ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10302/17 от 11.10.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мальцева О.А. Дело № 33-10302/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2017 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе:

председательствующего Еремина В.А.

судей Александровой Л.А., Колесниковой Л.В.,

при секретаре Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании права на получение субсидии, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании права на получение субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли – продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГ она и ее супруг Кенигсберг А.С. являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. В целях получения субсидии на оплату жилого помещения истец обратилась к ответчику с заявлением, представив свидетельства о рождении троих детей, свидетельство о праве собственности, договор об ипотеке, справки об отсутствии задолженности, а также иные документы, предусмотренные действующим законодательством для получения субсидии.

Управлением социальной защиты населения по <адрес> ей было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что максимальный совокупный доход семьи превышает размер платежей за коммунальные услуги.

Истец полагает, что вывод ответчика о совокупном доходе семьи в размере *** руб. не основан на нормах действующего законодательства, приводит расчет такового в размере *** руб. Семья дополнительных источников дохода, кроме указанных в заявлении, не имеет, среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного уровня, в связи с чем, ответчик обязан предоставить субсидию на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>.

На основании изложенного истец просит признать за ней право на получение субсидии на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать ответчика принять решение о предоставлении ФИО1 субсидии на оплату указанного жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

В судебном заседании истец, представитель третьего лица ФИО1 на иске настаивала в полном объеме. Пояснила, что ответчиком неправомерно учтены в качестве дохода денежные средства, поступающие для погашения ипотечного кредита. Данные платежи таковыми не являются, поскольку выплачиваются третьим лицом в счет погашения задолженности по договору займа. При обращении с заявлением на получение субсидии указанные суммы были задекларированы истцом как помощь родственников, ввиду отсутствия специальных познаний в данной сфере. Полагает, что при расчете дохода для назначения субсидии должны учитываться только заработная плата супругов, а также ежемесячное пособие, получаемое на детей.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, указав, что при подсчете доходов учитываются все доходы, получаемые в денежной сумме, в том числе, денежные средства, переданные в дар. Истцом при обращении с заявлением, добровольно даны пояснения об источнике поступления денежных средств в счет оплаты ипотечных платежей в размере *** руб., как помощь родственников, в связи с чем, они были обосновано учтены в качестве дохода семьи. При подсчете совокупный доход семьи составил *** руб., среднедушевой – *** руб., что превысило сумму платежей за коммунальные услуги, в связи с чем в предоставлении субсидии было отказано.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ссылаясь на то, что оно принято с нарушением судом норм материального права, на основании обстоятельств, установленных судом, но не доказанных материалами дела, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов жалобы, не соглашаясь с выводом суда в части размера совокупного месячного дохода семьи приводит собственный расчет, ссылаясь на то, что судом ошибочно включены в доход семьи ежемесячные платежи по оплате ипотечного кредита, необоснованно расцененные как переданные в дар родственниками. Письменные объяснения заявителя ФИО1 не содержат сведений о том, что указанные денежные средства передавались в качестве дара. Указанное объяснение написано под диктовку специалиста управления. При обращении к ответчику с заявлением ипотека не рассматривалась в качестве источника доходов, в связи с чем, договор займа от ДД.ММ.ГГ, заключенный с ФИО2 не предоставлялся заявителем. Судом необоснованно не принят во внимание указанный договор займа. Также суд неправильно определил наличие в собственности у семьи Кенигсберг недвижимого имущества, как обстоятельство, имеющее значение для дела, так как доход от имеющегося в собственности имущества семья не получает, а закон не предусматривает обязанности указывать недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности в заявлении о предоставлении субсидии. Вывод суда о том, что заявителем предоставлены неполные сведения о доходах и принадлежащем имуществе не основан на законе. Ответчик ввел в заблуждение в суд относительно детских пособий, полученных ФИО1

В возражениях на жалобу ответчик Управление социальной защиты населения по <адрес> просит оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> полагала доводы жалобы являются необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3).

В силу ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Пункт 32 Правил предусматривает, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Данный период именуется расчетным.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п. 37 Постановления Правительства РФ N 761).

В силу п. 34 данных Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом:

- видов доходов, указанных в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.

Согласно пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

- все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; доходы от занятий предпринимательской деятельностью, доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации; другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: наследуемые и подаренные денежные средства.

В силу п. 2.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Приказом Главтрудсоцзащиты от 24.07.2015 N 248 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются управлениями социальной защиты населения по городским округам, муниципальным районам Алтайского края по месту жительства получателя субсидии.

Управление принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с абзацем 6 подпункта 2.14.5 настоящего Административного регламента и направляет (вручает) соответствующее решение гражданину, обратившемуся за назначением субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 2.6, 2.15 и абзацем 6 подпункта 2.14.5 настоящего Административного регламента (п. 2.4.4).

Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являющаяся, совместно с супругом Кенигсберг А.С. собственником <адрес> в <адрес> обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив необходимые документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права на квартиру по <адрес> с указанием на ее обременение ипотекой, график погашения ипотечного кредита и кредитный договор, из которых следовало, что плата по кредиту составляет – *** руб. ежемесячно.

В качестве членов семьи ФИО1 указала супруга –ФИО3 и несовершеннолетних детей- <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ года рождения, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ года рождения, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ года рождения.

Согласно представленным документам при расчете среднедушевого дохода семьи Кенигсберг учитывались: заработная плата Кенигсберг А.С.-*** рублей в месяц, ФИО1-*** рублей в месяц, размер пособий на детей: <данные изъяты>.-*** в месяц, <данные изъяты> -*** рублей в месяц, <данные изъяты>-*** рублей в месяц.

При определении права на получение ФИО1 субсидии ответчиком исходя из представленных заявителем сведений рассчитан совокупный доход семьи на момент обращения, составивший *** рублей, в который, помимо получаемой супругами заработной платы и пособия на детей, также включена сумма ежемесячных платежей в размере *** рублей в счет оплаты ипотеки за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года.

Управлением социальной защиты населения по <адрес> истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку максимальная доля собственных средств в совокупном доходе семьи составляет *** руб., что превышает стандарт стоимости жилищно – коммунальных услуг – *** руб., что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГ***.

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, установив, что максимальная доля собственных расходов больше суммы платежей за коммунальные услуги пришел к выводу о законности и обоснованности отказа ответчика в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных платежей.

При этом суд признал правомерным включение суммы ежемесячных платежей в размере *** рублей в счет оплаты ипотеки в совокупный доход семьи, приняв во внимание объяснения ФИО1 об источнике поступления денежных средств, как помощь родственников, написанное ею лично при подачи документов.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся оспаривания вывода суда об обоснованности включения платежей по ипотеке в совокупный доход семьи Кенигсберг, не могут являться основанием для отмены решения суда, по существу являются позицией истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии ФИО1 было выявлено, что доход семьи превышает сумму вносимых истцом платежей в счет оплаты ипотеки. В представленном объяснении об источнике поступления денежных средств, ФИО1 указала, что ипотечные платежи вносятся родственниками за счет своих средств. Учитывая это, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные выплаты правомерно включены ответчиком в совокупный доход семьи при расчете среднедушевого дохода, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512) они рассматриваются как подаренные денежные средства и установив, что максимальная доля собственных средств в совокупном доходе превышает стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг обосновано признал правомерным отказ Управления социальной защиты населения по <адрес> в предоставлении субсидии.

Ссылка в жалобе на то, что указанное объяснение написано под диктовку должностного лица ответчика, при отсутствии у истца каких-либо познаний, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку указанные обстоятельства не лишали истца возможности указать на заемный характер отношений, в случае если они имели место, однако указанные сведения ею сообщены.

Учитывая изложенное не может быть признан состоятельным довод о необоснованном непринятии судом в качестве доказательства, представленного в материалы дела договора займа от ДД.ММ.ГГ.

Иные доводы, содержащиеся в жалобе во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку на правильность принятого судом решения не влияют.

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: