Судья: Айнулина Г.С. Гр. дело № 33-10324/2022 (Номер дела в суде первой инстанции 2-415/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 сентября 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Ереминой И.Н., судей – Соболевой Ж.В., Туляковой О.А., при секретаре – Корпуховой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сызранского районного суда Самарской области от 24 июня 2022 года, которым постановлено: «Исковые требования А.П. к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным решения администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, возложении обязанности присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего в размере 1125765 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, взыскании оплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей отказать», Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В., УСТАНОВИЛА: Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным решения в отказе по не присвоению классного чина и неполной выплате заработной платы, возложении обязанности присвоения классного чина, выплате денежного содержания муниципального служащего, взыскании компенсации морального вреда. В обосновании заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе муниципального района Сызранский с заявлением о присвоении классного чина и выплате соответствующей компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ администрация Сызранского района письмом исх. № отказала в удовлетворении ее заявления ссылаясь на ст. ст. 1,5 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» и решение Собрания представителей Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждено положение об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский. Считает, что отказ нарушает ее права поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на муниципальную должность муниципальной службы ведущим специалистом-юрисконсультом юридического отдела администрации Сызранского района. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы – начальник юридического отдела администрации Сызранского района. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного Департамента в Самарской области ей присвоен классный чин юрист 2 класса. Ссылаясь на положения ст. 4 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» указала, что ей должен был быть присвоен классный чин без проведения квалификационного экзамена после успешного завершения испытания, а если испытание не проводилось, то не позднее чем через три месяца после назначения на должность муниципальной службы, классный чин, соответствующий занимаемой должности муниципальной службы, являющийся первым для группы должностей, к которым относится замещаемая должность муниципальной службы. Администрация Сызранского района этого не сделала. Статьей 10 Закона Самарской области от 19.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» предусмотрена оплата труда муниципального служащего Самарской области состоящая из должностного оклада в соответствии с занимаемой должностью и ежемесячных дополнительных доплат, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин (п. 2). Положением об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учетом решений о внесении изменений) установлено: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин - на условиях принятого нормативно-правового акта. Данное решение противоречит Закону Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области». Преамбула Закона Самарской области от 06.06.2008 №55 «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» указывает, что настоящий Закон устанавливает систему классных чинов муниципальных служащих, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов, что свидетельствует о прямом его действии для муниципалитетов и не требует принятия дополнительного нормативного правового акта, регулирующего порядок присвоения классного чина. Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносимости основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. В связи с неверным истолкованием администрацией Сызранского района в ответе от ДД.ММ.ГГГГ законодательства, в т.ч. ст. 12 Закона Самарской области от 06.06.2008 №55 «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области» не определены месячные оклады муниципальным служащим, выплачиваемые в соответствии с присвоенными классными чинами, следует руководствоваться федеральным законодательством. Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих размер оклада секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса составляет 7263 рубля, соответственно администрацией Сызранского района Самарской области не позднее трех месяцев после назначения на должность муниципальной службы недоплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин – 87156 рублей за каждый год работы, ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ – не выплачена заработная платав сумме 1125765 рублей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила признать незаконным решение администрации Сызранского района в отказе по не присвоению классного чина и в неполной выплате заработной платы, обязать ответчика присвоить классный чин и выплатить денежное содержание муниципального служащего в размере 1 125 765 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ФИО1 по доводам апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение о полном удовлетворении исковых требований. В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика Администрации Сызранского района - ФИО2 просила решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований для отмены или изменения решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Сызранском районном суде Самарской области в должности секретаря судебного заседания. Приказом И.о. начальника Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присвоен классный чин юрист 2 класса. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ принята на муниципальную должность муниципальной службы администрации Сызранского района ведущим специалистом юрисконсультом юридического отдела. При заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ были установлены условия оплаты труда: должностной оклад, два оклада материальной помощи. Премирование и иные выплаты производятся в соответствии с Положением по оплате труда муниципальных служащих муниципальной службы и служащих муниципальной службы в Сызранском районе (п. 4 Договора). Дополнительным соглашением к трудовому договору с работником администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным с ФИО1 в п. 4 предусмотрены аналогичные условия оплаты труда. В п. 4.1 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены дополнения в части: ежемесячной надбавки за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы, единовременной выплаты к ежегодному отпуску, выплачиваемой один раз в год, материальной помощи в размере одного должностного оклада. Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена доплата за выполнение дополнительной работы по должности ведущего специалиста юридического отдела администрации Сызранского района. Согласно выписке из штатного расписания заработная плата начальника юридического отдела состоит из тарифной ставки, надбавок за выслугу лет, персональной надбавки, за секретность и премии. Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Частью 1 статьи 9.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Частью 2 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 34 данного Федерального закона предусмотрено, что финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Пунктом 2 статьи 53 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Порядок прохождения муниципальной службы на территории Самарской области регулируется законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области". В соответствии со статьей 5 указанного Закона установлено соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы Самарской области. Положениями статьи 10 Закона №96-ГД установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих (часть 3). Финансирование расходов, связанных с оплатой труда муниципальных служащих в Самарской области, осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 4). Установлено, что в соответствии с коллективными договорами между администрацией Сызранского района и трудовым коллективом администрации Сызранского района ДД.ММ.ГГГГ годы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплата труда работников администрации Сызранского района осуществляется на основании Положения об оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский (п. 5.1). Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский, в соответствии п. 2.3.2 которого предусмотрена ежемесячная надбавка за квалификационный разряд после введения в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района Сызранский об установлении квалификационных разрядов муниципальных служащих. На основании протеста прокурора Сызранского района Самарской области решением Собрания представителей Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ в Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский внесены изменения, в том числе в п. 5.3.4 указано на ежемесячную надбавку к должностному окладу за классный чин – на условиях принятого нормативного правового акта. Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение по оплате труда в органах местного самоуправления муниципального района Сызранский, предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин. Надбавка за классный чин вводится в действие с принятием и вступлением в силу нормативного правового акта муниципального района Сызранский об установлении классных чинов муниципальных служащих. Решением Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в том числе в п. 5.3.4., в соответствии с которым ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин исчисляется на условиях принятого нормативного правового акта. Установлено, что решение о размере надбавки за классный чин Собрание представителей Сызранского района не принимало. Проанализировав положения Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области", Закона Самарской области от 06.06.2008 №55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области», Решение Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Решение Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Решение Собрания Представителей Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в Сызранском районе Собранием представителей не принят нормативный правовой акт о муниципальной службе в Сызранском районе, которым определяются условия, порядок присвоения классного чина муниципальному служащему, размер ежемесячной надбавки. Не установив оснований для признания решения Администрации Сызранского района в отказе по присвоению классного чина, возложения на администрацию Сызранского района обязанности по принятию соответствующего решения, суд отказал истцу в удовлетворении остальных требований. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая их законными и обоснованными. Довод истца о том, что Собрание представителей Сызранского района не вправе принимать решения об утверждении порядка присвоения классных чинов муниципальным служащим, является несостоятельным, так как основан на неправильном понимании и толковании норм права, в связи с чем не является основанием для отмены судебного постановления. Судебная коллегия обращает внимание, что размер должностного оклада муниципального служащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат устанавливается муниципальным правовым актом, оплата труда и иные выплаты муниципальным служащим производятся за счет средств местного бюджета, данные учитываются при формировании годового фонда оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, и включены в бюджет муниципального образования на соответствующий год. Настаивая на отмене решения суда первой инстанции, истец ссылается на нарушение ее законных прав органами местного самоуправления, полагает, что Решение Собрания представителей Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ№ требует доработки, подлежит приведению в соответствии с законом, в результате чего она была лишена права на получение надбавки к должностному окладу за классный чин. Между тем указанные доводы о незаконности решения не свидетельствуют, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом судебной проверки. Также не влечет отмену судебного акта первой инстанции довод жалобы истца о том, что судом сделан необоснованный вывод в решении суда в части отсутствия обращения истца с заявлением о принятии нормативного правового акта. Указание судом первой инстанции на данный факт не явилось единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, указанное обстоятельство приведено и оценено судом в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 56 ГПК РФ. Также, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции указано в решении на обращение истца ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к главе муниципального района Сызранский о присвоении классного чина и выплате соответствующей компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ года, а также, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Сызранского района письмом исх. № отказала в удовлетворении ее заявления. Данные обстоятельства отражены в решении, подтверждаются материалами дела. Изучение материалов дела показывает, что судом первой инстанции все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы суда основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сызранского районного суда Самарской области от 24 июня 2022г., оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |