Судья Козлов А.Ю. Дело № 33-1032/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.
судей Маньковой Е.Н., Кузьминой О.Ю.
при секретаре Хлестковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 09 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г.Ярославля, апелляционной жалобе ФИО1
на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов ФИО1 и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Правительству Ярославской области, департаменту строительства Ярославской области отказать.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, выслушав объяснения ФИО1, ФИО2, прокурора Лемеховой Т.С., которые поддержали апелляционную жалобу и апелляционное представление, объяснения представителя Правительства Ярославской области по доверенности ФИО9, представителя Департамента строительства Ярославской области по доверенности ФИО10, возражавших против жалобы и представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского района г. Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ФИО1 и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 с иском к Правительству Ярославской области о признании незаконным отказа в предоставлении семье ФИО1 во внеочередном порядке субсидии на улучшение жилищных условий в рамках региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 – 2020 годы, обязании предоставить семье ФИО1 субсидию в рамках указанной региональной программы вне очереди.
Иск обоснован следующими обстоятельствами.
Семья ФИО1 распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля № 20 от 30.01.2015 г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с составом семьи 7 человек: ФИО1 и шестеро её детей.
С указанной даты семья ФИО1 включена в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подпрограммы (Задачи) «Улучшение жилищных условий многодетных семей» названной выше региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2011 г. № 9-п, сформированный по состоянию на 01 декабря 2015 года, под порядковым номером 940.
17 мая 2016 года у ФИО1 родился седьмой ребенок - ФИО8
Согласно распоряжению главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля № 550 от 22.06.2016 г. семья ФИО1 признана нуждающейся в предоставлении жилых помещений, с учетом семи детей, т.е. ФИО8, рожденный 17.05.2016, включен в состав семьи.
ФИО1 обратилась в Правительство Ярославской области с заявлением об улучшении жилищных условий вне очереди как семье, имеющей семь детей. Правительством ЯО истице дан ответ о том, что предоставление жилищной субсидии ее семье в рамках указанной подпрограммы возможно только в порядке очередности согласно областному сводному списку многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления субсидии вне очереди не имеется.
Прокурор в защиту интересов истицы и ее несовершеннолетних детей просит признать незаконным отказ в предоставлении семье ФИО1 во внеочередном порядке субсидии в рамках региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы, обязать Правительство Ярославской области предоставить семье ФИО1 субсидию в рамках указанной региональной программы во внеочередном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны прокурор Ленинского района г. Ярославля и ФИО1
В апелляционной жалобе и апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы и представления сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов жалобы и представления, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как следует из дела, иск прокурора в интересах ФИО1 и её несовершеннолетних детей заявлен на основании норм регионального законодательства, регулирующих предоставление субсидий на улучшение жилищных условий многодетных семей в Ярославской области.
Таким нормативным правовым актом в Ярославской области является постановление Правительства Ярославской области от 26.01.2011 № 9-п «Об утверждении региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы», которым утверждены Задача «Улучшение жилищных условий многодетных семей» (далее - Задача) и Порядок предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий в рамках задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы (далее - Порядок).
Согласно пункту 6.1. Задачи и пункту 3 Порядка их действие распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье) (далее - многодетные семьи).
В соответствии с пунктом 6.1. Задачи её участниками являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий.
Таким образом, участником Задачи признается многодетная семья, соответствующая вышеуказанным требованиям в совокупности.
Формирование и ведение областного сводного списка многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областной сводный список), и списка получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - список получателей субсидии) в соответствии с условиями Программы осуществляет Управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - Управление).
Согласно пункту 6.1. Задачи и пункту 1 раздела II Порядка областной сводный список составляется Управлением в хронологической последовательности по состоянию на 1 декабря года, предшествующего планируемому, на основании списков, полученных из муниципальных образований области. Датой включения многодетной семьи в областной сводный список является более поздняя из дат: дата постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях или дата возникновения оснований для отнесения семьи к категории многодетных семей. Областной сводный список подписывается начальником Управления и изменению не подлежит.
В соответствии с пунктом 6.1. Задачи и пунктом 2 Раздела II Порядка список получателей субсидии формируется Управлением в срок до 1 марта на основании областного сводного списка в пределах бюджетных ассигнований на реализацию Задачи. Формирование списка получателей субсидии осуществляется Управлением в хронологической последовательности исходя из даты включения многодетной семьи в областной сводный список и на основании заявления о предоставлении областной жилищной субсидии в соответствии с данной Задачей в текущем финансовом году, составленного гражданином (одним из родителей или единственным родителем в многодетной семье), и копий документов в соответствии пунктом 2 раздела II Порядка.
Согласно абзацу 18 пункта 2 раздела II Порядка (в редакции, действовавшей до 01.07.2016 года) право на внеочередное включение в список получателей субсидии имела многодетная семья, не менее 5 лет постоянно проживающая на территории Ярославской области, включенная в областной сводный список, имеющая 7 и более детей (в том числе совершеннолетних).
Иных оснований для включения многодетной семьи во внеочередном порядке в список получателей субсидии условиями Порядка не предусмотрено.
С 1 июля 2016 года абзац с указанной нормой о внеочередном включении в список получателей жилищной субсидии исключен из названного Порядка.
На основании сведений, поступивших из мэрии г. Ярославля, семья ФИО1 в составе 7 человек, из которых 6 - несовершеннолетние дети 2002, 2004, 2008, 2011, 2012, 2014 годов рождения, была включена Управлением в соответствии с пунктом 6.1. Задачи и пунктом 1 раздела II Порядка по состоянию на 01.12.2015 года в областной сводный список под № 940.
В соответствии с пунктом 6.1 Задачи и пунктом 2 раздела II Порядка Управлением в пределах бюджетных ассигнований на 2016 год, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Задачи Законом ЯО от 21 декабря 2015 г. № 104-3 «Об областном бюджете на 2016 года и на плановый период 2017 и 2018 годов», и согласно действовавшему абзацу 18 пункта 2 раздела II Порядка был сформирован на 1 марта 2016 года список из 7 семей, имеющих право на предоставление субсидии во внеочередном порядке. В названный список ФИО1 не могла быть включена, так как по состоянию на 01.03.2016 имела и воспитывала 6 несовершеннолетних детей, а в областной сводный список на 2016 год она включена под № 940.
Семья ФИО1 распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района города Ярославля от 30.01.2015 № 20 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи 7 человек. В связи с рождением 17 мая 2016 года ФИО8, распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 22.06.2016 № 559 состав семьи ФИО1 был изменен и составил 8 человек.
Как на 1 декабря 2015 года, так и на 1 марта 2016 года семья ФИО1 состояла из шести детей, поэтому в соответствии с приведенными выше нормами регионального законодательства не имела права быть включенной в список на предоставление субсидий во внеочередном порядке.
Сам по себе факт рождения ФИО1 седьмого ребенка 17 мая 2016 года не порождает права семьи истицы быть включенной в список на внеочередное получение субсидии на 2016 год. Иное означало бы произвольное толкование и применение норм Программы, которая не связывает момент рождения ребенка с признанием права многодетной семьи стать участником Задачи.
Как следует из названной выше региональной Программы, финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий многодетных семей производится за счет средств областного бюджета. Органы государственной власти Ярославской области вправе в своих нормативных правовых актах определять порядок и условия реализации льгот, финансируемых за счет средств бюджета области.
Прокурор в представлении ссылается на то, что, отменяя с 1 июля 2016 года норму абзаца 18 пункта 2 раздела II Порядка, региональный законодатель не предусмотрел механизма реализации права многодетных семей, в которых седьмой ребенок родился в период после 1 марта 2016 года по 30 июня 2016 года, т.е. ещё в период действия упомянутого абзаца 18 в прежней редакции.
С указанным доводом согласиться нельзя.
В данном случае речь идет не об отсутствии механизма реализации права, а об отсутствии самого права, т.к. право на получение субсидии во внеочередном порядке возникло только у тех семей, которые подлежали включению в список внеочередников по состоянию на 1 марта 2016 года.
Коль скоро семья ФИО1 не соответствовала критериям, указанным в приведенных выше нормах Задачи и Порядка по состоянию на 1 марта 2016 года, право на включение в список многодетных семей в 2016 году для получения субсидии во внеочередном порядке у неё не возникло, а с 1 июля 2016 года такой список отменен.
При разрешении настоящего дела суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения. По доводам жалобы и представления оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ярославля, апелляционную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 ноября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи