ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1034/20 от 13.02.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Косенкова О.В.

33-1034/2020

УИД 76RS0013-02-2019-002892-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Г.Ю., Черной Л.В.

при ведении протокола помощником ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

16 марта 2020 года

дело по апелляционной жалобе администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 27 ноября 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя Рыбинского городского прокурора удовлетворить.

Взыскать с администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области неправомерно израсходованные денежные средства в пользу федерального бюджета 411536 рублей, в пользу бюджета Ярославской области 760264 рубля.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель Рыбинского городского прокурора обратился с иском к администрации Октябрьского сельского поселения РМР о взыскании в бюджет Ярославской области, федеральный бюджет неправомерно израсходованных денежных средств в размере 1 171 800 руб. (средства федерального бюджета 411536 руб., областного бюджета в сумме 760264 руб.)

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по информации Контрольно-счетной палаты Ярославской области о нарушении Октябрьским сельским поселением Рыбинского муниципального района Ярославской области бюджетного и иного законодательства в рамках реализации областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы.

На дату подачи документов ФИО2 о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе ею в администрацию Октябрьского сельского поселения была предоставлена выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.12.2013 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилью при администрации Октябрьского сельского поселения от 24.01.2014 № 1 рассмотрение вопроса обеспеченности жилой площадью членов семьи проведено с учетом всех представленных ФИО2 документов.

Комиссией установлено, что исходя из общей площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи ФИО2, обеспеченность общей площадью составила 47,1 кв.м, из которых 11,77 кв.м приходится на 1 члена семьи, что меньше учетной нормы, которая составляет 12 кв.м.

Постановлением администрации Октябрьского сельского поселения РМР от 24.01.2014 № 1 ФИО3 и ее муж ФИО4 признаны нуждающимися в жилом помещении для участия в Программе, а затем 30.01.2014 г. включены в состав участников Программы. На основании представленного в Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района пакета документов, включающего постановление о признании семьи ФИО2, нуждающейся в жилом помещении, 30.01.2014 г. данная семья включена в состав участников Программы.

В ходе проверки законности и правильности включения ФИО3 в список по молодым семьям и молодым специалистам на 2016 год установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06. 12.2013 у ее мужа ФИО4 до 20.11.2012 в собственности находилась двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 46,6 кв.м., право собственности на которую в ноябре 2012 года прекращено. Таким образом, с учетом требований ст. 53 ЖК РФ, ФИО5 имел право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и быть включенным в списки участников Программы не ранее 21.11.2017 г.

С учетом комиссионного решения администрации Октябрьского сельского поселения Управлением АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района семья ФИО2 была неправомерно включена в список молодых семей и молодых специалистов на 2017 год, то есть до истечения 5 лет со дня ухудшения ее мужем ФИО5 жилищных условий.

Незаконное и необоснованное признание семьи ФИО2 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области повлекло неправомерное включение семьи в качестве участников Программы и неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 1171800 рублей.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.

В письменном отзыве Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, в письменных возражениях Рыбинский городской прокурор просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы главу администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области ФИО6, возражения прокурора Качаловой С.А., представителя Департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области по доверенности Кирсанову Т.Н, пояснения ФИО3, изучив материалы дела судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не находит.

Разрешая спор и установив обстоятельства, на которые ссылался в истец в обоснование исковых требований суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном объеме.

С выводом суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.

Доводы жалобы, что положения Бюджетного кодекса РФ в данном случае неприменимы к администрации, поскольку социальная выплата была произведена не администрацией, не из бюджета сельского поселения и не на основании решения администрации основанием к отмене либо изменению решения не являются.

Из дела следует, что постановлением администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24.01.2014 года № 1 семья в составе ФИО3 и ее мужа ФИО4 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, 30.01.2014 года включена в списки участников участников мероприятий целевой программы по категории «молодые семьи и молодые специалисты…».

Судом установлено, что семья ФИО3 признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области в 2014 году незаконно, что повлекло необоснованное включение для участия в Программе и в соответствующие Списки, неправомерное расходование бюджетных средств в размере 1171800 рублей, в том числе 411536 рублей – средства федерального бюджета, 760264 рублей – средства областного бюджета.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В рассматриваемом случае доказан факт причинения ущерба для соответствующих бюджетов в результате признания постановлением администрацией Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области семьи ФИО7 в качестве нуждающейся в жилом помещении с нарушением требований закона, а также размер данного ущерба.

Доводы жалобы, что обязанность возвратить в бюджет денежные средства, необоснованно перечисленные в пользу ФИО8 со ссылкой на Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (разделы 2 и 4), являющихся приложением к Областной целевой программе «Устойчивое развитее сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 № 222-п (далее – Правила), что ответственным исполнителем областной целевой программы и главным распорядителем бюджетных средств в отношении субсидии является Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, основанием выплаты является свидетельство, которое выдается департаментом и трехсторонний договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, который готовится также департаментом, администрация стороной договора не является; основанием для перечисления средств государственной поддержки на банковский счет получателей социальной выплаты является свидетельство о предоставлении социальной выплаты получателю социальной выплаты, выдача департаментом свидетельства осуществляется при предъявлении документов, указанных в пункте 4 раздела 4 Правил, перед его выдачей гражданину департамент проверяет необходимые для участия в программе документы и самостоятельно принимает решение о предоставлении социальной выплаты и обеспечивает перечисление средств государственной поддержки, при этом в случае отсутствия у заявителя права на участие в целевой программе имеет право принять решение об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, судебной коллегией отклоняются как не влияющие на вывод суда о надлежащем ответчике.

Согласно Раздела 2 п. 1.6 и Раздела 4 Правил основанием для перечисления средств государственной поддержки на банковский счет получателей социальной выплаты является свидетельство о предоставлении социальной выплаты (далее - свидетельство) получателю социальной выплаты, департамент оформляет свидетельства в соответствии с утвержденными сводными списками в пределах лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и выдает их получателям социальной выплаты. Для получения свидетельства участники мероприятий - получатели социальных выплат представляют в департамент заявление о выдаче свидетельства, составленное в произвольной форме, на имя руководителя департамента, с приложением документов, указанные в п. 4 раздела 4 Правил, в том числе документ, подтверждающий признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент выдачи свидетельства.

В случае непредставления получателем социальной выплаты одного из документов, указанных в пункте 4 раздела 4 Правил, департамент принимает решение об отказе в выдаче свидетельства, о чем в течение 10 календарных дней со дня поступления документов уведомляет получателя социальной выплаты и возвращает ему документы. Получатель социальной выплаты, получивший отказ, имеет право на повторное обращение (п.7 раздела 4 Правил).

Вопреки позиции апеллянта из содержания Правил не следует, что департамент наделен полномочиями по осуществлению контроля за принятыми решениями администрации поселения и у департамента имеется обязанность осуществлять проверку документов на предмет их достоверности.

Постановление администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24.01.2014 года № 1 является документом, послужившим основанием для включения семьи в целевую программу, получение свидетельства и денежных средств из бюджетов.

С учетом изложенного и поскольку причинение ущерба бюджетам различных уровней имело место в результате незаконный действий администрацией Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, а потому вывод суда, что администрация является надлежащим ответчиком по делу, лицом ответственным за причиненный бюджетам ущерб является правильным.

Ссылки в жалобе, что ответственность за достоверность предоставляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на орган исполнительной власти, с учетом фактических обстоятельств дела на правильность вывода суда решения не влияет.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 27 ноября 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи