Судья Шмырина Г.В. Дело № 33-10243/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород 27 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лазорина Б.П.,
судей Кулаевой Е.В., Хижаева Б.Ю.,
при секретаре Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Дмитриевского МУП ЖКХ
на определение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2019 года, об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
заслушав доклад судьи Хижаева Б.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
27 января 2016 года Краснобаковским районным судом по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации о направлении в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами) вынесено решение об удовлетворении требований истца.
Решение суда вступило в законную силу 28 февраля 2016 года.
В суд поступило заявление Дмитриевского МУП ЖКХ об отсрочке исполнения решения от 27 января 2016 года по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации об направлении в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами)
Определением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2019 года, в заявлении Дмитриевского МУП ЖКХ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27 января 2016 года по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации о направлении в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами), отказано.
В частной жалобе Дмитриевское МУП ЖКХ просит определение суда отменить.
Обсудив доводы частной жалобы, исследовав представленные материалы, учитывая положения ч.2 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении частной жалобы, без извещения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 27 января 2016 года Краснобаковским районным судом принято решение об удовлетворении требований истца, по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации о направлении в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами).
Определением суда от 22 марта 2018 года Дмитриевскому МУП ЖКХ уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 февраля 2019 года.
Право на судебную защиту, а, следовательно, и право на исполнение судебных решений, носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия.
Соответственно, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" разъяснил, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Следовательно, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Статьей 434 ГПК Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а так же об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно указал, что отсутствуют основания для предоставления отсрочки, поскольку они не носят исключительный характер, свидетельствующий о невозможности исполнения судебного акта.
В силу п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Из материалов дела следует, что МУП Дмитриевское ЖКХ осуществляет эксплуатацию водопроводно-распределительных сетей и распределение воды на хозяйственно-бытовые нужды. МУП Дмитриевское ЖКХ осуществляет забор воды из 19 скважин, переданных предприятию на праве хозяйственного ведения администрацией р.п. Ветлужский.
Однако, у МУП Дмитриевское ЖКХ отсутствует лицензия на право пользования недрами, что является нарушением п. 3 ст. 10.1, ст. 11 Федерального закона « О недрах », согласно которых предоставление недр в пользование для добычи подземных водоиспользуемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности оформляется специальным разрешением в виде лицензии. Из Устава Муниципального унитарного предприятия Дмитриевское ЖКХ, следует, что учредителем Предприятия является Администрация р.п. Ветлужский. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке добычу подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой.
Осуществлением деятельности по добыче подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами нарушаются законные интересы Российской Федерации, как собственника полезных ископаемых.
Отсутствие лицензии на пользование недрами не гарантирует обеспечение безопасной эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения, установленной ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ, согласно которой собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Администрация р.п. Ветлужский и МУП ЖКХ как юридические лица, входят в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Нижегородской области и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 24.08.2011 г. № 703.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст.ст. 9, 15, 36,42,58 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу.
Поскольку МУП ЖКХ уже предоставлялся разумный срок отсрочки, а именно с 22.03.2018 года по 01.02.2019 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что удовлетворение заявления об отсрочки исполнения решения, будет нарушать баланс прав и законных интересов взыскателей по отношению к должникам, а следовательно не будет отвечать принципу справедливости, соразмерности и существенно нарушит гарантированные права неопределенного круга лиц.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и обжалуемое определение по доводам частной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 334, 434 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2019 года, по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи