Судья Иванова А.И. Дело №33-1030/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 19 марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Никодимова А.В., судей Осиповой А.А., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
с участием представителя истца Бурнашовой А.А., представителей ответчика Мазановой Е.А., Горбачевой Ю.В., представителей третьего лица Жумагазиева К.М., Проняева М.М., Леонова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2018 года, которым
по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Аэропорт Якутск» о возложении обязанности, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Аэропорт Якутск» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Аэропорт Якутск» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта «Якутск» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2011 года № 42 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснение лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Якутского транспортного прокурора обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта «Якутск» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 года № 42, с учетом уточненных требований, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку проведенной прокурорской проверкой установлено, что ответчиком не заключен договор на охрану периметра аэропорта «Якутск» с ведомственной охраной Министерства транспорта РФ.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиком. В апелляционной жалобе и дополнении к ней ответчик просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права. Охрана периметра аэропорта осуществляться надлежащим образом службой авиационной безопасности, сотрудниками СВ ЛУ МВД РФ, а также представителями пограничного Управления ФСБ России по ФАР в г. Тикси КПП «Якутск-Аэропорт».
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения к ней, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Ст. 83 Воздушного кодекса РФ определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В соответствии с п.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст.4 данного закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011г. № 42.
Согласно п.4 Правил охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с п.3.2 Устава АО «Аэропорт Якутск», утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) от 13.02.2017 № ..., основными видами деятельности Общества являются обеспечение взлета и посадки воздушных судов на аэродроме (в том числе аэродромное обеспечение, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, штурманское обеспечение, электросветотехническое обеспечение полетов воздушных судов), обеспечение авиационной безопасности.
Из письма АО «Аэропорт Якутск» от 20.11.2017 № ... следует, что договор на охрану периметра аэропорта «Якутск» с ведомственной охраной Министерства транспорта РФ не заключен.
Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 N 928-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Аэропорт «Якутск» в данный перечень не внесен.
Таким образом, обязанность ответчика по организации охраны периметра аэропорта «Якутск» путем заключения договора предусмотрена вышеуказанными нормативными актами. Неисполнение требований федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в аэропортах, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.
Учитывая, что в настоящее время АО «Аэропорт Якутск» не заключен договор о передаче под охрану периметра аэропорта «Якутск» подразделению ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ», суд правильно удовлетворил заявленные исковые требования транспортной прокуратуры.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на статьи 421 ГК РФ об отсутствии законных оснований для возложения на юридическое лицо обязанности по заключению возмездного договора охраны границ территории (периметра) аэропорта не свидетельствует о незаконности судебного постановления.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и организации свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора допускается в случае, когда обязанность заключить договор установлена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Однако в постановлениях от 1 апреля 2003 года N 4-П, от 18 июля 2003 года N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Приведенное выше правовое регулирование направлено на надлежащее обеспечение безопасности аэропортов ввиду их особого режима, не может рассматриваться как нарушающее право ответчика на свободу договора. С учетом изложенного утверждение ответчика о том, что суд неправомерно понудил их к заключению договора, обязательность заключения которого законом не предусмотрена, нельзя признать состоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения, поскольку сводятся к несогласию с ним, основаны на переоценке доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, оснований для чего не имеется. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 18 января 2018 года по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Аэропорт Якутск» о возложении обязанности оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Никодимов
Судьи А.А. Осипова
С.Н. Сыренова