ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10241/2020А2 от 07.10.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горбачева Е.Н. Дело № 33-10241/2020 А 2.209

УИД 24RS0013-01-2019-004627-12

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Туровой Т.В.,

судей: Рагулиной А.О., Гареевой Е.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «КрасАвиаПорт» о признании действий по эксплуатации аэродромов незаконными, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя АО «КрасАвиаПорт» - Мельниковой А.О. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 июня 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Красноярского транспортного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «КрасАвиаПорт» о признании действий по эксплуатации аэродромов незаконными, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт» по эксплуатации в период с 26.06.2018 года по 24.10.2019 года аэродромов Черемшанка и Богучаны при отсутствии утвержденного Федеральным агентством воздушного транспорта проекта решения об установлении приаэродромной территории для вышеуказанных аэродромов;

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Богучаны, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт», выразившееся в эксплуатации аэродрома Богучаны при отсутствии документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации);

Обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации Богучаны – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации)».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к АО «КрасАвиаПорт», в котором просит, с учетом уточнения:

- признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт» по эксплуатации в период с 26.06.2018 по 24.10.2019 аэродромов Черемшанка и Богучаны при отсутствии утвержденного Федеральным агентством воздушного транспорта проекта решения об установлении приаэродромной территории для вышеуказанных аэродромов;

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения соответствующий требованиям действующего законодательства проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Богучаны, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

- признать незаконными действия АО «КрасАвиаПорт», выразившееся в эксплуатации аэродрома Богучаны при отсутствии документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации);

- обязать АО «КрасАвиаПорт» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации Богучаны – АО «КрасАвиаПорт» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома гражданской авиации).

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «КрасАвиаПорт» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромной территории аэродромов Черемшанка и Богучаны, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «КрасАвиаПорт» осуществляет эксплуатацию аэродромов Черемшанка и Богучаны. Вместе с тем АО «КрасАвиаПорт» меры к надлежащему исполнению требований федерального воздушного законодательства, вступивших в законную силу более двух лет назад, не приняты, проекты решений об установлении приаэродромной территории аэродромов Черемшанка и Богучаны для утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта не направлены. Согласно информации АО «КрасАвиаПорт» от 24.10.2019 года №01-21/316 подрядчиком направлен проект решения об установлении приаэродромной территории на согласование в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, несмотря на то, что первоначально согласно условиям договора от 24.10.2018 подрядчик должен был подготовить проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Черемшанка не позднее 90 календарных дней после его заключения. Впоследствии срок исполнения договора продлен до 01.12.2019. Меры к установлению приаэродромной территории аэродрома Богучаны не принимались. Проверкой также установлено, что АО «КрасАвиаПорт» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Богачаны при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил. В связи с выявленными нарушениями законов при эксплуатации аэродромов гражданской авиации Красноярским транспортным прокурором руководителю АО «КрасАвиаПорт» вносилось представление, вместе с тем вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены. Бездействие АО «КрасАвиаПорт» влечет нарушение требований безопасности полетов воздушных судов, создает угрозу возникновения авиационных событий Прокуратурой достоверно установлено, что со стороны ответчика имеет место нарушение требований законодательства о безопасности полетов, что свидетельствует о создании угрозы возникновения авиационных событий и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью, имущественного ущерба, в связи с чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, а также лиц, проживающих либо осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории, прилегающей к аэродромам Черемшанка и Богучаны.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель АО «КрасАвиаПорт» - Мельникова А.О. просит решение суда отменить в части. Указывает, что судом не учтен текущий статус объекта Богучаны как посадочной площадки. Считает, то возложение на ответчика обязанности по совершению действия в целях установления приаэродромной территории и прохождения процедуры сертификации оператора аэродрома Богучаны нарушают ст.34 Конституции РФ, ограничивают права и законные интересы ответчика, как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Кроме того указывает, что решение вынесено без учета инициирования процедуры исключения из сведений об аэродроме из государственного реестра. Полагает, что суд при вынесении решения не учел наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края, которым установлен факт эксплуатации ответчиком объекта в качестве посадочной площадки Богучаны.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Красноярского транспортного прокурора – Маклаков А.В., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя АО «КрасАвиаПорт» - Мельникову А.О., поддержавшую доводы жалобы, помощника транспортного прокурора Тодинова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия пришла к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, которое отмене либо изменению не подлежит исходя из следующего.

В силу п.3 ст.8 Воздушного кодекса РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с п.1 ст.47 Воздушного Кодекса РФ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании ч.5 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» по истечении трехсот шестидесяти дней со дня опубликования настоящего Федерального закона нарушение приаэродромных требований ВК РФ об установлении территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатации такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

В соответствии с ч.7 ст.4 Федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 года №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» установлено, что Проект решения подготавливается оператором аэродрома и согласовывается с органами государственной власти, а уполномоченный федеральный орган, принявший решение, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «КрасАвиаПорт» осуществляет эксплуатацию аэродрома Черемшанка (свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 7/18 от 15.03.2017) и аэродрома Богучаны (свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 7/3 от 01.06.2012).

При этом, АО «КрасАвиаПорт» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Богачаны при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил, а также не принимает мер по направлению в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Бгучаны, получению санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В части обслуживания и эксплуатации аэродрома Черемшанка решение суда апеллянтом не обжалуется и судебной коллегией в указанной части не проверяется.

Проанализировав приведенные выше нормы права, а также Правила установления приаэродромной территории (утв. Постановлением Правительства от 02.12.2017 года №1460), Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подвядающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (утв. Приказом Митранса России от 25.09.2015 года №286), оценив представленные суду доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ответчика нарушений норм федерального авиационного законодательства и удовлетворил исковые требования прокурора.

Доводы апеллянта по сути своей сводятся к тому, что аэродром Богучаны фактически таковым не является, на основании приказа №275 от 09.10.2015 года правопредшественника АО «КрасАвиаПорт» - ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» переведен в статус посадочной площадки и фактически используется как посадочная площадка, следовательно, требования законодательства о получении сертификата соответствия, а также обустройстве приаэродромной площадки на данный объект не распространяются.

Судебная коллегия полагает данные доводы несостоятельными в связи со следующим.

Так, статья 40 Воздушного кодекса РФ определяет аэродром как участок земли или акваторию с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; посадочную площадку - как участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акваторию, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии с ч.1 ст.41 Воздушного кодекса РФ аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса.

Часть 4 ст.41 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

Согласно ч.2 ст.50 Воздушного кодекса РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации (ред. от 21.07.2014 года №253-ФЗ).

Аэродром Богучаны зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Решение Правительства РФ о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома Богучаны ни суду первой ни суду апелляционной инстанции ответчиком не представлено. Признание аэродрома Богучаны посадочной площадкой внутренним актом ответчика не свидетельствует о закрытии аэродрома или изменения его правового статуса, поскольку противоречит установленному законодательством порядку принятия решения о закрытии аэродрома, которое, как указано выше, принимается Правительством РФ.

Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции и они обоснованно им отклонены, с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться.

При этом, представленные суду апелляционной инстанции документы, свидетельствующие об инициировании согласования закрытия аэродрома Богучаны (письмо Росавиации от 27.08.2020 года, проект распоряжения Правительства РФ, информация Минтранса Красноярского края от 21.09.2020 года) не влияют на существо обжалуемого решения суда и правильность его выводов, так как до настоящего времени выявленные нарушения воздушного законодательства ответчиком не устранены. В случае, если хозяйствующий субъект сочтет целесообразным закрытие аэродрома Богучаны, он вправе представить соответствующие акты компетентных органов государственной власти на стадии исполнения судебного акта.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемого решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 июня 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика АО «КрасАвиаПорт» Мельниковой А.О. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: