Судья Кизима И.С. Дело № 33-10263/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Колесниковой Л.В., Александровой А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 2 августа 2017 года
по делу по иску Министерства сельского хозяйства Алтайского края к ФИО1 о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий договора.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий договора.
В обоснование требований истец указал, что Постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 731 утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае» на 2012 - 2014 годы». Постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 732 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета средств на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае. В соответствии с п. 6, 7 Постановления администрации Алтайского края от 14.12.2011 г. № 732 решение о предоставлении и размере гранта принимает комиссия. В соответствии с протоколом заседания Комиссии между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 22 мая 2014 года заключено соглашение № 18 о предоставлении гранта в размере ***. В соответствии с п. 1.1, 1.2. соглашения грант предоставляется для реализации грантополучателем бизнес-проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства «Развитие фермы по выращиванию КРС мясного направления» в соответствии с календарным планом работ и сметой расходов по реализации бизнес-проекта. Грантополучатель обязуется распоряжаться средствами гранта исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленным Соглашением. Сметой расходов реализации бизнес-проекта предусмотрены статьи расходов и средства гранта на их реализацию. Календарным планом работ по реализации бизнес-проекта предусмотрены календарные сроки их реализации. Согласно Приложению № 5 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166" (вместе с "Порядком отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров", "Условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров"), начинающим фермерам необходимо предоставлять отчетность. До сегодняшнего дня отчетность за 2017 год ответчиком не была предоставлена в Минсельхоз Алтайского края. На основании проверки, проведенной администрацией Волчихинского района Алтайского края, установлено, что при визуальном осмотре территории хозяйства техника и скот отсутствуют; по данным ветеринарного управления, скот не был предоставлен на весенние ветеринарно-профилактические обработки; отчет об использовании средств гранта за первый квартал 2017 год КФХ ФИО1 в установленные сроки не предоставил; по информации Гостехнадзора трактор МТЗ 82,1 снят с учета. Согласно выписке из ЕГРИП ИП КФХ ФИО1 прекратил свою деятельность 02.06.2017 года, что является нарушением пункта 4.10 Соглашения от 22.05.2014 № 18, согласно которой, Грантополучатель обязан осуществлять свою деятельность в течение 5 лет после получения гранта. По мнению истца ИП главой КФХ ФИО1 допущены нарушения п. 4.4, 4.10 Соглашения № 18 от 22.05.2014 г. Министерством сельского хозяйства Алтайского края 04.05.2017 года в адрес ИП главы КФХ ФИО1 направлена претензия о добровольном возвращении необоснованно полученных средств краевого и федерального бюджетов, которые до настоящего времени не возвращены.
Истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу полученную сумму гранта в размере *** рублей в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 2 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края денежные средства в размере *** руб.
Взыскана с ФИО1 в бюджет муниципального образования Волчихинского района Алтайского края государственная пошлина в сумме ***.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что истцом не предоставлено доказательств о наличии права требования исполнения обязательств, возникших перед Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края. Полагает, что истцом не предоставлено доказательств нецелевого использования средств полученного гранта, поскольку цель, на которую выдавался грант, им достигнута, показатели, предусмотренные проектом, выполнены. Обращает внимание, что грант выдавался на безвозмездной и безвозвратной основе в качестве меры государственной поддержки, между тем взыскание с него полученных сумм, при отсутствии данных о нецелевом использовании гранта с его стороны, не согласуется с общепризнанными правовыми принципами. Представленные им отчеты о деятельности ИП К(Ф)Х ФИО1 в рамках реализации бизнес-проекта «Развитие фермы по выращиванию КРС мясного направления» позволяют сделать вывод, что средства гранта израсходованы в соответствии с утвержденным планом реализации бизнес-проекта и соглашением, прекращение им деятельности не является нецелевым использованием гранта. Причиной ликвидации ИП К(Ф)Х ФИО1 послужило достижение целей, ради которых хозяйство создавалось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец Министерство сельского хозяйства Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу положений ст.ст. 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (под. 3 п. 3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2011 N 730 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» на 2012-2014 годы», определяющая направления и механизмы государственной поддержки в Алтайском крае семейных животноводческих ферм.
14.12.2011 постановлением Администрации Алтайского края N 733 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета средств с целью развития в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусматривающий правила и условия предоставления из краевого бюджета направляемых на развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, выделенных из федерального бюджета и предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» на 2012-2014 годы».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.03.2014 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края с заявлением на участие в конкурсе по предоставлению грантов по ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае» на 2012 -2014 годы. Целью проекта указано развитие фермы по выращиванию КРС мясного направления в период с 2014 по 2018 год.
22.05.2014 на основании протокола заседания комиссии по реализации мероприятий ведомственных целевых программ № 2 между истцом (грантодатель) и ответчиком (грантополучатель) заключено соглашение № 4 о предоставлении гранта по ведомственной целевой программе «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» на 2012-2014годы».
По условиям соглашения грантодатель безвозмездно передает денежные средства для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными в соглашении (пункт 1.1 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта «Развитие фермы по выращиванию КРС мясного направления» в соответствии с календарным планом работ и сметой расходов по реализации бизнес-проекта (соответственно приложение 1 и 2 к настоящему Соглашению).
Размер гранта составляет *** (п. 2.1 соглашения).
Согласно п. 2.1. срок действия Соглашения определяется сроками выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, но не менее пяти лет после получения гранта.
Во исполнение соглашения и обеспечения реализации бизнес-проекта грантополучатель обязался, в том числе: использовать средства гранта и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления на счет; в течение пяти лет с даты предоставления средств гранта на расчетный счет хозяйства осуществлять деятельность и представлять грантодателю отчетность по форме и сроки, установленные соглашением; в течение тридцати дней с даты обнаружения нарушений, установленных пунктами 4.3, 4.5, 4.6, 4.10 соглашения, возвратить грантодателю сумму гранта в полном объеме.
Истцом в полном объеме выполнены обязательства по соглашению, денежные средства в определенном соглашением размере перечислены ответчику, что подтверждается платежными поручениями. Факт получения указанных денежных средств ответчиком не оспаривался.
Между тем ответчиком нарушены принятые на себя обязательства по соглашению, а именно: при визуальном осмотре территории хозяйства техника и скот отсутствуют; по данным ветеринарного управления, скот не предоставлен на весенние ветеринарно-профилактические обработки; отчет об использовании средств гранта за первый квартал 2017 год К(Ф)Х ФИО1 в установленные сроки также не предоставил; по информации Гостехнадзора трактор МТЗ 82,1 снят с учета (л.д.34).
Кроме того, 02.06.2017 г. ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП в отношении него (л.д.10-13) и не опровергается ответчиком.
Согласно п. 13 Порядка предоставления из краевого бюджета средств с целью развития в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 733, получатели бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за их целевое использование. При нарушении условий, установленных Порядком, гранты подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив наличие нарушений условий соглашения со стороны ответчика, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод о том, что ответчиком не допущено нецелевого расходования бюджетных средств, является несостоятельным.
Так, согласно п. 5 Порядка предоставления из краевого бюджета средств с целью развития в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 733, для участия в конкурсе разрабатывается бизнес-проект. Бизнес-проект - это выполненный в форме описания, расчетов план соискателя гранта в сфере создания и развития семейной животноводческой фермы, предусматривающий увеличение объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование затрат на строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы, а также приобретение для указанной фермы оборудования, техники и скота при условии использования средств гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет КФХ, обеспечения срока окупаемости бизнес-проекта не более 8 лет, создания не менее 3 постоянных рабочих мест и осуществления деятельности в течение не менее чем 5 лет после получения гранта.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166» глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта; постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя (п. 2.12, 2.14 приложение № 2 к приказу); начинающим фермерам представлять показатели раз в полгода в течение пяти лет с даты получения гранта в орган Управления АПК субъекта Российской Федерации не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием (п. 1 приложения № 5 к приказу).
Таким образом, одним из условий предоставления субсидии ответчику являлось осуществление им деятельности в течение не менее 5 лет после получения гранта, что отражено и в соглашении №18 от 22.05.2014г, заключенного между истцом и ответчиком. Иное бы противоречило целям Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае» на 2012 -2014 годы, в соответствии с которой целью данной Программы являлось осуществление мероприятий по созданию и развитию вновь образованных фермерских хозяйств и их закрепления в аграрном секторе, развитие сельских территорий, расширение, модернизация производственной базы.
Поскольку ответчиком, в нарушение условий соглашения, прекращена фермерская деятельность ранее предусмотренного срока, то цели, на которые выдавалась ему субсидия, не были достигнуты, потому суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о нецелевом расходовании предоставленных ответчику денежных средств и удовлетворил требования истца в полном объеме. Доводы об обратном, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Ссылка на то, что ответчиком приобретено все имущество, предусмотренное сметой расходов, правового значения при разрешении спора не имеет, поскольку основанием для возврата полученных денежных средств является невыполнение условий договора в части осуществления деятельности и предоставления грантодателю отчетности по установленной форме и в определенные сроки.
Из постановления администрации Алтайского края от 26 августа 2016 года №297 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» следует, что Главное управление сельского хозяйства Алтайского края переименовано в Министерство сельского хозяйства Алтайского края.
Смена наименования не является формой реорганизации юридического лица, новое юридическое лицо при смене наименования не возникает.
Сведения о Министерстве сельского хозяйства Алтайского края записаны за тем же основным государственным регистрационными номером записи о государственной регистрации юридического лица, что и Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, что подтверждается выпиской из ЕРЮЛ от 01.01.2017 года, в связи с чем доводы жалобы о неправомочности предъявления иска Министерством сельского хозяйства Алтайского края являются необоснованными.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 2 августа 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: