Судья Петрова О.С. | № 33-1029-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 12 апреля 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Науменко Н.А. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации ЗАТО город Североморск о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма
по апелляционной жалобе ФИО4на решение Североморского районного суда Мурманской области от 26 января 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации ЗАТО г. Североморск о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением из муниципального жилищного фонда по договору социального найма отказать».
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., выслушав возражения против доводов жалобы представителя администрации ЗАТО г. Североморск ФИО5 и представителя Правительства Мурманской области ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО г. Североморск о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что проживает в Государственном областном автономном учреждении социального обслуживания населения «Североморский специальный дом для одиноких престарелых» (далее – ГОАУСОН «ССДОП»).
При заселении в ГОАУСОН «ССДОП» передала в собственность Мурманской области по договору дарения от _ _ , заключенному с Правительством Мурманской области, однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: ....
В настоящее время отказывается проживать в ГОАУСОН «ССДОП» в связи с отсутствием в учреждении надлежащей медицинской помощи, активной социальной жизни, а также увеличением стоимости проживания.
Ссылаясь на пункт 2.7 Положения о порядке, условиях предоставления и пользования жилыми помещениями в специальных домах для одиноких престарелых, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2007 № 424-ПП/16, предусматривающий, что в случае отказа от проживания в специальном доме граждане, сдавшие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение, полагает, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказ администрации ЗАТО г. Североморск в предоставлении жилого помещения полагает незаконным.
Ссылаясь на статьи 15, 18, 40, 45, 46, 54, 55 Конституции Российской Федерации, статьи 4, 5, 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 6, 11, 12, 15, 671, 672, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит признать за ней право на внеочередное обеспечение жилым помещением из муниципального жилищного фонда по договору социального найма и обязать администрацию ЗАТО г. Североморск обеспечить ее во внеочередном порядке жилым помещением из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Истец ФИО4, надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела, в судебное не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации ЗАТО г. Североморск ФИО7 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Правительства Мурманской области ФИО6 в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Министерство социального развития Мурманской области, надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства, заявило о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на наличие предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, послужившие основанием для обращения с настоящим заявлением.
Выражает несогласие с выводом суда о возможности внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда только тем гражданам, которые до предоставления им жилых помещений в специализированном доме проживали в жилых помещениях муниципального, государственного жилищного фонда, а затем освободили и передали их в установленном порядке соответствующим уполномоченным органам, осуществляющим управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Ссылаясь на пункт 2.7 Положения о порядке, условиях предоставления и пользования жилыми помещениями в специальных домах для одиноких престарелых, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2007 № 424-ПП/16, полагает, что поскольку принадлежащая ей ранее на праве собственности однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., является жилым помещением и находится в доме, относящемся к муниципальному жилищному фонду, она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Министерства социального развития Мурманской области ФИО8, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представитель третьего лица Министерства социального развития Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений по владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Приведенные положения закона суд правильно применил при разрешении настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 на основании договора дарения от _ _ передала Правительству Мурманской области принадлежащую ей на праве собственности однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: ... (л.д. 13-14).
Распоряжением Правительства Мурманской области от 07 июля 2008 года № 258-РП «О приеме недвижимого имущества в государственную собственность Мурманской области» указанная квартира принята на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области и закреплена на праве оперативного управления за управлением делами Правительства Мурманской области (л.д. 77).
Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 09 ноября 2010 года № 415 данное жилое помещение закреплено за государственным учреждением здравоохранения «Мурманский областной онкологический диспансер» (в настоящее время - государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманский областной онкологический диспансер», далее – ГОБУЗ «МООД») на праве оперативного управления (л.д. 78-80).
В соответствии с приказом аппарата Правительства Мурманской области от 29 марта 2013 года № 70-ОД указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд Мурманской области и отнесена к категории служебных жилых помещений (л.д. 81).
На основании заявления о предоставлении жилого помещения в специальном доме для одиноких престарелых от _ _ и путевки комитета по труду и социальному развитию Мурманской области от _ _ ФИО4 принята в государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Североморский специальный дом для одиноких престарелых».
_ _ с ФИО4 заключен договор найма жилого помещения в специальном доме для одиноких престарелых, в соответствии с условиями которого ФИО4 передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение в Специальном доме, являющееся государственной собственностью Мурманской области и находящееся в оперативном управлении названного учреждения, для постоянного проживания в нем, расположенное по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 33,8 кв.м.
В настоящее время истец отказывается проживать в ГОАУСОН «ССДОП», в связи с чем обращалась в администрацию ЗАТО г. Североморск, а затем в администрацию г. Мурманска с просьбой о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Проанализировав приведенные положения закона, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь действующими нормами жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 требований.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец не относится к категории граждан, указанных в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в том числе к числу граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив, что ФИО4 ранее принадлежащую ей на праве собственности ... в ... в муниципальный жилищный фонд ЗАТО г. Североморск не сдавала, администрацией ЗАТО г. Североморск в установленном порядке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не принималась, а также то обстоятельство, что администрация ЗАТО г. Североморск в установленном законодательством порядке не наделялась государственными полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, отказавшихся от проживания в специальном доме и ранее безвозмездно передавших принадлежащие им на праве собственности в собственность Мурманской области жилые помещения, суд пришел к выводу, что основания для возложения на администрацию ЗАТО г. Североморск обязанности по обеспечению истца во внеочередном порядке жилым помещением из муниципального жилищного фонда по договору социального найма отсутствуют.
Оснований для признания данного вывода суда неправильным судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, примененных судом при разрешении спора.
Данных о том, что истец обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилье граждан, материалы дела не содержат, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан не принималось.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у нее права на внеочередное обеспечение жилым помещением, поскольку принадлежащая ей ранее на праве собственности однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., находится в доме муниципального жилищного фонда, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обосновано признаны судом основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Так, подпунктом «а» пункта 1.5 и пункта 2.4.1 действовавшего до 11 июля 2016 года Положения о порядке, условиях предоставления и пользования жилыми помещениями в специальных домах для одиноких престарелых, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2007 № 424-ПП/16, было предусмотрено, что жилые помещения в специальном доме, то есть доме системы социального обслуживания населения, предоставляются одиноко проживающим пенсионерам (женщинам старше 50 лет, мужчинам старше 55 лет) при условии освобождения и передачи в установленном порядке занимаемых ими жилых помещений муниципального, государственного жилищного фонда соответствующим уполномоченным органам, осуществляющим управление государственным и муниципальным жилищным фондом, и освобождения и безвозмездной передачи в собственность Мурманской области жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
При этом в соответствии с пунктом 2.7 данного Положения в случае отказа от проживания в специальном доме граждане, сдавшие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не могло быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.
Следовательно, как правильно указано в решении суда, названное положение предусматривало возможность внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда только тем гражданам, отказавшимся от проживания в специальном доме, которые до предоставления им жилых помещений в специализированном доме проживали в жилых помещениях муниципального, государственного жилищного фонда, а затем освободили и передали их в установленном порядке соответствующим уполномоченным органам, осуществляющим управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Пунктом 3 постановления Правительства Мурманской области от. 08.07.2016 № 336-ПП «О перепрофилировании государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Североморский специальный дом для одиноких престарелых» также рекомендовано главам администраций муниципальных образований рассмотреть возможность возврата ранее занимаемых жилых помещений или внеочередного предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда гражданам, сдавшим жилые помещения в муниципальный жилищный фонд в связи с переселением в специальный дом.
Вместе с тем, порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, у которых жилые помещения находились в собственности и которые эти жилые помещения освободили и безвозмездно передали в собственность Мурманской области в связи с переселением в специальный дом, в случае их отказа от проживания в специальном доме определен не был и, в том числе, не было предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением является законным и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны изложенным в исковом заявлении, которым дана правовая оценка судом. Несогласие истца с оценкой имеющихся в деле доказательств отмену решения суда не влечет, поскольку иных доказательств опровергающих выводы суда, истцом не представлено.
Судебной коллегией не установлено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при вынесении судом первой инстанции решения.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 26 января 2017года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий: | |
Судьи: |