ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10368/2014 от 18.12.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Кулакова С.А.

 Судья-докладчик Малиновская А.Л. по делу № 33-10368/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 18 декабря 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Орловой Е.Ю.,

 судей Скубиевой И.В., Малиновской А.Л.,

 при секретаре Ободоевой О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска о возложении обязанности привести остановочный пункт в соответствие с требованиями законодательства, разместить на остановочном пункте информацию, оборудовать остановочный пункт, провести мероприятия,

 по апелляционной жалобе ответчика Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 сентября 2014 года,

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Куйбышевского района г.Иркутска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование требований, что в ходе проверки установлено, что остановки общественного транспорта «Б (конечная)» и «Б (из центра)» не отвечают требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку не оборудованы остановочной и посадочной площадками, освещением, заездным «карманом», тротуаром, автопавильоном, скамьей, техническими средствами по организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров; условным обозначением транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименованием остановочного пункта; номерами маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименованием конечного остановочного пункта каждого маршрута; расписанием для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт. Кроме того, отсутствует информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

 В связи с изложенным, с учетом уточнения исковых требований, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просил суд:

 1) возложить обязанность на комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести остановочный пункт общественного транспорта «Б (конечная)» в районе <адрес изъят>, в соответствие с требованиями законодательства о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, а именно: оборудовать освещением, техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16, разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, ограждениями, пешеходным переходом);

 2) возложить обязанность на комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести остановочный пункт общественного транспорта «Б (из центра)» по <адрес изъят>, в соответствие с требованиями законодательства о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, а именно: оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, освещением, заездным «карманом», тротуаром, автопавильоном, скамьей, техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16, разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, ограждениями);

 3) возложить обязанность на комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на остановочном пункте «Б (из центра)» по <адрес изъят>, информацию: о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа;

 4) возложить обязанность на комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «Б (из центра)» по <адрес изъят>, указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, наименование остановочного пункта, номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

 5) возложить обязанность на комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу у остановочных пунктов «Б (из центра)» по <адрес изъят>, обустроить нерегулируемый пешеходный переход с установкой искусственной неровности и дополнительного искусственного освещения, нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, 1.25.

 В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г.Иркутска Касьяненко Е.А. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, представитель ответчика Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска ФИО1 исковые требования не признал.

 Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25.09.2014 исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворены: на комитет городского обустройства администрации г.Иркутска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести остановочный пункт общественного транспорта «Б (конечная)» в районе <адрес изъят>, в соответствие с требованиями законодательства о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, а именно: оборудовать освещением, техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16, разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, ограждениями, пешеходным переходом).

 Суд обязал ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести остановочный пункт общественного транспорта «Б (из центра)» по <адрес изъят>, в соответствие с требованиями законодательства о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, а именно: оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, освещением, заездным «карманом», тротуаром, автопавильоном, скамьей, техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16, разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, ограждениями).

 Суд обязал ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на остановочном пункте «Б (из центра)» по <адрес изъят>, информацию: о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

 Суд обязал ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «Б (из центра)» по <адрес изъят>, указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, наименование остановочного пункта, номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

 Также на Комитет возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу у остановочных пунктов «Б (из центра)» по <адрес изъят>, обустроить нерегулируемый пешеходный переход с установкой искусственной неровности и дополнительного искусственного освещения, нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, 1.25.

 В апелляционной жалобе представитель комитета городского обустройства администрации г.Иркутска ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права.

 В обоснование жалобы указывает, что все программы и планы реализуются только в рамках утвержденного бюджета, денежные средства на данные мероприятия не запланированы. В случае дополнительного софинансирования необходимо внести изменения в программу, что занимает порядка 1-2 месяцев, а также соблюсти процедуру осуществления госзакупки, которая занимает около 3 месяцев.

 Кроме того, указывает, что в отношении ООТ «Б» (конечная) от директора ООО «Н» М. поступило заявление о выражения намерения выполнить благоустройство данного остановочного пункта, которое согласовано отделом пассажирских перевозок управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска. В настоящее время благоустройство ООТ «Братская» (конечная) завершено.

 Также Дата изъята  администрацией г. Иркутска разыгран электронный аукцион Номер изъят на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети города Иркутска в 2014 году (3 этап). В соответствии с Техническим заданием (Приложение Номер изъят к Муниципальному контракту) местом выполнения работ по контракту является, в том числе улично-дорожная сеть в районе ООТ «Б» по четной стороне <адрес изъят> локальному ресурсному сметному расчету № 3, (Приложение Номер изъят к Контракту), выполняются следующие виды работ: устройство тротуаров, ремонт существующего кармана, установка дорожных знаков, перенос опоры освещения. В соответствии с протоколом Номер изъят от Дата изъята  победителем аукциона является ООО «Ф».

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Куйбышевского района г. Иркутска Мухаметов Э.Р. просит оставить решение суда без изменения.

 Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

 Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

 Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 В силу ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 В соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

 На основании п.п. 3, 5, 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

 Из вышеуказанных положений закона следует, что обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на орган местного самоуправления.

 Пункт 5 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 1 ст. 42 Устава г. Иркутска установлено, что администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области.

 Согласно п. 1 Положения о Комитете городского обустройства администрации г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 № 005-20-230343/1 (в ред. решения Думы г. Иркутска от 01.11.2013 № 005-20-500873/3) Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Комитет) является самостоятельным функциональным структурным подразделением (органом) администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность по управлению городским хозяйством на территории муниципального образования город Иркутск (далее - город Иркутск).

 К основным задачам Комитета относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению города, и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска (п. 12).

 Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

 Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ч.1 ст.19 Устава). В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (ч.6 ст. 19 Устава).

 Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

 В соответствии с п. 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

 а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

 б) наименование остановочного пункта;

 в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

 г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

 д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

 е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

 ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (п. 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

 На указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа (п. 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

 В силу п. 50 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров, расположение на остановочном пункте транспортного средства и оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.

 На указателях остановочных пунктов должна содержаться следующая информация: - вид городского общественного транспорта, к которому относится данный остановочный пункт; - название остановочного пункта; - является ли данный остановочный пункт временным или «по требованию» (если такой информации нет, то остановочный пункт является постоянным); - номера маршрутов, имеющие на нем остановки; - название конечной остановки каждого маршрута; - периоды времени действия остановочного пункта для тех маршрутов автобуса, которые имеют остановки на нем только в определенные часы; - интервалы движения по периодам суток (при малой частоте движения под указателем остановочного пункта должна помещаться табличка с расписанием движения); - время начала и конца движения. В городах, где установлено единое время начала и конца работы городского общественного транспорта, эта информация наносится только для маршрутов, у которых это время отличается от единого времени (п. 52 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте).

 Пункт 53 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, предусматривает, что указатели остановочных пунктов должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы обеспечивать хорошую видимость их водителями и пешеходами. В темное время суток указатели остановочных пунктов должны освещаться.

 Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что остановочные пункты общественного транспорта «Б (конечная)» и «Б (из центра)» по <адрес изъят> относятся к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включены в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Иркутска, что подтверждается Приложением Номер изъят к постановлению администрации г.Иркутска от Дата изъята  Номер изъят.

 Актом совместной проверки прокурора Куйбышевского района г.Иркутска и государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Иркутску от Дата изъята , подтверждаются доводы ответчика о том, что директор ООО «Н» М. выполнил своими силами частично благоустройство остановочного пункта Б (конечная), организовав заездной карман, посадочную площадку, таблички с наименованиями маршрутного транспорта, навеса остановочного пункта в районе дома по <адрес изъят>.

 Между тем, установлено и не оспаривается ответчиком, что данный остановочный пункт не оборудован техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16 (имеется односторонний знак, установлен за деревом, что исключает его видимость со стороны остановочного пункта и жилых домов), не оборудован разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, отсутствуют ограждения, освещение, пешеходный переход.

 Кроме того, согласно акту проверки:

 - остановочный пункт остановки общественного транспорта «Б» (из центра), расположенный по <адрес изъят>, не оборудован остановочной площадкой, посадочной площадкой, освещением, заездным «карманом», тротуаром, автопавильоном, скамьей, техническими средствами по организации дорожного движения (двухсторонним дорожным знаком 5.16, разметкой с обозначением места остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, ограждениями). Отсутствует информация: о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Отсутствуют указатели, определяющие: место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

 - проезжая часть на <адрес изъят>, в том числе в районе остановки общественного транспорта «Б» (конечная), остановки общественного транспорта «Б» (из центра) имеет четыре полосы (по две полосы в обе стороны), участок дороги прямой, движение автотранспорта очень интенсивное, нерегулируемый пешеходный переход, в том числе с установкой искусственной неровности, отсутствует. Дополнительного искусственного освещения, а также горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, 1.25 не имеется.

 При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что федеральным законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 В связи с чем, суд первой инстанции правильно признал заявленные прокурором исковые требования о возложении обязанности привести остановочные пункты в соответствие с нормами законодательства законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Доводы апелляционной жалобы о незаконном возложении судом на Комитет городского обустройства администрации г. Иркутск обязанности по приведению остановочных пунктов в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, со ссылкой на отсутствие запланированных денежных средств, правового значения не имеют и во внимание не принимаются. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения. В связи с чем, доводы ответчика о необходимости для исполнения решения суда провести дополнительные согласования и внести изменения в утвержденную программу, не могут послужить основанием для отказа в иске.

 Доводы жалобы относительно невозможности исполнения требования прокурора в установленный в решении суда срок не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку в силу действующего законодательства исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска возложены на ответчика, который обязан принимать своевременные меры к созданию таких условий.

 Выводы суда первой инстанции в решении мотивированы, основаны на нормах материального закона, правильно примененного судом, и фактических обстоятельствах, с ними следует согласиться. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

 Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 сентября 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий

  Е.Ю. Орлова

   Судьи

  И.В. Скубиева

 А.Л. Малиновская