства компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, сумму госпошлины в размере 3 630,40 рублей.

 В стадии подготовки дела к судебному разбирательству Б дополнили иск, просили признать незаконным и отменить постановление администрации (адрес) от (дата) (номер) «Об отказе молодым семьям на включение в список участников подпрограммы 2.1 «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 -2015 годы» для получения дополнительной субсидии».

 Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента строительства ХМАО – Югры по правилам ст. 167 ГПК РФ.

 В судебном заседании истцы Б.Е, Б.А иск поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Б.Е и А.С. ставят вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

 Истцы считают не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о прекращении действия Свидетельства о праве на получение субсидии после перечисления социальной выплаты в сумме 710 640 рублей на погашение кредита. В апелляционной жалобе также указано на отсутствие норм, определяющих, что на момент выплаты социальной субсидии прекращается действие Свидетельства. Кроме того, истцы полагают, что выплата дополнительной субсидии, предусмотренная пунктом 12 статьи 10 и пунктом 36 статьи 11.1 Порядка реализации программы не связана с расчетным счетом, на который перечислялась основная социальная выплата и закрытие счета не может служить основанием для отказа в дополнительной выплате.

 Пунктами 42 и 43 приложения № 3 «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., предусмотрен момент предоставления социальной выплаты (момент исполнения обязательства). Моментом предоставления семье социальной выплаты в сумме 710 640 рублей является 01.10.2012 года. Дополнительная социальная выплата в связи с рождением второго ребенка в период действия Свидетельства им предоставлена не была.

 Истцы считают, что при подобном толковании судом норм материального права гарантии, предусмотренные пунктом 12 статьи 10 постановления Правительства Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п теряют всякий смысл.

 Возражая против доводов апелляционной жалобы, Департамент строительства ХМАО – Югры просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке телефонограммой и телеграммой, в судебное заседание судебной коллегии суда ХМАО-Югры не явились, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

 В соответствии с пунктом 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя ряд подпрограмм, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Механизмом реализации программы на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ.

 Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре» к полномочиям Правительства Ханты–Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

 Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством автономного округа издано постановление от 23 декабря 2010 года № 368-п «О целевой программе Ханты–Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», в состав которой вошли подпрограммы «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты–Мансийского автономного округа –Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (подпрограмма 1), «Доступное жилье молодым» (подпрограмма 2), «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы (подпрограмма 2.1), «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты–Мансийском автономном округе- Югре (подпрограмма №3), «Ипотечное жилищное кредитование» (подпрограмма 4), «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан (подпрограмма 5), целевой программы Ханты–Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты–Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

 В соответствии с постановлением № 368-п 5 апреля 2011 года Правительством Ханты–Мансийского автономного округа – Югры принято постановление № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты–Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты–Мансийского автономного округа –Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года».

 Пунктом 1 постановления № 108-п утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты–Мансийского автономного округа –Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» (далее – Порядок реализации программы).

 Судом установлено, что семья Б в составе трех человек была признан участниками подпрограммы 2.1. «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой « Жилище» на 2011-2015 гг.».

 Согласно пункту 3 приложения (номер) «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг., право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - Свидетельство), срок действия которого составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в Свидетельстве (п.5 приложения № 3).

 (дата) семье Б было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в сумме 710 640 рублей сроком действия до (дата) года, которое было сдано в банк по месту открытия счета на одного из членов семьи – участника подпрограммы.

 (дата) субсидия в указанном выше размере была зачислена на банковский счет и использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения.

 (дата) в семье Б-ных родился второй ребенок Б.Д.

 Ссылаясь на пункт 12 статьи 10 Порядка реализации программы истцы полагают, что имеют право на получение дополнительной социальной выплаты в виде субсидии за счет средств бюджета автономного округа в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (далее – дополнительная субсидия». Однако семье было отказано во включении в список участников подпрограммы 2.1, подавших заявление на дополнительную субсидию со ссылкой на отсутствие оснований для повторного участия в подпрограмме 2.1.

 Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент обращения с заявлением о включении в списки граждан для получения дополнительной социальной выплаты в связи с рождением второго ребенка истцы уже использовали социальную выплату (дата) года, были исключены пунктом 3 постановления администрации (адрес) (номер) от (дата) из Единого списка участников подпрограммы 2.1., в связи с чем, утратили право на получение дополнительной субсидии в связи с рождением второго ребенка.

 Указанная позиция суда основана на нормах материального права.

 В соответствии с пунктом 1.5 статьи 9 Порядка реализации программы получение участником целевой программы или членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации является основанием для исключения из Единого списка участников подпрограммы.

 В силу пункта 42 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение (номер) к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до (дата).

 Свидетельства, находящиеся в банке, погашаются банком в установленном им порядке.

 Согласно пункту 12 статьи 10 Порядка участнику подпрограммы 2.1, получившему Свидетельство на приобретение (строительство) жилья, при рождении ребенка (усыновлении) ребенка до окончания срока действия Свидетельства предоставляется дополнительная социальная выплата в виде субсидии за счет средств бюджета автономного округа в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (в порядке, установленном статьей 11.1 Порядка).

 В силу пункта 36 статьи 11.1 Порядка дополнительная субсидия в соответствии с пунктом 12 статьи 10 настоящего Порядка предоставляется безналичным платежом без оформления Свидетельства на основании приказа Департамента об утверждении списка участников подпрограммы 2.1. – получателей дополнительной субсидии.

 Из смысла пункта 12 статьи 10, пункта 36 статьи 11.1 Порядка следует, что дополнительная субсидия при рождении второго ребенка может быть предоставлена семье до ее исключения из Единого списка участников подпрограммы (т.е. являющейся на дату подачи заявления о предоставлении дополнительной социальной выплаты участницей подпрограммы).

 Семья Б на момент рождения второго ребенка и подачи заявления была исключена из Единого списка участников подпрограммы в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 9 Порядка.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании статей 10, 11.1 Порядка реализации программы.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Урайского городского суда от 30 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Е, Б.А - без удовлетворения.

 Председательствующий                        Александрова Н.Н.

 Судьи коллегии:                                Ахметзянова Л.Р.

 Кулькова С.И.