Судья Федорова Е.А. дело № 33-1033/2022(2-1081/2021)
25RS0035-01-2021-000473-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бузьской Е.В.,
судей Семенцова А.О., Рыженко О.В.,
при секретаре Гончаренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КГУП «Примтеплоэнерго» о признании незаконными действий и возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 3 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., истца ФИО2, его представителя ФИО8, представителя КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО9, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к КГУП «Примтеплоэнерго» о признании незаконными действий и возложении обязанности. В обоснование указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С октября 2002 года в квартире демонтированы батареи, осуществлен переход на альтернативные источники теплоснабжения. Работы по демонтажу произведены с соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, предусмотренного на момент выполнения работ. А именно, получено согласование администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в виде разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, электроснабжающей организацией ОАО «Коммунальная энергетика» изготовлен проект на подключение потолочных электрообогревателей, получены технические условия на их электроснабжение. Управлением Госэнергонадзора по Приморскому краю проведена экспертиза проекта электроснабжения, а также выданы разрешение на использование электроэнергии для отопления квартиры электрообогревателями, а также акт допуска в эксплуатацию данной энергоустановки. Демонтаж батарей осуществлен управляющей организацией. Все необходимые документы предоставлялись заинтересованным организациям, в том числе ответчику. Кроме того, обстоятельства законности установки альтернативных источников теплоснабжения проверялись прокуратурой ЗАТО г. Большой Камень в 2004 году, нарушений в действиях собственника не выявлено. С сентября 2020 года на территории городского округа Большой Камень коммунальные услуги в виде теплоснабжения оказывает КГУП «Примтеплоэнерго». ДД.ММ.ГГГГ представителем КГУП «Примтеплоэнерго» в присутствии истца был составлен акт обследования системы отопления и горячего водоснабжения, в котором зафиксирован факт отсутствия системы внутриквартирного отопления при наличии альтернативных источников теплоснабжения. При составлении акта представитель КГУП «Примтеплоэнерго» сообщил истцу, что плата за отопление взиматься не будет, однако начиная с октября 2020 года, ответчик производит начисление оплаты за отопление. На обращения истца последовал ответ о необходимости представить решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства. Данные требования и начисление платы за отопление истец полагает незаконными, поскольку на момент осуществления переустройства принадлежащего ему жилого помещения действовал Жилищный кодекс РСФСР, который не содержал требований к обязательному составлению акта приемочной комиссии. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ было выдано истцу ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г. Большой Камень.
Просил признать незаконными действия КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес>. Возложить на КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность произвести перерасчет начисленных за отопление платежей, исключив из их состава плату за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила суду письменные возражения. Согласно доводам возражений, замена нагревательного оборудования и отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением является переустройством жилого помещения, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Постановлением Губернатора Приморского края от 26.02.1997 №78, действовавшим на период выполнения работ по установке индивидуальных приборов отопления в квартире истца, утверждено «Примерное положение о порядке оформления документов при проведении переустройств и перепланировок жилых и нежилых помещений в домах жилищного фонда всех форм собственности». Указанный порядок оформления документов истцом не был соблюден. Тот факт, что истцу ранее не выставлялись счета за отопление, не является подтверждением законности перехода на альтернативный источник отопления. Переоборудование жилого помещения путем отключения радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника жилого помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Освобождение истца от платежей по причине самовольно демонтажа отопительных приборов, в отсутствие на то разрешения уполномоченного органа противоречит жилищному законодательству, нарушает права и интересы других лиц, в том числе собственников иных помещений в многоквартирном доме. Ответчик полагает, что законных оснований для перерасчета не имеется.
Представитель третьего лица администрации Большой Камень, привлеченного к участию в деле определением Шкотовского районного суда Приморского края от 31.05.2021 года, в судебное заседание не явился, представил пояснения, согласно которым полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Указал, что установка индивидуальных источников тепловой энергии была осуществлена истцом в соответствии с требованиями к переустройству, установленными законодательством на момент его проведения.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 3 августа 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Действия КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес> признаны незаконными. На КГУП «Примтеплоэнерго» возложена обязанность произвести перерасчет начисленных за отопление платежей, исключив из их состава плату за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С КГУП «Примтеплоэнерго» в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 300 рублей.
С постановленным решением суда не согласился ответчик КГУП «Примтеплоэнерго», его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Шкотовского районного суда Приморского края от 3 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указал доводы, аналогичные доводам возражений на иск, не получивших, по мнению стороны, надлежащей оценки судом первой инстанции. Полагает, что требования о перерасчете платы за коммунальные услуги не основаны на нормах действующего законодательства. Избранный истцом способ судебной защиты не приведет к восстановлению нарушенного материального права.
Истцом принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, которыми просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ФИО10, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, его представителя ФИО8, полагавших решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения – квартиры № в многоквартирном <адрес>. В данной квартире демонтированы радиаторы отопления и установлены потолочные электрообогреватели «ЭкоЛайн».
Обращаясь с иском в суд о признании незаконными действия КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Большекаменский» о начислении платы за отопление, ФИО1 в обоснование заявленных требований ссылался на то, что с 2002 года в квартире установлено альтернативное отопление, о чем ответчику было известно, поскольку до октября 2020 года ему не начислялась плата за теплоснабжение квартиры.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно подпункту "б" пункта 3, подпунктам "е" и "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по центральным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам; горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 539, 544 Гражданского кодекса РФ, статьи 84 Жилищного кодекса РСФСР, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что выполненное в квартире истца переустройство системы отопления выполнено с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы теплоснабжения, что является основанием для признания действий КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за отопление незаконными и освобождения истца от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. При этом, судом в качестве доказательств соблюдения истцом требований к порядку переустройства системы отопления приняты разрешение № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г. Большой Камень, на выполнение строительно-монтажных работ - реконструкции квартиры и хозяйственных построек по адресу г. Большой <адрес>, проект подключения потолочных электрообогревателей, выполненный ОАО «Коммунальная энергетика», технические условия, подготовленные ОАО «Коммунальная энергетика» ДД.ММ.ГГГГ, акт № Управления Госэнергонадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ допуска в эксплуатацию электроустановки. При этом, судом учтено, что с 2005 года истцу был сделан перерасчет платы за отопление и с указанной даты начисления за услугу отопления не производились.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона не отвечает.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Подпунктом "в" пункта 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ действующего с 1 марта 2005 года, предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статьей 28 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Таким образом, демонтаж обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
Как верно установил и принял во внимание суд первой инстанции, на момент работ по переустройству в принадлежащем ФИО1 жилом помещении действовал Жилищный кодекс РСФСР, в соответствии с частью 1 статьи 84 которого, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Согласно Ведомственным строительным нормам "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86(р), утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности.
Кроме того, в период произведенного истцом переустройства жилого помещения путем демонтажа отопительных приборов, порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в домах жилищного фонда всех форм собственности в Приморском крае регулировался постановлением Губернатора Приморского края от 26.02.1997 N 78.
Указанным постановлением утверждено Примерное положение, которое определяет порядок оформления документов при проведении переустройств и перепланировок жилых и нежилых помещений в домах жилищного фонда всех форм собственности.
Разделом 2 Примерного положения определено, что оформление документов, разрешающих проведение каких-либо перепланировок (пробивка проемов в стенах и перекрытиях, увеличение эксплуатационных нагрузок, пристройки, надстройки, изменение внутренних перегородок, реконструкция балконов, лоджий, любое изменение инженерных сетей и др.) производится в следующем порядке:
необходимо получить строительное разрешение в администрации муниципального образования города, района;
согласовать предполагаемые перепланировки и переустройства с жильцами дома, чьи интересы это затрагивает;
заказать проектно - сметную документацию по перепланировке и переустройству в соответствии с действующими нормами проектной организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности;
согласовать проектно - сметную документацию с межведомственной комиссией города, района;
заключить договор с жилищно - эксплуатационной организацией на отключение систем холодного, горячего водоснабжения и отопления с последующим сбросом воды из систем во время их переустройства, а также на вывоз сверхнормативного строительного мусора и использование лифта;
составить акт о приемке в эксплуатацию перестроенного помещения, подписанный комиссией в составе представителей жилищно - эксплуатационной организации, строительной подрядной организации, бюро технической инвентаризации;
обратиться в бюро технической инвентаризации для внесения производственных изменений в составе жилищного фонда и получения копии плана в срок не более месяца со дня окончания работ;
уведомить жилищно - эксплуатационные организации о перепланировке или переустройстве и представить копию плана в бюро технической инвентаризации с учетом произведенных изменений в перепланировке и акт приемки в эксплуатацию.
Вместе с тем, как установлено и не оспаривалось истцом в суде апелляционной инстанции, акт о приемке в эксплуатацию законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, подписанный комиссией, не составлялся, а также изменения в технический паспорт на жилое помещение по окончанию переустройства уполномоченным органом не вносились.
Более того, из представленного истцом разрешения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г. Большой Камень на выполнение строительно-монтажных работ - реконструкции квартиры и хозяйственных построек по адресу г. <адрес>, не следует, что указанное разрешение выдано на демонтаж системы отопления, в то время как из пояснений стороны истца в суде апелляционной инстанции следует, что в квартире проведены в разное время иные работы по перепланировке и реконструкции (в частности балкона).
В Постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П Конституционный Суд РФ указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
Выводы суда первой инстанции о наличии в жилом помещении автономного отопления, отсутствие начислений более 18 лет, основанием к освобождению от внесения платы не являются, поскольку вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
При этом, сам по себе демонтаж системы отопления силами управляющей организации по инициативе собственника жилого помещения не свидетельствует о соблюдении установленной законом процедуры об отказе от услуги по отоплению жилого помещения.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу пунктов 4 и 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку на момент выдачи начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Большой Камень ФИО1 разрешения б/н от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение реконструкции квартиры, действовавшее законодательство предусматривало составление акта приемочной комиссии в подтверждение завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, выводы суда первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего спора о признании действий КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению оплаты за отопление, о том, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, ФИО1 соблюдены, являются преждевременными.
Само по себе наличие разрешения, полученного в установленном порядке, на установку электронагревательных приборов, не свидетельствует о возможности применения иного порядка расчета платы за данную коммунальную услугу.
Наличие у истца собственной системы автономного отопления жилого помещения не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что квартира истца расположена на четвертом этаже пяти-этажного жилого дома, при этом имеются стояки отопления, проходящие транзитом, таким образом, жилое помещение, принадлежащие истцу, является встроенным, т.е. частью многоквартирного дома, в котором имеется центральное отопление, истец потребляет тепловую энергию через систему отопления, к элементам которой относятся стояки внутридомовой системы теплоснабжения, вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств соответствия изоляции стояков отопления, проходящих через помещения, требованиям нормативных актов, что исключало бы теплопотребление. О проведении по делу судебной экспертизы для установления юридически значимых обстоятельств, сторона истца не ходатайствовала.
В отсутствие таких доказательств, а также в отсутствие в материалах дела сведений о соблюдении истцом вышеизложенных правил, а также доказательств того, что в схему теплоснабжения муниципального образования ЗАТО г. Большой Камень не включено жилое помещение г. <адрес>, как использующее альтернативный вид отопления, оснований для вывода о том, что действия КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за коммунальную услугу «отопление» в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не соответствуют требованиям жилищного законодательства, а также о правомерности требований ФИО1 об освобождении от уплаты коммунальной услуги за потребление тепловой энергии, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда на основании п.п. 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении исковых требования ФИО1 к КГУП «Примтеплоэнерго» о признании незаконными действий по начислению оплаты за коммунальную услугу по отоплению, и возложении обязанности произвести перерасчет начисленных за отопление платежей, исключив из их состава плату за отопление жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 3 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к КГУП «Примтеплоэнерго» о признании незаконными действий и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи