Судья Яковлева Л.М. Дело № 33-102/2019
Докладчик Леснова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Лесновой И.С., Скипальской Л.И.,
при секретаре Ивашкиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2019 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Ежовой О.П. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии в части снятия с очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии в части отказа во включении в сводный список граждан, по апелляционной жалобе представителя Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Устинова В.Л. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ежова О.П. обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее – ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии в части снятия с очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии в части отказа во включении в сводный список граждан.
В обоснование заявления Ежова О.П. указала, что она служила в органах уголовно-исполнительной системы с 24 июня 1998 г. по 20 июня 2017 г. и уволена со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, выслуга составила 19 лет 6 месяцев 13 дней. Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/5 от 14 января 1999 г, она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 июля 1998 г., как проживающая в общежитии. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия от 24 мая 2018 г. № 2 она признана участником Основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации в 2019 г. (далее – «Основное мероприятие»). Однако решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 июля 2018 г. № 5 постановка истца на учет признана необоснованной и отказано во включении в список граждан –участников указанного «Основного мероприятия» в 2019 г. по УФСИН России по Республике Мордовия, документы направлены ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия для рассмотрения вопроса правомерности нахождения Ежовой О.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК -5 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 августа 2018 г. № 5 Ежова О.В. была снята с соответствующего учета в связи с тем, что ко времени постановки на учет она проживала в общежитии менее трех лет. Просила суд с учетом дополнений признать незаконными протокол жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 июля 2018 г. № 5 в части отказа во включении в сводный список граждан участников «Основного мероприятия» и протокола жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 августа 2018 г. № 5 в части исключения Ежовой О.П. из списка очередности на улучшение жилищных условий, незаконными. Обязать ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия восстановить её в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать жилищную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия включить её в сводный список граждан участников «Основного мероприятия» в 2019 г. по УФСИН России по Республике Мордовия, с составом семьи 4 человека.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. исковые требования Ежовой О.П. удовлетворены. Судом постановлено признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 августа 2018 г. № 5 в части исключения Ежовой О.В. из списка очередности на улучшение жилищных условий.
Обязать ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия восстановить Ежову О.П. в списках граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия с даты фактической постановки на учет с 15 июля 1998 г., с составом семьи из трех человек.
Признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 июля 2018 г. № 5 в части отказа во включении в сводный список граждан участников «Основного мероприятия».
Обязать жилищную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия включить Ежову О.П. в сводный список граждан – участников Основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации в 2019 г. по УФСИН России по Республике Мордовия, с составом семьи 4 человека.
Не согласившись с принятым по делу решением представитель УФСИН России по Республике Мордовия Устинов В.Л. в апелляционной жалобе считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не учтен тот факт, что Ежова О.П. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на три года раньше, чем это должно быть осуществлено в соответствии с Постановлением Совмина МАССР и Президиума облсофпрофа от 3 декабря 1984 г. № 518. Суд не учел нормы статьи 56 часть 1 пункт 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случая выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи с чем просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Варданян Р.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца Варданян Р.С не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял.
Представитель ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия и и третье лицо Ежов П.П. в суд не явились, просят дело рассмотреть в его отсутствие.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Ежовой О.П., представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В., третьего лица Ежова П.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ежова О.П. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с 24 июня 1998 г. по 20 июня 2017 г., а именно в Учреждении ЖХ-385/5, в дальнейшем переименованном в ФБУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия, а затем переименованном в ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия, в том числе с 22 июля 2016 г. по 14 сентября 2016 г. в ФКУ ИК - 13 УФСИН России по Республике Мордовия, её выслуга составила 19 лет 6 месяцев 13 дней.
Из учетного дела Ежовой О.П. следует, что она 15 июля 1998 г. подала рапорт на имя начальника ЖХ-385/5 о постанове на учет в очередь на улучшение жилищных условий с семьей 3 человека, проживает в общежитии и на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 14 января 1999 г. она поставлена на жилищный учет с 15 июля 1998 г. под регистрационным номером 5.
Согласно спискам очередности граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий по состоянию на 2002 г., 1 апреля 2010 г., 2016 г., 1 июля 2017 г., 1 июня 2018 г. по Учреждению ЖХ-385/5, ФБУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия, Ежова О.П. состоит в указанной очереди с 15 июля 1998 г. с составом семьи 3 человека, проживает в общежитии.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия от 24 мая 2018 г. № 2 Ежова О.П. признана участником Основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации в 2019 г.
Из справки, выданной Зубово-Полянским производственным участком филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия № 218 от 18 августа 2018 г. уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Республике Мордовия, сведений о наличии зарегистрированной за Ежовой О.П. и членами её семьи жилого помещения не имеется.
Согласно справки администрации Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 19 июня 2018 г. № 604 Ежова О.П. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> общежитие, с составом семьи 4 человека.
Решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 6 июля 2018 г. № 5 постановка Ежовой О.П. на учет признана необоснованной и отказано во включении в список граждан –участников указанного «Основного мероприятия» в 2019 г. по УФСИН России по Республике Мордовия, документы направлены ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Республике Мордовия для рассмотрения вопроса правомерности нахождения Ежовой О.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК -5 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 августа 2018 г. № 5 постановлено, что Ежова О.В. неправомерно находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и снята с соответствующего учета в связи с тем, что ко времени постановки на учет она проживала в общежитии менее трех лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имелось достаточных оснований для снятия истца с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку при постановке её на учет в июле 1998 г. истец недостоверных сведений относительно своей нуждаемости в улучшении жилищных условий не предоставлял, кроме того, такое дополнительное условие для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как длительность проживания, в отношении граждан, проживающих в общежитиях (пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР) законодателем не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Согласно статье 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет истца, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
В соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР, пунктом 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи кодекса.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 г., право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях часть 1 статьи 56 ЖК РФ называет случай выявления в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу приведенной нормы материального права, каждое из названных в ней условий является достаточным для принятия решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, как правильно, указал суд первой инстанции, не любые нарушения, допущенные должностными лицами при принятии решения о постановке гражданина на учет, являются достаточными для снятия гражданина с учета. Неправомерность таких действий должна иметь своим следствием незаконную постановку гражданина на учет, т.е. постановку гражданина на учет при отсутствии у него права быть принятым на учет в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия решения о принятии на учет. Формальные нарушения со стороны должностных лиц не могут являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
Ссылка ответчика на постановление Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 03 декабря 1984 № 525, которым были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР (далее Правил), а именно на пункт 7 подпункт «д», которым предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие свыше 3 лет в общежитиях, за исключением определенных категорий лиц, необоснованна.
При этом ответчик не учел правовую позицию, изложенную в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. (дело N КАС03-413), предусматривающей, что в соответствии с пунктом 5 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В названной норме урегулированы вопросы о конкретном основании для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание в общежитии, за исключением...) и об условиях такого проживания. Возможность введения в качестве дополнительного условия к основанию признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий какого-либо срока проживания в общежитии не предусмотрена, в отличие от пункта 6 статьи 29 ЖК РСФСР, в котором законодатель обусловил конкретное основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание граждан на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда...) необходимостью учета длительности такого проживания.
Таким образом, законодатель в качестве дополнительного условия для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий длительность проживания предусмотрел лишь в отношении граждан, проживающих на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда (пункт 6 статьи 29 ЖК РСФСР), не установив такого условия в отношении граждан, проживающих в общежитиях (пункт 5 статьи 29 ЖК РСФСР). В связи с этим пункт 7 Правил в оспариваемой части издан в 1984 г. с превышением полномочий, неправомерно введено дополнительное условие для признания граждан, проживающих в общежитиях, нуждающимися в улучшении жилищных условий, срок проживания таких граждан в общежитии не менее 3 лет, ограничившее права указанных граждан на постановку на учет, а следовательно, и на предоставление жилых помещений.
Довод апеллянта о том, что до момента постановки Ежовой О.П. в очередь неправомерность действий должностных лиц выразилась в невыполнении условий о трехлетнем проживании истца в общежитии, основан на неправильном толковании нор материального права, поскольку в силу части 2 статьи 11 ГПК РФ положения подпункта «д» пункта 7 Правил в части установления трехлетнего срока проживания в общежитии не могли применяться на момент постановки истца на учет, так как противоречили нормативному правовому акту, имеющему наибольшую юридическую силу, а именно пункту 5 статьи 29 ЖК РСФСР.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям норм материального, процессуального права и считает, что доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Республике Мордовия не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку все они уже были предметом исследования, оснований для иной их оценки не имеется, кроме того основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Устинова В.Л.- без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судья И.С. Леснова
Л.И. Скипальская