ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-102/2013 от 15.01.2013 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

  Судья Куранова Л.А.

 Судья-докладчик Быкова В.Б. Дело № 33-102/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 город Новосибирск 15 января 2013 года

 Судебная коллегия по гражданским делам

 Новосибирского областного суда

 в составе:

 Председательствующего Печко А.В.

 Судей Быковой В.Б., Плужникова Н.П.

 При секретаре Кирилловской К.О.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 17 октября 2012 года.

 Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения ФИО1, представителя Правительства Новосибирской области ФИО2, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Заельцовского района г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в котором просила обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области предоставить ей сертификат на приобретение жилого помещения площадью не менее 33 кв.м по нормативу средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья общей площади в размере 100 %, в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 на территории Новосибирской области.

 В обоснование заявленных требований указала, что она в 1998 году вынужденно выехала из района Крайнего Севера и переехала на постоянное место жительства в г. Новосибирск, поскольку Торгинская средняя школа Олекминского улуса Республики Саха (Якутии), где она работала, была закрыта на основании Распоряжения Администрации Олекминского улуса № 22 от 17.01.2002, а она была уволена, в связи с сокращением штата работников. Она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, номер общей очереди на 05.10.2011 составлял 1769. С 1999 года она временно проживает и состоит на регистрационном учете в г. Новосибирске в общежитии по адресу: <адрес>. При выезде из Республики Саха сертификат на получения жилья она не получала, с 1999 года она участвует в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера». В 2009 году она стояла в очереди участников программы под № 2. Затем номер очереди изменился, на №7, а затем на № 6. Однако в письме администрации Заельцовского района за № 7572 от 05.10.2011 указано, что её учетный номер в списке №1. До настоящего времени жилищный сертификат истице не предоставлен. Истица считает, что ее право на жилье нарушено, имело место необоснованное увеличение номера очереди и безосновательное не предоставление сертификата.

 Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 17.10.2012 в удовлетворении иска ФИО1 отказано (л.д.252-258).

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д.261-264). В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о строгом соответствии требованиям закона действий ответчиков при постановке в очереди не доказан, поскольку для этого необходимо было исследовать списки граждан, выехавших из района Крайнего Севера, с 1999 года, которые в материалах дела отсутствуют.

 Суд просил предоставить списки очередников, отработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 1999 года. Однако были представлены только списки с 2006 года и заявлено представителем правительства НСО, что списков с 1999 года нет, и апеллянт полагает, что сторонами неправомерно удерживает у себя доказательства. При этом сторона ответчика ссылается на то, что истица поставлена в список в соответствии с очередностью, а в списке ФИО1 состоит с 1999 года.

 Кроме того, суд не применил закон, подлежащий применению, поскольку не учел положение Постановления Правительства №879 от 20.12.2002 в редакции, действовавшей с 20.12.2002 по 14.11.2007, согласно которому увеличение граждан в списках было невозможно до 14.11.2007, то есть до изменения редакции пункта 20 Постановления Правительства № 879. При этом само обстоятельство, связанное с увеличением номера очереди истца, не определено судом как имеющее значение для дела.

 В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы подержала, представитель Правительства Новосибирской области ФИО2 возражала против доводов жалобы. Администрация Заельцовского района г. Новосибирска, Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области, ФИО3 будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд представителя не направили, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

 Проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе. Учитывая изложенное, оснований для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, не имеется.

 Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия, не находит оснований для её удовлетворения.

 Отказывая ФИО1 в возложении на министерство строительства и ЖКХ НСО обязанности предоставить ФИО1 сертификат на получение жилищной субсидии, суд первой инстанции, не ставя под сомнение право ФИО1 как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера – Олекминского района Республики Саха (Якутия), исходил из того, что в настоящее время очередь ФИО1 на получение данного сертификата еще не наступила.

 Как следует из материалов дела ФИО1 выехала из п. Торго Олекминского района Якутской АССР в 1998 году в г. Новосибирск, в связи с увольнением из Торгинской общеобразовательной школы по причине закрытия последней, а также в связи с ликвидацией (закрытием) самого поселка Торго Олекминского района. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 Ресбулика Саха (Якутия) и в частности Олекминский район отнесены к районам Крайнего Севера. При выезде с районов Крайнего Севера ФИО1 не получила сертификат на приобретение жилья (л.д.13,15,16).

 С марта 1999 года ФИО1 проживает в комнате №10 общежития, расположенного в здании № по <адрес> (л.д.12, 115, 121, 124, 133, 139).

 На основании распоряжения администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 13.05.1999 №346-р ФИО1 включена в льготный список граждан, пользующихся правом первоочередного улучшения жилищных условий, как выехавшая из района Крайнего Севера (л.д.85).

 С 31.07.1998 по 01.01.2003 условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть в момент постановки ФИО1 на учет, регулировался Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

 Статьей 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ было предусмотрено, что предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.

 В случае ликвидации организаций и закрытия городов, поселков и полярных станций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению органов государственной власти жилищная субсидия гражданам устанавливается в размере 100 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья (статья 6).

 С 01.01.2003 указанные условия установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

 Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ в первоначальной редакции было установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

 Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

 Статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ также в указанной редакции было предусмотрено, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

 Редакцией Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ вышеуказанные положения статей 1 и 2 были исключены, вместе с тем статьей 2 в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ законодатель указал, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

 Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

 Как было установлено, ФИО1 включена в льготный список граждан, пользующихся правом первоочередного улучшения жилищных условий, как выехавшая из района Крайнего Севера (л.д.85). Таким образом, ФИО1 на момент постановки на учет имела право первоочередного улучшения жилищных условий, то есть постановки в отдельный льготный список, имеющий приоритет перед иными лицами, при этом необходимо учитывать и внутреннюю очередность, формируемую с учетом даты постановки на учет.

 Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пунктом 2 которого установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. При этом в силу пункта 3 Положения полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут быть переданы органами исполнительной власти субъектов РФ органам местного самоуправления.

 В соответствии с подпунктом 29 пункта 12 Положения о министерстве строительства и ЖКХ НСО, утвержденного Постановлением губернатора НСО от 04.05.2010 №144 «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО», министерство строительства и ЖКХ по НСО осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненным к ним лицам; гражданам, признанным вынужденными переселенцами; гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

 Предоставление сертификатов производится в порядке очередности, согласно спискам, в Новосибирской области списки ведет министерство строительство и ЖКХ в соответствии с информацией, предоставленной органами местного самоуправления. Учет граждан осуществляют органы местного самоуправления.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на учете по Заельцовскому району г. Новосибирска, на 2012 год её номер, среди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, по району является первым, что подтверждается письмом администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 05.10.2011 №7572 (л.д.6).

 При этом на 2011 год, как следует их справки Мэрии г. Новосибирска от 15.09.2010 №2-4689, по городу Новосибирску её номер в льготной очереди является шестым (л.д.8).

 Вместе с тем, учитывая, что ведение и учет по Новосибирской области списков данных категорий граждан производит министерство строительства и ЖКХ по НСО, при установлении действительной очередности гражданина следует исходить из списков министерства строительства и ЖКХ по НСО.

 Так, в соответствии со Списком граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение жилищных субсидий по Новосибирской области по состоянию на 01.01.2006 ФИО1 стоит на учете под номером 54 с указание на год обращения за жилищной субсидией 13.05.1999 (л.д.197). В дальнейшем её учетный номер составлял: на 01.01.2007 – 53 (л.д.189), 01.01.2008 – 33 с учетом того, что списки были сформированы по социальным группам – инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры, к которым отнесена истица (л.д.180), 01.01.2009 – 33 (л.д.173), 01.01.2010 – 39 (л.д.167), 01.01.2011 – 41 (л.д.159), 01.01.2012 – 38 (л.д.151). При этом, как указано выше, с 01.01.2008 среди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей стала производиться градация и в первую очередь стали учитываться инвалиды 1 и 2 группы, затем пенсионеры, к которым и стали относить ФИО1

 Согласно Сводного «Списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», которые также велись Министерством строительства и ЖКХ по НСО очередь ФИО1 составляла: на 2008 год – 25 (л.д.226), на 2009 года – 25 (л.д.220), на 2010 год – 32 (л.д.215), на 2011 год – 35 (л.д.209), на 2012 год – 34 (л.д.203).

 В судебном заседании ФИО1 поясняла о нарушении очередности, при этом ставила вопрос, что она имеет преимущественное право на получение жилищного сертификата перед другими лицами, состоящими в очереди, однако данные доводы нельзя признать обоснованными, поскольку ФИО1 требования об оспаривании очередности в установленном законом порядке не заявлялись и судом соответственно не рассматривалось, исходя из очередности – даты обращения с заявлением, как указано в законе, перед ФИО1 имеются граждане, обратившиеся ранее, при этом доводы ФИО1 в той части, что она согласно извещения администрации Заельцовского района г.Новосибирска является первой и, соответственно, ей обязаны выдать соответствующий сертификат, в силу изложенного обоснованными признаны быть не могут.

 Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1575-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждански ФИО4 на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пунктом 20 Положения о регистрационном учете граждан, имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, включая установление категорий граждан, нуждающихся в таких мерах, и очередности их предоставления. Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

 Соответственно, положения Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусматривающие как в первоначальной, так и в действующей редакции социально-значимые категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий (статьи 1, 2 и 5), сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которая состоит в настоящее время на учете во второй группе очередности.

 Согласно как действующей, так и оспариваемой редакции пункта 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи/регистрации заявления о постановке на учет. Указанный порядок определения очередности - исходя из времени обращения за социальной выплатой, соответствующий также требованиям части второй статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. ФЗ от 17.07.2011 № 212-ФЗ), обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости и сам по себе также не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявительницы.

 Поскольку, как следует из представленных доказательств, в соответствующих списках находятся граждане, имеющие равное право на льготы, как и ФИО1, однако подавшие заявления ранее, например - Ф.И.О., (06.05.1999), Ф.И.О. (07.04.1999), ФИО. (15.10.1997) состоявшие в Списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение жилищных субсидий по Новосибирской области на 01.01.2006, то есть на период, когда номер очередности ФИО1 был 54, так и в соответствующем Списке по состоянию на 01.01.2012, где ФИО1 указана под номером 38, оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1, как правильно указал суд первой инстанции, не имеется, в силу чего доводы жалобы состоятельными признаны быть не могут, так как основаны на неверном толковании апеллянтом норм права.

 Нарушений норм процессуального права, влекущих отмены решения суда как о том указано в жалобе судебная коллегия не усматривает.

 При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда исходя из доводов, изложенных в жалобе.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

 определила:

 Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 17 октября 2012 года исходя из доводов, изложенных в жалобе, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи