ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10243/2012 от 26.11.2012 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ ФИО4 СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: ФИО5 Дело

Б-57

<дата>. <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО4 суда в составе:

председательствующего: Баимовой И.А

судей: ФИО7, ФИО8,

при секретаре: ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилищной субсидии и обязании Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.

по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры <адрес>

на решение Тунгусско-Чунского районного суда <адрес> в <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 к Администрации Эвенкийского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным исключения из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании восстановить в очереди и обязании предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Признать незаконным исключение ФИО1 из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в срок до <дата> включить ФИО1, <дата> года рождения, в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей и восстановить его в очереди, исходя из даты подачи заявления ФИО1, о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения в <адрес> от <дата>.

Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> в срок до <дата> предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения ФИО1 на семью из двух человек.»

Заслушав докладчика, представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>ФИО10(на основании доверенности от <дата>), ФИО1, ФИО11 и ФИО12, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО13 обратился в суд с (уточненным) иском к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района в срок до <дата> включить истца в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей и восстановлении его в очереди, исходя из даты подачи им заявления о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения в <адрес> от <дата>; признании незаконным исключение истца из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязании Министерства строительства и архитектуры <адрес> в срок до <дата> предоставить ему жилищную субсидию на приобретение жилого помещения на семью из двух человек

Свои требования истец мотивировал тем, что с <дата> был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

<дата> истец узнал из письма Администрации ЭМР о том, что он не имеет право состоять на учете граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья и на получение данной выплаты на основании ст. 34 СК РФ и письма Министерства строительства и архитектуры <адрес> от <дата>.

С данным отказом истец не согласен, поскольку ответчики необоснованно посчитали квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО2 (бывшей супруги истца), совместно нажитой собственностью супругов. Считает, что данное жилое помещение не является совместной собственностью супругов, поскольку приобреталось ФИО2, за счет ипотечного кредита, взятого в банке и собственных денежных средств его супруги.

Согласно справке УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата>, истец не имеет в собственности жилого помещения. Брак, между супругами расторгнут <дата> Заявление и прилагаемые к нему документы, в том числе и свидетельство о расторжении брака, для получения жилищной субсидии предоставлялись на двух членов семьи - ФИО1 и дочь - ФИО3.

Поскольку право на получение жилищной субсидии истец приобрел <дата>, действовавшее в тот период Постановление Правительства Российской Федерации и Федеральном законе от <дата> "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996г." не содержало такого условия исключения из очереди на предоставление жилищных субсидий как приобретение одним из членов семьи жилья в период нахождения в очереди, ФИО13 рассчитывал на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и возможность реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры <адрес> просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы Министерства строительства и архитектуры <адрес>, выслушав представителя данного ответчика, поддержавшего апелляционную жалобу, а также истца и третьих лиц на стороне истца, полностью согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона –ФЗ от <дата> «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <дата>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее действующее «Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», утвержденное Постановлением Совета Министров от <дата> также предусматривало предоставление за счет средств федерального бюджета безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья вышеуказанной категории граждан, не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО13 с <дата> состоит в очереди граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей, что подтверждено справкой Администрации Эвенкийского муниципального района (ЭМР) <адрес> от <дата>

<дата> истец обратился в Администрацию ЭМР с заявлением о выделении в 2012г. государственного жилищного сертификата как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по категории граждан, выезжающих из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указав в составе членов семьи - дочь ФИО11, представив сведения об отсутствии у него и дочери ФИО3 жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также свидетельство о расторжении брака с ФИО12<дата>

Согласно уведомлению администрации ЭМР от <дата> письмом Министерства строительства и архитектуры <адрес> от <дата> возвращено учетное дело ФИО13, как не имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом . В уведомлении в вышеназванном письме указано, что истец неправомерно состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку <дата> на имя его супруги- ФИО12 зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>35, брак между супругами расторгнут <дата> и данное имущество в силу п. 1 ст. 34 Семейного Кодекса РФ является их совместной собственностью.

Удовлетворяя исковые требования ФИО13, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории пенсионеров, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, с <дата> состоит в очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей, не имеет на территории Российской Федерации за указанных местностей, в связи с чем, имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью из двух человек (включая дочь- ФИО11).

При этом суд пришел к выводу о незаконном исключении Администрацией Эвенкийского муниципального района ФИО13 из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с наличием у бывшей супруги истца- ФИО12 на праве собственности квартиры в <адрес>, приобретенной в период брака с истцом, приняв во внимание брачный договор супругов от <дата>, по условиям которого, данное жилое помещение не является их общей собственностью, и принадлежит ФИО12

Данный вывод суда основан на положениях п. 1 ст. 33 Семейного Кодекса о том, что законный режим совместной собственности супругов действует, если брачным договором не установлено иное, п. 5 ст. 69 СК РФ о заключенных до <дата> брачных договорах, а также на исследовании брачного договора от <дата>, заключенного между ФИО12Ии ФИО12, состоящих в браке, зарегистрированном <дата>, которым предусмотрено, что недвижимое имущество, нажитое супругами во время брака, является собственностью супруги - ФИО2 как во время брака, так и в случае его расторжения.

Разрешая спор, суд первой инстанции путем визуального осмотра вышеуказанного доказательства, представленного истцом, пришел к выводу о его подлинности и соответствия давности изготовления указанной в нем дате – <дата>, указав, что ответчики, в том числе Министерство строительства и архитектуры <адрес>, заявив о подложности данного доказательства, не ходатайствовали о проведении судебной экспертизы подлинности брачного договора от <дата>, а у суда отсутствовала безусловная необходимость для назначения экспертизы, учитывая, что текст документа (шрифт машинописной машинки и подписи), а также сама бумага имеют признаки давности.

Кроме того, суд указал, что на момент заключения супругами ФИО14 брачного договора, положения ст. 256 ГК РФ предусматривали возможность установления договором между супругами иного режима в отношении имущества, нажитого во время брака. При этом требования об обязательном нотариальном удостоверении брачного договора законом не были установлены.

В этой связи суд пришел к выводу, что оснований считать брачный договор, заключенный С-выми между собой <дата> недействительным не имеется, стороны находятся в договорном режиме раздельной собственности, который является для них приоритетным, следовательно, у истца отсутствует право на совместную собственность с ФИО12 в виде квартиры по адресу: <адрес>35.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеизложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат нормам материального права и сделаны без учета нарушения истцом общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом.

В силу п. 1 ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, который действует, если брачным договором не установлено иное.

Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, …и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В соответствии с п. 1 ст. 42 СК РФ брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (ст. 34 СК РФ), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Согласно п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

В силу ч. 5 ст. 169 СК РФ заключенные до <дата> брачные договоры действуют в части, не противоречащей положениям настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с <дата> состоял в зарегистрированном браке с ФИО2

В период брака на имя супруги истца была приобретена квартира по адресу: <адрес>35. Право собственности ФИО12 на данное жилое помещение зарегистрировано <дата>, что подтверждено выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок.

<дата> брак между ФИО1 и ФИО2 прекращен по совместному заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, достигших совершеннолетия.

<дата> истец обратился в Администрацию ЭМР с заявлением о выделении в 2012г. государственного жилищного сертификата, указав в составе семьи - дочь ФИО11

После получения истцом письма Министерства строительства и архитектуры <адрес> от <дата> с указанием об отсутствии у ФИО13 права на получение социальной выплаты с учетом приобретения на имя супруги истца - ФИО12 в период брака в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>35, истец обратился с настоящим иском в суд, где представил брачный договор, датированный <дата>, заключенный между ФИО13(супругом) и ФИО12 (супругой), из которого следует, что недвижимое имущество, нажитое супругами во время брака, является собственностью супруги - ФИО2 как во время брака, так и в случае его расторжения (п. 2.3.).

Вместе с тем, заключение брачного договора в указанную в нем дату - <дата> бесспорными доказательствами не подтверждено, договор нотариально не удостоверен, что является обязательным требованием ст. 41 Семейного Кодекса РФ, введенного в действие <дата>

Кроме того, как видно из дела, ФИО1 и ФИО12 до 2012г. не соблюдался предусмотренный брачным договором режим раздельной собственности на недвижимое имущество супругов, поскольку <дата> было зарегистрировано право собственности ФИО13 на приобретенный в период брака объект недвижимого имущества - нежилое здание магазина по адресу: <адрес>-А.

Указанное недвижимое имущество принадлежало ФИО13 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <дата> и было безвозмездно передано истцом в собственность ФИО2 по договору дарения здания нежилого назначения лишь <дата>

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вышеуказанные действия ФИО13 в своей последовательности и совокупности свидетельствуют о совершении истцом намеренных действий, создающих условия для получения им жилищной субсидии как лицом, не имеющим жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть о злоупотреблении истцом своим правом.

Учитывая, что право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом предоставлено лицам, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вместе с тем ФИО13 имеет на праве общей собственности с ФИО12 квартиру в <адрес>, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Эвенкийского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным исключения из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании восстановить в очереди и обязании предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения - отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тунгусско-Чунского районного суда <адрес> в <адрес> от <дата> отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Эвенкийского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным исключения из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании восстановить в очереди и обязании предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения - отказать.

Председательствующий:

Судьи: