Судья Туаршев А.Р. Дело № 33-1026/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 31 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего – Байрамуковой И.Х.,
судей – Сыч О.А., Боташевой М.М.,
при секретаре судебного заседания – Булгаровой С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 2018 года по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики к ФИО1 о взыскании суммы гранта.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истца Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2, действующей на основании доверенности № 18/208 от 10 июля 2018 года, ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3, действующего на основании ордера № 006331 от 31 октября 2018 года, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании суммы гранта, указав, что ФИО1 являлся участником ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2014 годы». В рамках реализации условий Программы между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и ФИО1 30 мая 2014 года было заключено соглашение о предоставлении гранта и (или) единовременной помощи начинающим фермерам. ФИО4 грубо нарушив условия программы и соглашения, прекратил подавать отчеты о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства, и 02 сентября 2015 года прекратил деятельность в качестве предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства. По состоянию на 29 марта 2018 года ФИО4 не были предприняты меры, направленные на возврат средств гранта. Просит взыскать с ФИО1 сумму гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров» в размере 1 026 000 руб. в том числе: в бюджет Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики 226 000 рублей, в федеральный бюджет в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 800 000 рублей, через Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - ФИО5 просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что возобновил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ФИО1 в бюджет Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики также взыскана государственная пошлина в размере 13 330 рублей.
В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По его мнению, судом не учтено то обстоятельство, что суммы гранта были предоставлены ему не своевременно и не в определенном при предварительном согласовании документов размере. Материалами дела подтверждается факт получения ответчиком по 4-м платёжным поручениям гранта за счёт средств федерального и регионального бюджета в общей сумме 1 026 000 рублей. Утверждение истца о том, что ответчик перестал подавать отчёты о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства и прекратил представлять документы о целевом использовании средств бюджета, не является доказательством факта нецелевого использования ответчиком полученного гранта. Кроме этого, представитель истца требований о расторжении соглашения не заявлял. Иные обстоятельства, являющиеся основанием возврата полученного ответчиком гранта, истцом не названы. Учитывая, что истцом не доказано возникновение права требования возврата полученного ответчиком гранта, в иске о взыскании 1 026 000 руб. неосновательного обогащения следовало отказать. Кроме того, суд не учёл, что возобновление ФИО1 деятельности в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства являлось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - ФИО2 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей как глава КФХ 21 февраля 2014 года, после чего как начинающий фермер обратился за предоставлением гранта и единовременной помощи начинающим фермерам.
Согласно соглашения, заключенного 30 мая 2014 года между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2012 года № 203 «Об утверждении порядка предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам», ответчику предоставлены бюджетные средства грант на поддержку начинающих фермеров и (или) бытовое обустройство. Сумма гранта составила 1 026 000 рублей, в том числе из федерального бюджета – 800 000 рублей, из республиканского бюджета – 226 000 рублей. Расходование средств получателем осуществляется в соответствии с планом расходов.
Получатель обязался обеспечить целевое использование средств и предоставить отчетность о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих копий документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 12 месяцев с момента получения средств, осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта, создать не менее одного рабочего места на каждые 500 000 рублей гранта и не более пятнадцати рабочих мест, предоставлять отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по форме, согласно приложению ежеквартально (подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.4, 1.4.5 соглашения).
В соответствии с подпунктом 1.5.2 соглашения Министерство вправе потребовать возврата предоставленных средств: по результатам финансового года в случае невыполнения условий настоящего соглашения получателем; по истечении 12 календарных месяцев с момента перечисления средств получателю в случае нецелевого использования средств либо не предоставления получателем отчета о целевом использовании средств. Подпунктом 2.1 установлено, что в случае невыполнения получателем условий, указанных в подпунктах 1.4.1-1.4.5 соглашения получатель обязан возвратить полученные средства в 30-дневный срок с момента наступления основания для возврата.
09 сентября 2015 года крестьянско-фермерское хозяйство прекратило деятельность по решению членов крестьянско-фермерского хозяйства; ответчик снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что использование начинающими фермерами полученного гранта в целях, не предусмотренных Правилами, влечет за собой возврат денежных средств в соответствующий бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют подлежащим применению нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Пунктом 2 данной нормы установлена возможность создания фермерского хозяйства одним гражданином.
Как следует из материалов дела, фермерское хозяйство ФИО1 было создано одним гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В соответствии с заключенным соглашением о предоставлении гранта и единовременной помощи начинающим фермерам, а также в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2012 года № 203 «Об утверждении порядка предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам», обязательным условием получения гранта и обязательством, которое принимает на себя начинающий фермер является осуществление деятельности по ведению крестьянского фермерского хозяйства не менее пяти лет после получения государственной поддержки. Неисполнение данного обязательства влечет возврат данных средств.
Таким образом, достаточным основанием для возврата средств государственной поддержки является факт прекращения деятельности фермерского хозяйства, основания прекращения при этом правового значения не имеют.
Исчерпывающий перечень оснований прекращения фермерского хозяйства установлен ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Так, фермерское хозяйство прекращается: - в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; - в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; - в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; - в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; - на основании решения суда.
Как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, факт прекращения деятельности КФХ подтвержден, основанием внесения в ЕГРИП сведений о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства явилось решение его членов.
Обязанность возвратить полученный грант в случае нарушения условий использования гранта установлена п.п. 2.1 соглашения, и поскольку по указанному соглашению ответчиком не выполнены обязательства, и он прекратил свою деятельность по ведению КФХ, средства субсидии подлежат возврату в бюджет субьекта.
При этом оснований, согласно которым получатель освобождается от обязанности по возврату полученных средств, предусмотренных подпунктом 2.2, судом не установлено.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, невыполнение получателем условий соглашения влечет возврат суммы гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров».
Довод жалобы о том, что не является доказательством нецелевого использования полученного гранта, факт того, что ответчик перестал подавать отчёты о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства и прекратил представлять документы о целевом использовании средств бюджета, судебной коллегией отклоняются, поскольку данная обязанность вменена получателю денежных средств в соответствии с подпунктом 1.4.5 соглашения.
Ссылка в жалобе, что деятельность в качестве ИП ФИО1 в настоящее время возобновлена, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку, как следует из сведений ЕГРИП, свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 не осуществлял с 09 сентября 2015 года по 26 апреля 2018 года, то есть возобновил ее уже после обращения Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики с настоящим иском в суд.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Туаршев А.Р. Дело № 33-1026/2018