Судья: Гороховик О.В. гр. дело № 33-10366/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 31 октября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Калинниковой О.А.
Судей - Набок Л.А. и Вачковой И.Г.
при секретаре Крайковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации г.о. Самара, ООО Организационно-технический центр «ЭВИС» о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указали, что ФИО2 являлась нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, где также зарегистрирован ее сын - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ жилой дом сгорел. Владельцем указанного дома являлось ОАО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ между ООО ОТЦ «ЭВИС» и ОАО «<данные изъяты>» был подписан договор, согласно которого ООО ОТЦ «ЭВИС» принял на себя обязательство по отселению жильцов данного дома. Однако, жилым помещением они не обеспечены до настоящего времени.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2, ФИО1 просили суд обязать Администрацию г.о. Самары, ООО ОТЦ «ЭВИС» предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящемуся в черте <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 просят отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить их исковые требования, поскольку обращались в различные инстанции, но никаких мер не принимается, в связи с чем они вынуждены арендовать жилье.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец ФИО1, представители ответчиков Администрации г.о. Самара и ООО Организационно-технический центр «ЭВИС» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили, об отложении дела не просили.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 3, ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 ст. 57).
На основании п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в случае если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано не пригодным для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 28 кв.м., жилой площадью 24 кв.м., проживали и были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 (л.д.№).
ФИО2 снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу до настоящего времени (л.д. №).
Факт пожара подтверждается справкой начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
По сообщению филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно материалам инвентарного дела и данных технического учета от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> находится деревянный одноэтажный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Владельцем указанного дома числится <данные изъяты> (л.д. №).
По данным Самарского филиала ФГУП "Ростехинветаризация-федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ г., правовая регистрация <адрес> по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ в БТИ <адрес> не проводилась (л.д. №).
Сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. №).
Установлено, что владельцем дома являлся ОАО «<данные изъяты>», которым <адрес> снят с баланса в виду пожара (л.д. №).
Данные о передаче жилого дома в муниципальную собственность в деле отсутствуют.
Указанный жилой дом в реестре муниципального имущества <адрес> не состоит (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ООО ОТЦ «ЭВИС» заключено соглашение, в соответствии с которым на ООО ОТЦ «ЭВИС» возложена обязанность по отселению жителей домов, принадлежащих ОАО «<данные изъяты>», в случае их сноса (л.д. №).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ по договору с <данные изъяты> ООО ОТЦ "ЭВИС" обязалось отселить жильцов вышеуказанного дома согласно представленных паспортной службой списков и заключило соглашения об отселении с предоставлением жилых помещений или выплатой денежных средств на покупку жилья. Однако, с семьей М-вых соглашение не заключалось, поскольку никаких данных об их проживании в доме в ООО ОТЦ "ЭВИС" не предоставлялось (л.д. №).
По сообщению Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2, в администрацию <адрес>, в чью компетенцию входило решение жилищного вопроса, ФИО2 не обращалась. Разъяснено, так же, что обеспечение жильем погорельцев носит заявительный характер, для чего необходимо обратиться в администрацию по месту жительства с заявлением, предоставив необходимый пакет документов (консультация в администрации района) на основании которых принимается решение о возможности восстановления жилья или признании дома не пригодным для проживания и предоставлении жилья (л.д. №).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 о предоставления жилого помещения, Департамент управления имуществом г.о. Самара разъяснил, что по вопросу признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу, заявителю необходимо обратиться в администрацию района по месту нахождения жилого дома. После признания в установленном порядке жилого дома аварийным и подлежащим сносу, Департамент обеспечивает предоставление гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений (л.д. №).
Администрацией г.о. Самара ФИО2 разъяснено право обратиться в межведомственную комиссию г.о. Самара по <адрес> по вопросу признания многоквартирного жилого дома аварийными подлежащим сносу (л.д.№).
По сообщению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 и руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара, выходом на место сотрудниками администрации проведено обследование территории участка по адресу: <адрес>. Установлено, что на данной территории жилого дома не обнаружено(акт от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем принятие решения межведомственной комиссией о признании данного дома непригодным для проживания не представляется возможным (л.д. №).
На обращение ФИО2 по жилищному вопросу, Департаментом управления имуществом г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, она вправе обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента. ФИО2 также разъяснены положения ст. 49, 52 ЖК РФ (л.д. №).
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих факт обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказа в постановке на такой учет, истцами не представлено.
В установленном законом порядке жилой <адрес> не был признан аварийным либо подлежащим сносу, истцы не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решение о выселении жильцов дома, в связи с его сносом, органом местного самоуправления не принималось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии со ст.ст. 49, 52, 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления возможно лишь лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как истцы на таком учете не состоят, а решение о выселении жильцов дома, включая истцов, в связи с его сносом, органом местного самоуправления не принималось, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому.
К тому же, суд правильно указал, что органом местного самоуправления, уполномоченным по решению вопросов о предоставлении жилых помещений, в силу ст. 47 Устава г.о. Самара, является Департамент управления имуществом г.о. Самара, тогда как исковые требования М-выми заявлены к Администрации г.о. Самара, являющейся ненадлежащим ответчиком по делу.
Поскольку положениями законодательства обязанность по предоставлению жилых помещений не возложена на коммерческие организации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов об обязании ООО ОТЦ «ЭВИС» предоставить им жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 и ФИО1 о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
ФИО2, ФИО1 не лишены права обратиться в жилищную комиссию Департамента по управлению имуществом г.о. Самара по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а в случае необоснованного отказа - оспорить решение органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 и ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: