ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-102/18 от 23.01.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Семенова Т.А. № 33-102/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2018 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Захаровой Л.В., Яроцкой Н.В.,

при секретаре Никандровой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Псковского городского суда Псковской области от 26 октября 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 29 сентября 2016 года об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать ФСИН России поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31 октября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ответчиков ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителя истца ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Псковской области о признании решения комиссии незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет для получения указанной меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 проходил службу в органах условно-исполнительной системы с 01 сентября 2000 года по 14 июня 2016 года.

31 октября 2014 года ФИО1 обратился с рапортом и необходимыми документами в территориальную подкомиссию УФСИН России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

10 ноября 2014 года на заседании подкомиссии было принято решение направить представленный истцом пакет документов в ФСИН России.

14 июня 2017 года ФИО1 получил выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий, которое, по мнению комиссии, выразилось в снятии с регистрационного учета в 2014 году из жилого помещения по месту жительства матери.

Считая отказ комиссии незаконным и нарушающим его права, истец с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просит признать незаконным решение комиссии, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России поставить его на учет для получения указанной социальной выплаты с 31 октября 2014 года.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Псковской области ФИО2 с требованиями не согласился, пояснив, что основанием к отказу истцу в предоставлении социальной выплаты послужило намеренное ухудшение в 2014 году жилищных условий, которое выразилось в снятии с регистрационного учета по месту жительства матери по адресу: ***.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение, которым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что оспариваемое решение жилищной комиссии ФСИН России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной выплаты соответствует закону и прав заявителя не нарушает, поскольку было принято на основании представленных им документов в отсутствие сведений о собственнике жилого помещения.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно ч. 8 ст. 4 указанного выше Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Порядок и условия предоставления единовременной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.

В силу п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Согласно п. 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 проходил службу в ФКУ «***» на аттестованной должности с 01 сентября 2000 года. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 31 октября 2014 года составляла 14 лет 02 месяца.

С 17 декабря 1982 года по 06 октября 2014 года ФИО1 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, состоящем на балансе СПК «***» и предоставленном для временного проживания матери истца А.Н.Д., которая сохраняет в нем регистрацию по настоящее время.

31 октября 2014 года истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о принятии его на учет для получения указанной меры социальной поддержки.

На основании решения подкомиссии от 10 ноября 2014 года, оформленного протоколом № 12, пакет документов ФИО1 был направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.

Поскольку в установленный законом срок документы истца в ФСИН России рассмотрены не были, ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании данного бездействия.

Решением Псковского городского суда от 12 мая 2016 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования ФИО1 удовлетворены частично. Указанными судебными актами на ФСИН России была возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 и принять решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, о принятом решении уведомить заявителя в письменном виде в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением ФСИН России от 29 сентября 2016 года ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2014 году. Непосредственным основанием данного отказа послужило снятие истца с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: ***, которое, по мнению комиссии, принадлежит на праве собственности его матери А.Н.Д.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ФИО1 самостоятельного права в отношении жилого помещения, которое было предоставлено его матери в качестве служебного, а также временного характера пользования самой А.Н.Д. домом по адресу: ***, ограниченного периодом трудовых отношений с СПК «***».

При таких обстоятельствах суд, правомерно руководствуясь ч. 8 ст. 4 вышеназванного Закона признал незаконным решение ФСИН России от 29 сентября 2016 года об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Поскольку имеющийся у истца стаж работы и его жилищные условия отвечают условиям, с которыми законодатель связывает возможность предоставления работникам уголовно-исполнительной системы соответствующей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и доказательств обратного ответчиком не представлено, суд правильно возложил на ФСИН России обязанность по постановке ФИО1 на соответствующий учет с 31 октября 2014 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приложенные к рапорту ФИО1 документы не подтверждали право собственности СПК «***» на вышеуказанный дом и не исключали возможности его занятия А-выми на условиях договора социального найма, а комиссия не наделена правом самостоятельно запрашивать необходимые документы, не могут быть поводом для отмены решения суда исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, к своему рапорту ФИО1 в числе прочих документов приложил выписку из похозяйственной книги, из которой следует, что с 17 декабря 1982 года по 06 октября 2014 года он был зарегистрирован по месту жительства в доме, собственником которого является СПК «***».

Кроме того, принадлежность дома СПК «***» была подтверждена справкой этого сельскохозяйственного предприятия.

При этом никаких данных о принадлежности дома матери ФИО1 приложенные к его рапорту документы не содержали.

В этих условиях у комиссии не имелось оснований для вывода о снятии истца в 2014 году с регистрационного учета из жилого дома, принадлежащего на праве собственности его матери А.Н.Д., а поэтому оспариваемое решение, основанное на соответствующем утверждении, не может быть признано законным.

В соответствии с п. 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 и действовавшего на момент рассмотрения территориальной подкомиссией вопроса о направлении в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке ФИО1 на учет, территориальные подкомиссии проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.

Таким образом, полнота документов, необходимых для принятия комиссией решения о постановке либо об отказе в постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты проверялась территориальной подкомиссией, однако, как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае данная обязанность при проверке пакета документов, предоставленных ФИО1, подкомиссией выполнена не была, в связи с чем при разрешении спора суд правомерно принял от истца дополнительные документы, позволяющие проверить наличие у него права на получение единовременной социальной выплаты.

Поскольку с учетом этих документов снятие истца в 2014 году с регистрационного учета из жилого дома по адресу: ***, не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, судом принято законное и обоснованное решение о защите его прав.

Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий: Ельчанинова Г.А.

Судьи: Захарова Л.В.

Яроцкая Н.В.