ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10289/14 от 29.05.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья – Шевелев Н. С. Дело № 33-10289/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 мая 2014 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

 в составе:

 председательствующего Дунюшкиной Н. В.

 судей Роговой С. В., Зенина В. А.

 по докладу судьи Роговой С. В.

 при секретаре Корольковой А. А.

 с участием прокурора Стукова Д. Г.

 слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности администрации г. Сочи – ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 марта 2014 года.

 Заслушав доклад судьи краевого суда, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи Краснодарского края, в части неисполнения обязанности по организации на территории Лазаревского района г.Сочи специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе перевозящих опасные грузы и обязании администрации г.Сочи Краснодарского края создать специализированную стоянку автомобильного транспорта на территории Лазаревского района г. Сочи и обеспечить финансирование работ по ее оборудованию.

 Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 марта 2014 года заявление прокурора полностью удовлетворено.

 Не согласившись с данным судебным актом, администрация г. Сочи Краснодарского края в лице представителя ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции, как принятого незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, также представитель полагает, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших дополнений к ней, заслушав в судебном заседании – объяснения представителя по доверенности администрации г. Сочи Краснодарского края – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просившего решение суда отменить, прокурора Стукова Д. Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия полагает решение районного суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.

 Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Согласно Закону Краснодарского края от <...> №679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа», Лазаревский район входит в муниципальное образование г.-к. Сочи, является внутригородским округом (районом). Деятельность администрации района осуществляется на основании Положения об администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от <...> № 24. В ходе проверки установлено, что администрацией г. Сочи Краснодарского края во исполнение требований Закона Краснодарского края от <...> № <...> «О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств» было вынесено постановление от <...> <...> «О диспетчеризации (мониторинге) перемещения и хранения задержанных транспортных средств». Распоряжением Главы города Сочи от <...> № <...> утвержден перечень территорий, рекомендованных для организации специализированных муниципальных стоянок для хранения брошенных, бесхозяйных и задержанных транспортных средств, в том числе перевозящих опасные грузы. В Лазаревском районе г.Сочи специализированную стоянку предполагалось разместить по адресу: г.Сочи, <...>, ул. <...>, <...>. Вместе с тем, как указал прокурор, на территории Лазаревского района г. Сочи до настоящего времени специализированная стоянка для хранения задержанных транспортных средств, в том числе перевозящих опасные грузы, не создана, что подтверждается информацией командира роты <...> полка ДПС ГИБДД г. Сочи от <...> №<...>. Указанное обстоятельство свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления должным образом мер по организации на территории Лазаревского района г. Сочи специализированных автостоянок.

 Принимая по делу решение об удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов. Создание на территории муниципального образования муниципальных специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств является одним из видов названной выше дорожной деятельности, соответственно, обязанностью муниципального образования.

 Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.

 Согласно ч. 1 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

 В силу ч. 10 ст. 27.13 названного Кодекса перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ.

 Из приведенного выше следует, что специализированные стоянки предназначены для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, и полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями (ст. ст. 1.3, 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <...> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

 Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ (далее – дорожная деятельность), регулируются Федеральным законом от <...> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Принимая во внимание, что специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств не являются объектами, входящими в состав автомобильных дорог, их создание не может быть отнесено ни к дорожной деятельности, ни к деятельности по использованию автомобильных дорог.

 Кроме того, правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяются Федеральным законом от <...> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу ст. 2 которого обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

 В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

 Из правового анализа приведенного федерального законодательства следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не отнесено.

 Действующие федеральные нормы возлагают на органы местного самоуправления обеспечение безопасности дорожного движения исключительно в рамках предоставленных полномочий по осуществлению дорожной деятельности, которая не включает в себя создание специализированных стоянок.

 Законом Краснодарского края от <...> № 2508-КЗ «О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств» установлен перечень полномочий органов местного самоуправления, в который организация на территории муниципального образования муниципальных специализированных стоянок, не включена.

 Между тем, ст. 19 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

 Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

 Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

 Из изложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ может передать свои полномочия органам местного самоуправления, соблюдая при этом требования действующего законодательства, т.е. с разрешением вопроса о финансировании мер по организации специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

 Следовательно, правовых оснований возлагать обязанность по созданию специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на органы местного самоуправления в федеральном законодательстве не установлено.

 Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

 При таких обстоятельствах и с учетом норм п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам краевого суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Апелляционную жалобу представителя по доверенности администрации г.Сочи – ФИО1 – удовлетворить.

 Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6марта 2014 года – отменить.

 Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:

 В удовлетворении заявления прокурора Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи Краснодарского края, в части неисполнения обязанности по организации на территории Лазаревского района г.Сочи специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе перевозящих опасные грузы и обязании администрации г.Сочи Краснодарского края создать специализированную стоянку автомобильного транспорта на территории Лазаревского района г. Сочи и обеспечить финансирование работ по ее оборудованию –отказать.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий:

 Судьи: