ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10284/20 от 09.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: < Ф.И.О. >4 Дело <№..>

По первой инстанции <№..> УИД 23RS0<№..>-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >18

судей < Ф.И.О. >17, Золотова Д.В.

при помощнике < Ф.И.О. >5

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – зам. начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >1 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от <Дата>.

Заслушав доклад судьи < Ф.И.О. >17 об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

< Ф.И.О. >6 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Требования мотивированы тем, что с <Дата> по настоящее время истец занимается педагогической деятельностью, о чем имеются записи в трудовой книжке. Стаж ее трудовой педагогической деятельности на <Дата> составляет более 25-ти лет и в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В связи с чем, <Дата> истец обратилась в ГУ УПФ РФ в <Адрес...> (межрайонное) с заявлением о назначении ей пенсии, предоставив для этого все необходимые документы, подтверждающие ее педагогический стаж, где работниками было установлено, что стаж ее педагогической деятельности составляет 22 года 1 месяц 27 дней, поскольку период ее работы в должности педагога – организатора в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении - средняя общеобразовательная школа<№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...> с <Дата> по <Дата> и иные периоды, не оспариваемые истицей, были исключены из подсчета стажа, так как указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства от <Дата><№..>, в связи с чем, было принято решение от <Дата> об отказе. С данным решением ответчика в части подсчёта ее педагогического стажа за указанный выше период истец не согласна и считает решение незаконным и необоснованным. < Ф.И.О. >6 считает, что фактически работала на штатной должности учителя географии и кубановедения на условиях совместительства и из-за того, что кадровое обеспечение школы<№..><Адрес...>ёвского велось не системно, в трудовой книжке появилась спорная запись педагога – организатора. В обоснование своих доводов истец ссылается на приказ<№..> от <Дата>, которым <Дата> она была уволена с должности учителя русского языка и литературы и с <Дата>, согласно приказа <№..>-а от <Дата> была принята на должность педагога-организатора. При этом в приказе <№..> от <Дата> истец вновь упоминается как учитель русского языка и литературы, хотя по документам занимала иную должность. < Ф.И.О. >6 считает, что педагогическая нагрузка в оспариваемый период соответствовала требованиям для назначения досрочной пенсии.

Просит признать незаконным решение от <Дата> об отказе в установлении пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей и ответчика включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», период работы: с <Дата> по <Дата> – в должности педагога-организатора в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...>, назначить страховую пенсию по старости досрочно по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с <Дата> – с момента первоначального обращения.

В судебном заседании истец < Ф.И.О. >6 и ее представитель по доверенности < Ф.И.О. >7 настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) по доверенности < Ф.И.О. >8 в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...> в судебное заседание не явился.

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от <Дата> удовлетворены исковые требования СупруновойГ.В.к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.

Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <Адрес...> Краснодарского края об отказе в установлении пенсии по старости <№..>от <Дата> в отношении Супруновой< Ф.И.О. >9 учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) обязано включить СупруновойГ.В.в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» период её работы с <Дата> по <Дата> в должности педагога-организатора в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...>, Краснодарского края.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) обязано назначить СупруновойГ.В. страховую пенсию по старости досрочно, на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с момента первоначального обращения, с <Дата>.

Указанное решение обжаловано представителем ответчика – зам. начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >1 по мотивам незаконности, нарушения норм материального и процессуального права. Автор жалобы просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца < Ф.И.О. >6 по доверенности < Ф.И.О. >7 указала, что в основу решения суда положено именно документальное подтверждение того, что < Ф.И.О. >6 занимала должность учителя, а свидетельские показания выступили лишь дополнительным подтверждением этого факта и в основу решения положены не были. < Ф.И.О. >6 была допущена к работе учителя-предметника и на протяжении многих лет осуществляла именно функции учителя, а ненадлежащее оформление работника на указанную работу – ответственность работодателя, но никак не работника. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) по доверенностям < Ф.И.О. >8 и < Ф.И.О. >10 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, считают решение суда незаконным и необоснованным. Просили решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Истец < Ф.И.О. >6 и ее представитель по ордеру адвокат < Ф.И.О. >7 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным. Просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...> в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела соответствующие уведомления, уважительности причин неявки не сообщил, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Принимая во внимание задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ, не рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 35, 39 ГПК РФ, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при данной явке.

Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда.

При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, с учетом имеющихся материалов, мнения истца и его представителя, а также представителей ответчика, исходя из задач гражданского судопроизводства, и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав истца и его представителя, а также представителей ответчика, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Исходя из принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата>г. <№..> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).

По смыслу статьи 195 ГПК РФ, обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Между тем, принятое по делу решение суда не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ по следующим основаниям.

Как установлено и следует из материалов дела, <Дата>< Ф.И.О. >6 обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации вг. Армавире Краснодарского края (межрайонное) (по <Адрес...>) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации вг. Армавире Краснодарского края (межрайонное) (по <Адрес...>) от <Дата>< Ф.И.О. >6 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

При оценке периодов трудовой деятельности истца Управлением Пенсионного фонда РФ вг. Армавире Краснодарского края (межрайонное) (по <Адрес...>) в специальный стаж не был включен период работы истца: с <Дата> по <Дата> - в должности педагога-организатора и по совместительству учителя географии, кубановедения в Муниципальном общеобразовательном учреждении - средняя общеобразовательная школа<№..><Адрес...> муниципального образования <Адрес...>, так как не подтвержден факт работы заявительницы на штатной должности учителя географии, кубановедения по совместительству с работой, выполняемой по основной должности педагог-организатор, наименование должности «педагог-организатор» не предусмотрено Списком от <Дата><№..>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что < Ф.И.О. >6 в спорный период регулярно по совместительству осуществляла по месту своей основной работы педагога-организатора, работу учителя-предметника и выполняла определенный объем учебной нагрузки. За этот период ей производилась тарифицируемая оплата труда. Работа выполнялась в свободное от основной работы время. В связи с этим, суд первой инстанции счел выполняемую < Ф.И.О. >6 работу учителя работой по совместительству. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы < Ф.И.О. >6 с <Дата> по <Дата> в должности педагога-организатора в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе <№..><Адрес...> муниципального образования <Адрес...> подлежит включению в стаж педагогической деятельности, поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что < Ф.И.О. >6, работая в должности «педагога-организатора», осуществляла педагогическую и воспитательную деятельность учителя. Суд первой инстанции указал, что обе редакции приказа <№..> от <Дата> подтверждают тот факт, что < Ф.И.О. >6 с <Дата> была принята на условиях совместительства работы «педагога-организатора» с работой учителя-предметника. Данные приказы не противоречат друг другу и подтверждают начало оспариваемого периода работы истца в данном учреждении. Истцу с 2007 г. по 2013 г. систематически передавались часы работы учителя-предметника: русского языка и литературы, кубановедения, истории, обществознания, географии, основ медицинских знаний, согласно представленных в материалы дела приказов. Также, проанализировав предоставленные приказы «Об установлении доплат и надбавок педагогическим работникам школы» суд первой инстанции установил, что истец < Ф.И.О. >6 в данных приказах указана как учитель географии и кубановедения, вместе с тем, на истца было возложено классное руководство, что также подтверждается внутренними приказами учреждения, а также классными журналами за 2007 г. – 2013 г. Суд указал, что < Ф.И.О. >6 была протарифицирована именно как учитель и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя. Ведение работы педагога-организатора также входило в ее непосредственные обязанности. При этом работа учителя – предметника и работа педагога-организатора представляли собой суммарное выполнение педагогической и воспитательной работы. При таких обстоятельствах при условии выполнения в оспариваемый период суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя, но и педагога-организатора в том же учебном заведении за ставку заработной платы учителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для включения спорного периода в стаж работы истца для назначения пенсии.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в виду нижеследующего.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с <Дата>.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 03.10.2018г. № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии установлены в ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализациистатей 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от <Дата>г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с пп. «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Списокдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныйпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Списокдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положенийабзаца третьего пункта 3указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <Дата>г. по <Дата>г. включительно;

Списокпрофессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона < Ф.И.О. >2 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >2", утвержденный постановлением < Ф.И.О. >2 от <Дата>г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положенийпункта 2указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <Дата>г. по <Дата>г. включительно;

Переченьучреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение кпостановлению< Ф.И.О. >3 от <Дата>г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <Дата>г.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением:

Правилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии состатьями 27и28Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Правилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При оценке трудовой деятельности истца в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", судебной коллегией установлено, что права на установление досрочной страховой пенсии у < Ф.И.О. >6 не имеется, ввиду отсутствия у последней 25 лет требуемого специального стажа педагогической деятельности.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, правомерно не включен период работы истца с <Дата> по <Дата> – в должности педагога-организатора в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...>.

В целях реализации пенсионных прав педагогических работников нормативные акты применяются последовательно соответственно периодам работы:

с <Дата> - списокдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныепостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781, согласно которых данные периоды работы могут засчитываться в специальный стаж за всю трудовую деятельность.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Таким образом, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то страховая пенсия по старости ранее достижения возраста может назначаться и без истребования дополнительных документов.

Однако в тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

Согласно записям представленной трудовой книжки АТ-IV <№..> от <Дата>, < Ф.И.О. >6<Дата> была принята на основании приказа<№..>-а от <Дата> в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <№..><Адрес...>ёвского на должность педагога-организатора, <Дата> принята учителем кубановедения по внутреннему совместительству, при этом, оставлена педагогом-организатором с <Дата>.

Утвердив Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии сподпунктом19 пункта1 статьи27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правительство РФ постановлением от <Дата> N 781 утвердило в нем перечень наименований должностей, где пунктом 1 раздела «Наименование должностей» наименование «педагог-организатор» не предусмотрено.

Таким образом, при оценке периода трудовой деятельности, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом норм пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения педагогической деятельности истцом, то есть с учетом постановленияПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", у < Ф.И.О. >6 отсутствует право на установление досрочной страховой пенсии, поскольку Списком, утв. постановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781, пунктом 1 раздела «Наименование должностей» должность – педагог-организатор, в которой истец осуществляла свою трудовую деятельность в период с <Дата> по <Дата>, не предусмотрена.

Как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781, периоды выполнявшейся до <Дата>г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <Дата>г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В тоже время, согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных впункте1.1раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных)и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Таким образом, основным требованием для включения в специальный стаж периодов трудовой деятельности учителей «сельских» общеобразовательных школ, является документально подтвержденный факт работы на штатной должности, независимо от выполняемой нагрузки.

Истцом, как суду первой, так и суду апелляционной инстанции, не представлено документов, подтверждающих работу в должности, предусмотренной Списком, утв. постановлениемПравительства Российской Федерации от <Дата>г. N781, на полную ставку.

С учетом особенностей работы по совместительству педагогических работников, они вправе осуществлять работу по совместительству, что значит выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях.

Согласно статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом на должность, предусмотренную штатным расписанием.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Таким образом, под совмещением должностей (профессий) следует понимать выполнение работы по должностям (профессиям) с разными наименованиями, но без занятия штатной должности. При совмещении должностей (профессий) работа производится в основное рабочее время и не включается в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации приняло Постановление от <Дата> N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

В соответствии с п. 2 Постановления Минтруда РФ от <Дата> N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (пп. «в»); педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой (пп. «е»). Выполнение работ, указанных в подпунктах "в","е" допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Согласно п. 1 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного Постановлением Госкомтруда < Ф.И.О. >3, Минюста < Ф.И.О. >3 и ВЦСПС от <Дата> N 81/604-К-3/6-84 (действовавшего до <Дата>), совместительство есть выполнение работником помимо своей основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

При рассмотрении вопросов о возможности исчисления выслуги лет работникам образования с учетом работы по совместительству следует руководствоваться пунктом 8 Перечня работ, которые не считаются совместительством для педагогических работников (приложение к указанному Положению).

В соответствии с пунктом 8 Перечня педагогическая работа руководящих и других работников учебных заведений без занятия штатной должности в том же предприятии, учреждении, организации работой по совместительству не считается. Поэтому выполнение руководящими и другими работниками учебных заведений, основная работа которых не дает право на пенсию за выслугу лет, педагогической нагрузки в том же учреждении не принимается во внимание при решении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление < Ф.И.О. >6 часов педагогической нагрузки являлось работой по совместительству, основан на неверном толковании норм материального права и является ошибочным.

Судебной коллегией установлено, что с целью подтверждения факта работы < Ф.И.О. >6 учителем кубановедения и географии на условиях совместительства с <Дата> по <Дата> ответчиком была проведена проверка первичных документов МОБУ СОШ <№..><Адрес...>ёвского муниципального образования <Адрес...>, в результате которой документов, подтверждающих факт занятия штатной должности учителя не обнаружено.

Доводы искового заявления о том, что кадровое делопроизводство в школе не велось на должном уровне, судебная коллегия считает несостоятельными, так как сведениями персонифицированного учета, которые пополнялись работодателем в хронологическом порядке с учетом бухгалтерских документов (лицевые счета по заработной плате), факт льготной работы < Ф.И.О. >6 также не подтвержден.

В ходе проверки учебного заведения установлено, что на основании приказа от <Дата><№..>< Ф.И.О. >6 – педагогу-организатору с <Дата> были переданы 2 часа кубановедения и 6 часов географии от < Ф.И.О. >11 (то есть выполнялась педагогическая нагрузка, а не работа по совместительству).

В книге приказов на 2007 год обнаружен еще один приказ под таким же номером и от такой же даты (от <Дата><№..>), но другого содержания: «Принять на работу учителем кубановедения по совместительству, оставив педагогом-организатором с <Дата> с недельной нагрузкой 8 часов кубановедения», который вклеен в книгу приказов позднее.

На основании издания приказа от <Дата><№..> о зачислении учителем кубановедения по внутреннему совместительству с <Дата> работодателем указаны документы за 2007-2013 годы, тарификационные списки, лицевые счета и приказы по школе. Вместе с тем, факт зачисления заявительницы на штатную должность учителя на условиях совместительства из названных документов не усматривается: предоставление отпусков осуществлялось по основной должности педагога-организатора и совмещаемой должности секретаря-машиниста (0,5 ставки), начисление заработной платы производилось по основной должности педагога-организатора за 0,5 ставки секретаря-машиниста и за 8 часов педагогической нагрузки учителя кубановедения, географии; доплаты как учителю географии, кубановедения осуществлялись за выполнение классного руководства и заведование кабинетом.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

Как следует из акта <№..> проверки факта в должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, < Ф.И.О. >6 от <Дата> в школе имеется два приказа от одной даты под одним аналогичным номером. При этом, именно во втором приказе, вклеенном в книгу приказов несвоевременно, содержится информация о работе < Ф.И.О. >6 по совместительству. Однако, данный приказ вызывает сомнение в его достоверности, а, соответственно, судебная коллегия считает данный приказ неправомерно принятым судом первой инстанции в качестве доказательства.

Для установления характера работы истца, судом первой инстанции были допрошены свидетели < Ф.И.О. >12, < Ф.И.О. >13 и < Ф.И.О. >14

Однако, суд первой инстанции не учел, что в силу части 3 статьи 14Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, следовательно, правовых оснований для допроса свидетелей у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от <Дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от <Дата> N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <Дата> N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

При этом, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Однако суд первой инстанции указанные нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не учел.

При таком положении, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований < Ф.И.О. >6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Суд первой инстанции изложенные, значимые для дела обстоятельства не учел, в связи с чем, вынес неправильное решение, которое по основаниям ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.

Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, выносит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии с момента первоначального обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя ответчика – зам. начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) < Ф.И.О. >1 – удовлетворить.

Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от <Дата> – отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <Адрес...> Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии с момента первоначального обращения.

< Ф.И.О. >15< Ф.И.О. >18

Судьи: < Ф.И.О. >17

Д.В. Золотов

Судья: < Ф.И.О. >4 Дело <№..>

По первой инстанции <№..> УИД 23RS0<№..>-13