Судья Безъязыкова М.Л.
Судья-докладчик Малиновская А.Л. по делу № 33-10357/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2014 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Егоровой О.В., Малиновской А.Л.,
при секретаре Серебренниковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению командира войсковой части Номер изъят о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав о правах А., Б., В. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, обязании предоставить данные сведения,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней заявителя командира войсковой части Номер изъят ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 октября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Командир войсковой части Номер изъят ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав в обоснование требований, что Дата изъята им был сделан запрос руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ФИО2, ФИО3, ФИО4 на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества. Дата изъята получен ответ с отказом в предоставлении таких сведений, поскольку заявитель не подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение информации.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказы МВД России, заявитель полагает данный отказ незаконным, поскольку он, как командир войсковой части, являющейся территориальным органом федерального органа исполнительной власти Министерства внутренних дел РФ, представляя интересы войсковой части в организациях и государственных органах, и в рамках исполнения возложенных обязанностей по обеспечению социальных гарантий военнослужащих в области прав на жилище, имеет право на получение сведений о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 18 приказа МВД России от 12.02.2010 № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.
В пункте 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях, военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, указан список документов предоставляемых военнослужащим для постановки на жилищный учет, в котором отсутствует уведомление из ЕГРП, в связи с тем, что данная выписка запрашивается органом, осуществляющим принятие на учет самостоятельно.
В приложении к Правилам указано согласие военнослужащего на проведение уполномоченными органами проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также согласие на обработку персональных данных.
Отказ регистрационной службы в предоставлении сведений о правах отдельных лиц на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимости, препятствует заявителю в осуществлении полномочий по решению вопроса о принятии на учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений.
В связи с изложенным, командир войсковой части Номер изъят ФИО1 просил суд признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в предоставлении сведений из ЕГРП о правах А., Б., В. на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества, обязать Управление предоставить данные сведения.
В судебном заседании представители заявителя ФИО5, ФИО6 заявленные требования поддержали; представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО7 заявленные требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 06.10.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, а именно: п. 4 ст. 52, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.
Полагает, что суд не принял во внимание п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Иркутской области ФИО7 просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в том числе: руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Как установлено судом и следует из материалов дела, командир войсковой части Номер изъят, в связи с исполнением возложенных обязанностей по обеспечению социальных гарантий военнослужащих в области прав на жилище и со ссылкой на ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Дата изъята обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с запросом о предоставлении сведений о правах А., Б., В. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят от Дата изъята , в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в выдаче запрашиваемой информации отказано, поскольку заявитель не подпадает под категорию лиц, имеющих право на ее получение, так как в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только предусмотренному данной нормой кругу лиц, в том числе, руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, уполномоченными решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных услуг.
Не согласившись с изложенной в сообщениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят от Дата изъята об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, позицией, командир войсковой части Номер изъят ФИО1 обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решения об отказе в выдаче информации приняты Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в пределах полномочий, в установленном законом порядке, и в сроки, предусмотренные законодательством.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда, в связи с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Статья 39 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» предусматривает, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Так, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями - Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.
Признание данной категории граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей, осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
В соответствии с п. 18 Приказа МВД РФ от 12.02.2010 № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.
Основными задачами жилищной комиссии воинских частей является: принятие решения о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащих, распределение жилых помещений.
Приказом командира войсковой части Номер изъят от Дата изъята Номер изъят утверждено Положение о жилищной комиссии войсковой части Номер изъят, в п.п. 4, 5, которого указаны следующие полномочия жилищной комиссии войсковой части Номер изъят: ведение учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала, нуждающихся в улучшении жилищных условий; распределение жилых помещений между очередниками войсковой части Номер изъят; рассмотрение вопроса предоставления жилых помещений лицам командования воинских частей, непосредственно подчиненных войсковой части Номер изъят; рассмотрение вопроса предоставления жилых помещений по избранному месту жительства.
Из п.3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, следует, что в список документов, предоставляемых военнослужащим, для признания нуждающимся в жилом помещении, не входит выписка из ЕГРП о правах на недвижимое имущество.
Из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.
Кроме того, в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 22 Приказа МВД РФ от 12.02.2010.№ 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
В силу п. 36.6 Положения о соединении и воинской части внутренних войск МВД РФ, утвержденного Приказом от 15.11..2003 № 884 командир воинской части представляет интересы воинской части в организациях и государственных органах.
Следовательно, выполнение заявителем требований жилищного законодательства составляет правовую основу деятельности жилищной комиссии войсковой части, на которую возложена обязанность по учету военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Часть 4 статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Кроме того, в соответствии с п. 12.1 Временного порядка оформления и предоставления во внутренних войсках МВД России служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии, утвержденного Приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России № 412 военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов его семьи на жилые помещения в населенном пункте по месту расположения органа безопасности, в котором военнослужащий проходит военную службу, и в близлежащих населенных пунктах.
При этом согласно п. 12.3 данного Временного порядка жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в п. 12.1 и 12.2 настоящего порядка, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.
Таким образом, выполнение жилищной комиссией войсковой части функции по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы, предполагает наличие у командира войсковой части права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений, в том числе и выписки из ЕГРП.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что запрошенные командиром войсковой части Номер изъят в Управлении сведения были необходимы ему для осуществления полномочий жилищной комиссии, как органа, осуществляющего принятие на учет военнослужащих, для улучшения жилищных условий.
Отказав в предоставлении запрашиваемых сведений, Управление создало препятствия уполномоченному органу - жилищной комиссии войсковой части в выполнении заявителем возложенных на него законодателем функций в установленной сфере деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах А., Б., В. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области предоставить такие сведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 октября 2014 года по данному гражданскому делу отменить. Принять новое решение.
Заявление командира войсковой части Номер изъят ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах А., Б., В. на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области предоставить командиру войсковой части Номер изъят сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах А., Б., В. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Председательствующий
М.А. Александрова
О.В. Егорова
Судьи
А.Л. Малиновская